Загадочная душа народа

Григорий Френклах
Несколько дней назад я прочитал у одного автора в Мастерской (https://club.berkovich-zametki.com/) точное и краткое определение: «Народ — это педагогический проект». Так вот: рассеяне, а перед ними советский народ — это неудачные педагогические проекты последнего столетия.
Русский народ, кстати, тоже был весьма и весьма неудачным проектом. Нельзя всё время делать то же самое и ожидать другого (лучшего) результата. Может быть сначала определиться в чём проблема — что делает «полных» рассеян и рассеян «на всю голову» такими?
 
Думаю дело вот в чём:
 
1. Любое историческое событие, произошедшее с рассеянами произошло СЕЙЧАС — даже если оно произошло века назад. Наполеона победили только что. ВОВ всё ещё продолжается. Да что ВОВ — Александр Невский ещё вчера победил псов-рыцарей;
 
2. Любое историческое событие, произошедшее с рассеянами произошло ЗДЕСЬ — даже если оно произошло за тысячи км. в каких-нибудь "Богом забытых США";
 
3. Рассеяне ВСЕГДА правы в этом событии — т.е. они всегда ИСТОРИЧЕСКИ ПРАВЫ;
 
4. Мир ВСЕГДА враждебен и хочет (хотел и будет хотеть) уничтожить Рассею и рассеян;
 
5. Неблагодарный Мир обязан/должен (был, есть и будет) рассеянам за спасение, культуру — да мало ли за что. Должен и всё тут!;
Вот такие неизменные "значения атрибутов" у "объекта"… "рассеяне"
 
Так может сначала "значения атрибутов" у рассеян попробовать подкорректировать?
 
А теперь сравним значения атрибутов для современных европейцев:
 
1;2; Современные европейцы вообще живут тем, что происходит здесь и сейчас, а не тем, что происходило когда-то и где-то, позволяя прошлому "хоронить своих мертвецов";
 
3. Какое-то время они и к своей "исторической правоте" были почти равнодушны, но сейчас они, похоже, чувствуют себя виноватыми;
 
4;5; Что же касается враждебности Мира и того, что он "им должен" — такое ощущение, что они наоборот считают, что они остальному Миру что-то там должны, а он (Мир) их любит "изо всех сил";
 
Сравним рассеян с евреями:
 
4. Евреи тоже считают Мир  враждебным и желающим их (евреев) уничтожить — есть опыт
 
5. И да - считают, что Мир им обязан/должен за всё хорошее, что они для него сделали. Различные составляемымые ими (евреями) списки выдающихся евреев — это как раз из "этой оперы"
 
1;2; Евреи тоже считают, что то, что с ними происходило когда-то и где-то происходит здесь и сейчас. Это и доказывать не надо — недавно (на Песах) мы всем народом из Египта (каждый в своей квартире) в очередной раз выходили "И расскажи сыну своему";
 
3. Т.е. от рассеян евреи отличаются тем, что всё таки не уверены всегда своей "исторической правоте" - только иногда, причём, редко. Даже Танах - это этакий сборник еврейской "исторической неправоты".
 
Но в евреев рассеян правращать не стоит, подкорректировав им это ("историческая правота") "значение атрибута" — зачем этому Миру столько евреев?
 
Направления "коррекции" "значений атрибутов" для евреев (и рассеян, конечно):
 
1. Надо стремиться к тому, чтобы считать Мир не полем битвы, а этакой экосистемой - это правильное направление развития народа;
 
2. Надо перестать считать, что Мир евреям (и рассеянам) что-то "должен". Евреи, например, к этому (пока ?) не пришли, а про рассеян я вообще молчу;
 
3. Что же касается ощущения евреями (и рассеянами) того, что значимые исторические события происходят (с ними) "здесь и сейчас" — не знаю плохо это или хорошо. То, что без этого легче жить — безусловно, но кто сказал, что должно быть легко?
 
Итак некоторые критерии оценки "Души народа":
 
1. Отношение того или иного народа к значимым историческим событиям в которых он (народ) участвовал "во времени"
Например, для рассеян всё происходит с ними СЕЙЧАС — даже если это было сотни лет назад. А для немцев, французов? А для евреев? А для китайцев?
 
2. Отношение того или иного народа к значимым историческим событиям в которых он (народ) участвовал "в пространстве";
Например, для рассеян всё происходит с ними ЗДЕСЬ — даже если это происходит за тысячи км. А для немцев, французов? А для евреев? А для китайцев?
 
3. Оценка тем или иным народом своих действий в рамках значимого исторического события:
Например, рассеяне ВСЕГДА ПРАВЫ в своих действиях. А немцы, французы? А евреи? А китайцы?
 
4. Оценка тем или иным народом отношения окружающего (состоящего из других народов) Мира к "себе любимому";
Например, для рассеян Мир враждебен и хочет их уничтожить. А для немцев, французов? А для евреев? А для китайцев?
 
5. Оценка тем или иным народом своего отношения к (состоящему из других народов) Миру;
Например, рассеянам Мир всегда должен/обязан. А немцам, французам? А евреям? А китайцам?