ШТАБ НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
4-ГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ФРОНТА
в/ч 44552
Сформирован 17 января 1942 г. в г. Москва, Западный фронт Приказом НКПС от 08.01.42 г. № С-19-ц, на основании Постановления ГКО от 03.01.42 г. № 1095с.
В составе Действующей Армии с 17.01.42 г. по 09.05.45 г.
17.01.42 г. Западный фронт ГУВВР ДА
24.04.44 г. 3-й Белорусский фронт -*- -*-
09.05.45 г. -*- -*- -*-
10.05.45 г. -*- -*- ст. Инстербург
05.06.45 г. ГСОВ в Германии -*- -*-
07.09.45 г. Смоленский ВО -*- г. Смоленск
01.04.46 г. -*- -*- -*-
01.04.46 г. директивой ГШ от 22.02.46 г. № орг/5/225522 на основании Постановления СНК СССР от 21.12.45 г. № 3132-945сс Штаб НЖВ УВВР-4 расформирован. Личный состав обращен на формирование Управления 3-го ждк.
Начальники ЖДВФ.
Полковник
Смирнов Александр Петрович с 17.01.42 г. по 01.94.46 г.
Присвоено воинское звание
- генерал-майор технических войск 04.08.1942 г.
- генерал-лейтенант 29.07.1945 г.
Назначен командиром 3-го ждк.
1942 г.
Основные объекты работ:
Восстановление и усиление ж.д. участков: Москва – Ржев, Москва – Вязьма, Москва – Брянск, Вязьма – Плеханово, Сухиничи – Смоленск, Сухиничи – Рославль, Москва – Горбачево – Сухиничи, Тула – Козельск, Мытищи – Дмитров, Москва – Клин и другие. Стр. № 150 узкоколейная дорога Бухолово – Карманово.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы -
2. Укладка пути:
- главного 263 км
- станционного 146 км
- стрелочных переводов 488 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 109 шт./1645 п.м.
- средних и больших мостов 21 шт./2794 п.м.
4. Линий связи:
- проводов 8691 пров./км
5. Пунктов водоснабжения 22 шт.
Воинские части.
- 1 ождбр 17.01.42 г. прибыла из ОКЖДВ Западный фронт.
- 64, 65, 67, 76, 86 оспждб
- 32 омждб
- 1 обмждр
- орс
- 41 оэждр
- 4 ождбр 17.01.42 г. прибыла из ОКЖДВ Западный фронт.
- 69, 75, 78, 85 оспждб
- 3 омждб 10.08.42 г. прибыл из 26 ождбр
- 30 обмждр
- орс
- 42, 62 (01.10.42 г. прибыла из 26 ождбр) оэждр
- 26 ождбр 25.01.42 г. прибыла из УВОСО Западный фронт.
- 5, 30, 33 овждб
- 3 омждб 10.08.42 г. убыл в 4 ождбр
- 34 обмждр
- 17, 52, 54, 62 (01.10.42 г. убыла в 4 ождбр) оэждр
Спецформирования.
- Гвот-10
- Горем 5, 18, 33, 37, 51
- Подрем 4, 5, 12, 21, 22
- Водрем 10, 17, 24
- Связьрем 10, 11, 18
- Мостопоезд 56/38, 52/23, 54/25, 33/24, 50/21
- Голбаза 6, 7, 11
- Мостобаза 4
- СМП 4, 6, 8, 9, 17, 31, 43/51, 45/52
и другие.
1943 г.
Основные объекты работ:
Ржев – Вязьма – Занозная – Фаянсовая – Брянск, Батюшково – Вязьма – Смоленск, Занозная – Смоленск, Фаянсовая – Рославль – Кричев – Драниха, Сухиничи – Брянск – Рославль – Смоленск, Стр. № 200 узкоколейная дорога Издешково – Вадино.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 17325 куб.м
2. Укладка пути:
- главный 1717,6 км
- станционный 569,2 км
- стрелочных переводов 1214 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 793 шт./9753 п.м.
- средних и больших мостов 65 шт./5583 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 1737,7 км
- проводов 14069 пров./км
5. Пунктов водоснабжения 45 шт.
6. Гражданских сооружений 33732 куб. м
Воинские части.
- 1 ождбр
- 47 (сформирован 03.03.43 г., 24.04.43 г. убыл в 25 ождбр), 48 (сформирован 03.03.43 г, убыл в 26 ождбр 24.04.43 г.), 64 (переформирован из 64 оспждб 01.03.43 г.), 65 (переформирован из 65 оспждб 01.03.43 г, убыл в 26 ождбр), 67 (переформирован из 67 оспждб 01.03.43 г.), 76 (переформирован из 76 оспждб 01.03.43 г.), 86 (переформирован из 86 оспждб 01.03.43 г.) овждб.
