Кубинка Айлама Сесе

Александр Щербаков 5
Еще совсем недавно имя этой играющей в команде "Уралочка-НТМК" кубинки знали лишь специалисты этой игры, следящие за соревнованиями молодежных команд, а сейчас оно прогремело на всю страну. И не только потому, что в решающем пятом поединки финальной серии она набрала 30 очков, на 10 больше, чем лучшая нападающая соперника Ирина Воронкова, но из-за фразы, брошенной главным тренером калининградского "Локомотива" Андреем Воронковым  своему игроку, назвав кубинку обезьяной.   И хотя он произнес эту фразу, отведя своего игрока в сторону, подальше от микрофонов телевизионщиков, но её услышали соперники из "Уралочки" и еще до окончания поединка потребовали извинения за расистское высказывание. По-видимому, протест был подан не только по адресу "Локомотива", но и в вышестоящие инстанции - судейскую коллегию и федерацию волейбола.

Кубинская волейболистка Айлама Сесе прокомментировала расистское высказывание главного тренера «Локомотива» Андрея Воронкова.

«Я могу только сказать, что у меня нет никаких проблем с этим. Я знаю, кто я, мне нравится мой цвет, и я не стыжусь его. Лично я ценю людей за их сердце и поступки, а не за цвет кожи или национальность. Меня совершенно не затрагивают слова, которые он высказал против меня. Это просто демонстрирует те немногие ценности, которые у него есть, и его отсутствие профессиональной этики.

Я не буду человеком, отвечающим злом на зло, к тому же я не позволяю себе опускаться до такого уровня, я гораздо выше. Я победила его в этом финале мысленно, и сегодня этим письмом я делаю это снова, потому что моё сердце больше, чем возвращать ненависть к тому, кто послал в мою сторону ненависть.

Наконец, я хочу поблагодарить всех сотрудников клуба за твёрдую позицию по этому вопросу, моих товарищей по команде и тренеров за поддержку, а также всех, кто написал мне слова поддержки», – написала Айлама в социальной сети.

Андрей Воронков уже давно на тренерском мостике. Он долгие годы тренировал мужские команды - кемеровский "Кузбасс", потом "Локомотив" из Новосибирска. С последней командой он выигрывал Кубок России, лигу европейских чемпионов, после чего ему доверили тренировать сборную России. Сменив за этом посту главного тренера Владимира Алекно, Воронков привел сборную команду к победе на чемпионате Европы 2013 года, но потом успехи команды пошли на спад - неудачное выступление на чемпионате мира 2014 года и чемпионате Европы 2015 года.  И когда над сборной нависла угроза не попасть на Олимпиаду-2016 года в Рио-де-Жанейро,  в сборную вернули Алекно.

Воронков остался без работы, поэтому приложил усилия для создания  женской команды "Локомотив" в Калининграде, которая и была сформирована. В неё пригласили несколько ведущих игроков из других клубов, в том числе дочь главного тренера Ирину Воронкову. С нарушением всех спортивных регламентов команду допустили играть в суперлигу чемпионата России, и в первый же сезон она стала серебряным призером.  В том составе "Локомотива" главной звездой была темнокожая кубинка.  Потом она ушла в декретный отпуск и перестала играть.  Позже "Локомотив" в драматической противостоянии выиграл чемпионское звание у московского "Динамо", и вот недавно новая победа и золотые медали у волейболисток "Локомотива" из Калининграда.

Но я не о личности Андрея Воронкова как тренера.  О его достоинствах можно спорить, но успехи его команд налицо.

Кубанка Айлама уже три  года играет в России. Сейчас ей 21 год, рост 188 см, высокая, легкая, как многие кубинцы, обладает выдающейся прыгучестью и сильным нападающим ударом. Но её почти два года выпускали только на матчи молодежной команды, потом она получила травму плеча, её оперировали и она почти весь текущий сезон восстанавливалась. Потом приступила к тренировках и к матчах плей-офф набрала великолепную форму.

Благодаря её игре "Уралочка" на предыдущих этапах плей-офф обыграла команды "Тулицу" и "Динамо-Ак Барс из Казани,  которая победили в регулярном чемпионате и была фаворитом.  И вот не без помощи этой сильной нападающей команды оказала серьезной сопротивление второму фавориту - "Локомотиву", выиграла 2 поединка и довела противостояние до пятого решающего матча. И там, проигрывая  0-2, отыгралась и лишь в укороченной партии "Локомотив" сломил сопротивление девочек из Урала. Лидер команды "Уралочка" Ксения Парубец из-за огромной физической усталости буквально еле передвигала ноги и допустила несколько ошибок в конце тай-брейка. Лишь Айлама забивала и забивала мячи, набрав, как я написал, 30 очков за матч.

И потом разразился скандал с высказыванием Андрея Воронкова, после которого пошли круги.

Кубинская волейболистка Аилама Сесе Монталво объявила в социальных сетях об уходе из екатеринбургской «Уралочки-НТМК».
— Спасибо «Уралочке» за возможность выступать за такой великий клуб. Спасибо девочкам за все моменты, которые мы провели вместе, а также фанатам за то, что вы всегда поддерживали нас. Уверена, что никогда не забуду время, проведенное в клубе. Вы навсегда в моем сердце! — написала Монталво.

12 мая главный тренер калининградского «Локомотива» Андрей Воронков во время тайм-аута в финальном матче чемпионата России против «Уралочки-НТМК» давал наставления игрокам и отозвал в сторону Валерию Зайцеву, обращаясь к которой, заявил: «Почему опять ловишь эту обезьяну?». Фраза попала в эфир телеканала «Матч ТВ». Тайм-аут был взят после результативных действий Монталво.

21-летняя доигровщица выступала за «Уралочку-НТМК» с 2019 года. В составе клуба из Свердловской области она стала бронзовым и серебряным призером чемпионата России.

Экс-игрок сборной России по волейболу Дмитрий Фомин считает, что ушедшую из «Уралочки-НТМК» на фоне расистского скандала кубинскую доигровщицу Аиламу Сесе Монталво будет трудно заменить.

Главный тренер калининградского «Локомотива» Андрей Воронков 12 мая в пятой игре финальной серии чемпионата России против «Уралочки» во время одного из тайм-аутов, разговаривая со своими игроками, спросил: «Почему ты ловишь эту обезьяну?», намекая на Монталво. 16 мая стало известно, что Монталво покидает «Уралочку», за которую играла с 2019 года. Всероссийская федерация волейбола объявила, что рассмотрит высказывания Воронкова на заседании дисциплинарной комиссии 19 мая.

Как сообщил «Матч ТВ» тренер клуба из Свердловской области Михаил Карполь, решение 21-летней кубинки никак не связано со скандалом.
— Она являлась ключевым игроком «Уралочки», набивала по 45-50 ударов за игру, поэтому команде будет сложно ее заменить. На рынке сейчас очень мало игроков, с ними прямо беда. Даже имея деньги, сейчас сложно укомплектовать команду. Если дать условно какому-либо клубу любые деньги с условием собрать игроков и занять первое место в чемпионате, то никто этого не сделает.

Может ли повлиять расистский скандал на привлекательность российской лиги? Нет, не думаю. Мне кажется, что тренер не хотел кого-то специально оскорбить. Если решение Федерации волейбола России (ФВР) будет адекватным, то и вопросы у всех сами по себе отпадут.

Незамеченным это оставить нельзя, мне будет интересно понаблюдать за тем, как это все разрешится. Повторюсь, это неприятный эпизод, но я не думаю, что тренер «Локомотива» хотел как-то специально оскорбить кубинскую волейболистку, — сказал Фомин.