Детский реабилитолог - кто он?

Русский Доктор
Неонатолог - реабилитолог — это детский врач, который отвечает за лечебные, профилактические и диагностические процедуры, которые направлены на выявление нарушений двигательных функций, врожденных или приобретенных ребенком. Он работает с мышечно-скелетными и нейромышечными заболеваниями, врожденными нарушениями и задержкой развития тела ребенка, состояниями, которые возникают после родов (особенно тяжелых\патологических). Использование и сочетание разных методов реабилитации, например различных видов массажа, лечебной гимнастики, физиотерапии позволяет достигнуть весьма эффектных результатов в реабилитации.  В настоящее время официально, на базе роддомов, детских поликлиник, стационаров, лечебно-диагностических центров такой специальности нет. Очень трудно подготовить специалиста, который одновременно является неврологом, ортопедом, врачом лфк, педиатром, физиотерапевтом, да еще с навыками традиционной реабилитации (акупунктура, остеопатия, гомеопатия и тд). Но, такие специалисты есть практически в каждом городе. Но это штучная выделка. Их готовит сама жизнь и постоянная работа с маленькими пациентами.
По отношению к новорожденным и детям первых месяцев жизни ведущие отечественные специалисты считают более точным термин «абилитация» - создание условий для адекватного возрастного формирования умений и навыков. Тем не менее, термин «реабилитация» является более распространенным в отечественной и зарубежной литературе и предполагает восстановительное лечение детей с перинатальной патологией, начиная с I и II этапов выхаживания и далее на этапе амбулаторно-поликлинической помощи.
К сожалению, сейчас в нашей стране «реабилитолог» –  это специалист, который занимается именно реабилитацией (в физическом понимании этого термина: массаж\лфк\манульные техники и тд), а не комплексной оценкой ребенка и выявлением рисков.  Комплексная оценка и выявление рисков нарушения моторного и психомоторного развития должна проводиться с первых дней, максимум недель жизни.
Это все теория. Что мы сейчас имеем на практике: после рождения, на базе роддома, проводится базовая оценка жизненных функций, без анализа возможных последствий даже нормально (?) протекавших родов, не говоря уже про патологические, даются как правило стандартные рекомендации по ведению новорожденного и обращению к узким специалистам в месяц (!?). На уровне поликлиники проводится как правило стандартизированный поверхностный анализ состояния с выдачей формализованных рекомендаций (имеются в виду узкие специалисты: педиатр\невролог\ортопед). Отчасти это обусловлено дефицитом времени, отчасти отсутствием парадигмы диагностики родовой микротравматизации на уровне поликлиники. Очень часто теряется время и работа с ребенком начинается при уже сформированных признаках травматизации (кривошея, ассиметрии черепа, ассиметрия движений и тд). На этих этапах важно в самый ранний послеродовый период выявить риски и начать с ними работать. Вот, собственно, это и есть задача врача неонатолога-реабилитолога: на базе комплексных знаний разных отраслей педиатрии, анализа беременности, технологии родов и клиника раннего послеродового периода, на базе множества наводящих вопросов определить риски и подводные камни развития у ребенка. Сложность получения информации еще и в том, что из документов на руках только выписка из роддома. Но информация в выписке весьма скудна. Со стороны акушерского корпуса вообще нет почти информации о течении родов, ибо ребенка выписывает же не акушер, а педиатр. Поэтому приходится вести опрос самой мамы по уже отработанной схеме, дающей более 50% информации о течении беременности и родов. Конечно, очень хорошо было бы если бы будущие мамы еще до родов примерно представляли себе свои действия после рождения ребенка, исходя из соображения, что в родах микротравматизация случается у всех или практически всех детей (процент приближается к 100). И озадачится реабилитацией надо сразу после рождения (как репетиторами за 2 года до ЕГЭ), а не ожидая когда сформируются уже клинические признаки родовой микротравматизации. Но вот вопрос: на каком уровне надо подать информацию о возможной микротравматизации, что бы мама(родители) имели план действий. Тут пока тупик. Подавать информацию до рождения трудно, ибо мамы еще не мамы, а только будущие и информация о возможной травматизации (по мнению одного известного акушера-гинеколога) сознает отрицательную установку на благоприятное течение родов. Подавать ее после рождения пока невозможно, ибо в роддоме информация в основном дается позитивная без  ориентации на риски и подводные камни.
Для успешной реабилитации детей на первом году необходима единая методика наблюдения и лечения, основанная на знании анатомо-физиологических особенностей организма ребенка, закономерностей нервно-психического развития, сроках формирования моторных навыков и точных знаниях о состоянии и степени повреждения ЦНС. Основным критерием эффективности проводимой терапии можно считать нормализацию темпов физического и психического развития, т.е. последовательного сокращения разницы между корригированным и фактическим возрастом ребенка за минимально возможное время.
Современная структура восстановительного лечения детей с последствиями перинатальной патологии должна быть основана на основных принципах медицинской реабилитации в периоде новорожденности (1-й месяц после рождения) и в раннем детском возрасте (1-й год жизни):
• Ранняя диагностика возможных родовых микроповреждений, анализ их и прогнозирование вариантов развития ребенка на первом году, возможности задержки моторного и психомоторного развития ;
• этапность и преемственность: роддом ( первичное выявление рисков исходя из анализа течения беременности, техники родов, состояния новорожденного в первые дни) – консультация врача – неонатального реабилитолога (первый месяц после рождения) для тщательного анализа течения беременности, технологии родов, раннего послеродового (первый месяц) периода – наблюдение врачом реабилитологом в течении первого года жизни за особенностями развития ребенка на основе выявленных рисков.
• психолого-педагогическая коррекция с момента стабилизации состояния и на протяжении всего раннего детства (педиатр, психолог, логопед, дефектолог);
• нутритивная поддержка (педиатр, гастроэнтеролог);
• активная и пассивная иммунизация по индивидуальной программе;
• обязательный контроль физической и фармакологической нагрузки (по совокупности воздействий).
К немедикаментозным факторам воздействия на организм ребенка относятся, прежде всего, методики, основанные на физическом воздействии: ЛФК, массаж, гидрокинезитерапия, бальнеотерапия, сухая иммерсия, лазеротерапия, теплолечение и другая аппаратная физиотерапия.