Когда появился Александр Невский

Андрей Пустогаров
 
Тоже мне вопрос!
Вот Новгородская Первая летопись:
"В лЂто 6748 [1240]. Придоша СвЂи в силЂ велицЂ, и Мурмане, и Сумь, и Ђмь в кораблихъ множьство много зЂло; СвЂи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Не†устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую".
Но "Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побЂди я ... и ту бысть велика сЂча СвЂемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ".

(Среди павших новгородцев отметим попутно "Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника", правда, некоторые слова в те времена значили не то, что теперь).


Вот вам и Невский. А дальше еще про Чудское побоище с немцами да про поездки в Орду. В общем, все чин чинарем. Князь, правда, именуется то Олександром, то Александром, а затем вдруг под 1257 годом получаем: "а князь Олександръ выгна сына своего изъ Пльскова и посла в Низъ, а Александра и дружину его казни: овому носа урЂзаша, а иному очи выимаша".

(Вроде нехорошо  святому благоверному "овому носа урЂзаша, а иному очи выимаша", ну  да а  кому тогда было легко?)

Есть, впрочем,  мнение, что изначальным источником сведений об Александре является "Житие Александра Невского" ( или "Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра"). Это потому, что в "Житии" приводятся отсутствующие в Новгородской Первой сведения о разорении Батыем Суздаля, где княжил брат Александра Андрей, а также об отказе Александра принять учение от папы Римского. А ,стало быть, это не автор "Жития" высосал эти сведения из пальца, а летописец отчего-то не вставил их в свою летопись.

Правда, согласно Повести, десант в устье Невы высаживает "король страны Римской из Полуночной земли", и сказав свое эпохальное "Не в силе Бог, но в правде", Александр бьется с римлянами.
Не удивительно, что Словарь книжников и книжности Древней Руси пишет: "история текста Повести необычайно сложна, многое остается пока спорным".

Но, независимо от того, какой источник был более ранним, оба они повисают в воздухе. Ведь хотя  Александр Невский был-де  канонизирован (то есть объявлен святым) на Московском соборе 1547 года (и то сказать - через 300 без малого лет после его якобы кончины), но культ его появляется только в 18 веке. В 1710 году Петр Первый закладывает на месте, как тогда считалось, Невской битвы посвященный Александру Невскому монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру. Здесь Феофан Прокопович произносит "Слово в день святого благоверного князя Александра Невского, проведанное Феофаном, епископом Псковским, в монастыре Александро-Невском при Санкт-Петербурге 1718 году". В 1719-м Слово было издано. Получивший образование у иезуитов в Киевской Духовной (Могилянской) Академии и Римском коллегиуме св. Афанасия, Феофан с 1718 по 1725 гг. был архиепископом Псковско-Великолукским и Нарвским, а впоследствии возглавлял Святейший Правительствующий Синод, то есть Русскую Церковь.

И вот оказывается, что в 1718 году Феофан Прокопович практически ничего об Александре Невском и об его победе не ведает.
"история победы этой весьма кратка и лишена подробностей..."
Вот странность! А ведь в "Житии Александра Невского", которое по долгу службы положено было знать Феофану, так как раз много подробностей.
Да и о том, что Александр одержал победу, Прокопович делает вывод исключительно на основе прозвища князя: "Но известно, что победители от мест их победы или народов побежденных заимствовали себе прозвания (как было в обычае у древних римлян) не за некое легкое с неприятелем сражение, но за бой, многими подвигами ознаменовавшийся, и за полную и великую победу, такие прозвания приобретали себе, то и наш Александр мог прозван быть Невским только за такую при Неве победу, которая неприятелю совершенное бедствие, а России совершенное безпечалие подала".
Так что неверно "думал бы кто, что он при Неве родился".
"Но он при Неве, пренебрегая жизнью своею и на кровавую смерть за целость государства своего себя приготовив, благословенным же оружием умертвив смертоносного супостата, возродил Россию и ее части: Ингрию (как теперь именуется) и Карелию, уже тогда отторгнутые, удержал и утвердил в теле отечества своего и, прозван был Александром Невским, и тем свидетельствует и доныне, что Нева есть российская".
Это, собственно, все, что мы узнаем об Александре из речи Феофана.
Разве что еще вполне понятную в той обстановке фразу о борьбе с внутренними врагами: "Если подвизался он с крайним бедствием на неприятелей, - то разве бы поленился властью своей бороться с внутренними врагами, ворами, хищниками, клеветниками, убийцами, неправедными судьями и иными злодеями?"

Да, культ победителя шведов в то время и в том месте, где была произнесена речь Феофана Прокоповича, был весьма уместен. Как говорится, если такого святого не было, его стоило придумать.
Но отчего же Феофан Прокопович не воспользовался в 1718 году сведениями летописей и "Жития"? Ответ может быть только один:
оттого, что летописи и "Житие" еще не были написаны.
И сведения об Александре Невском появились в них вследствие сформулированной Прокоповичем идеологической задачи по созданию культа Александра Невского.
Как говорится, сухая директива Прокоповича постепенно обросла сочными подробностями
Мы согласимся с тем, что первоначально появилось "Житие Александра Невского", которое впоследствии целиком включалось во многие "русские летописи".
Что касается самих "летописей", то "В 1767 году текст (т.н.Радзивиловской) летописи (Повести временных лет) был напечатан в Петербурге - вот настоящее начало Русских летописей…, Радзивилловский список сильно возбудил воображение своих читателей, никогда не видавших еще ничего подобного, и вызвал естественное желание пополнить эти сведения и продолжить их за 1206 год, которым он оканчивается, вернее, обрывается… Поэтому и начались ее переписки с продолжениями" (Николай Морозов. «Новый взгляд на историю русского государства», М. Крафт+ЛЕАН, 2000, с.888).
Такой "летописью" и была Новгородская Первая, перемежавшая записи Радзивилловской летописи о киевских князьях со сведениями о делах новгородских и продолжившая "летописание" на Александра Невского и его победы.