- 32 омждб
- 1 (01.01.43 г. убыл в 1 цвждп г. Казань), 6 (сформирован 08.03.43 г.) обмждр
- 1 (01.03.43 г. переформирована в 1 орвждс из орс, 18.11.43 г. переформирована в 1 обвждс) обвждс.
- 41, 52 (01.01.43 г. прибыла из 26 ождбр) оэждр
- 4 ождбр
- 69, 75, 78 (все 01.03.43 г. переформированы из оспждб), 85 (01.03.43 г. переформирован из оспждб, 13.05.43 г. убыл в 43 ождбр ст. Лосиноостровская МВО ГУВВР), 92 (03.03.43 г. сформирован д. Дубровино Западный фронт), 93 (сформирован 03.03.43 г., 01.04.43 г.убыл в 25 ождбр) овждб
- 3 (01.04.43 г. убыл в 26 ождбр), 26 (12.08.43 г. прибыл из 43 ождбр ГУВВР ст. Ржев МВО) омждб
- 30 обмждр
- 4 обвждс 01.03.43 г. орвждс переформирована из орс, 26.11.43 г. переформирована в 4 обвждс
- 42, 62 оэждр
21 ождбр 22.03.43 г. прибыла из НЖДВ Забайкальского фронта ст. Борзя
- 49, 51, 54, 56 овждб
- 12 омждб
- 21 обмждр
- 21 обвждс, 10.11.43 г. переформирован из 21 орвждс
- 9, 44 оэждр
25 ождбр 01.04.43 г. прибыла из УВВР-10 ст. Вешняки МВО, 01.08.43 г. убыла в УВВР-10 Брянский фронт.
- 16, 32, 47 (24.04.43 г. прибыл из 1 ождбр), 73 (30.04.43 г. убыл в 43 ождбр г. Москва), 93 (01.04.43 г. прибыл из 4 ождбр) овждб
- 13 омждб 20.11.43 г. прибыл из 8 ождбр УВВР-1 Белорусский фронт
- 11 обмждр
- 25 орвждс
- 6, 12 оэждр
- 26 ождбр
- 5, 30, 33 (20.02.43 г. убыл в 19 ождбр УВВР-3 Воронежский фронт), 48 (24.04.43 г. прибыл из 1 ождбр), 65 (01.03.43 г. прибыл из 1 ождбр) овждб
- 3 омждб 01.03.43 г. прибыл из 4 ождбр
- 34 обмждр
- 26 обвждс (01.03.43 г. переформирована из орс в орвждс, 14.11.43 г. переформирована в обвждс)
- 17, 52 (01.01.43 г. убыла в 1 ождбр), 54 оэждр
- 4 опкждр 01.04.43 г. прибыла из 25 ождбр УВВР-10 ст. Тучково Западного фронта
Прикомандированные части.
- 81 овждб из 10 ождбр УВВР-7 Калининский фронт
- 65 оэждр из 30 ождбр УВВР-9 2-й Прибалтийский фронт
Спецформирования.
- Горем 5, 18, 33, 37, 51
- Связьрем 11, 18, 29
- Водрем 17, 20, 24
- Мостопоезд 12, 16, 21, 23, 24, 25, 33, 36, 55
- ВСМП 102, 107, 108, 110
- МПС 5, 14, 23
- Мостобаза 4
- Голбаза 6, 7, 11
И др.
1944 г.
Основные объекты работ:
Шуховцы – Орша – Минск – Молодечно – Вильно – Каунас – Шталлупинен, Витебск – Орша, Крулевщизна – Молодечно – Лида – Вильно, Вильно – Гродно.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 73377 куб. м
2. Укладка пути:
- главный 2510,9 км
- станционный 1113,5 км
- стрелочных переводов 3364 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 210 шт./2572 п.м.
- средних и больших мостов 67 шт./4069 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 1821,1 км
- проводов 21563 пров./км
5. Пунктов водоснабжения 59 шт.
6. Гражданских сооружений 71880 куб. м
Воинские части.
- 1 ождбр
- 64, 67, 76, 86 (15.02.44 г. переформирован в 86 омждб) овждб
- 32, 86 (15.02.44 г. переформирован из 86 овждб) омждб
- 6 обмждр
- 1 обвждс
- 41, 52 (19.05.44 г. расформирована ст. Ховрино МВО) оэждр
- 4 ождбр 01.05.44 г. убыла в УВВР-9 2-й Белорусский фронт
- 69, 75 (15.02.44 г. переформирован в 75 омждб), 78, 92 овждб
- 26, 75 (переформирован из 75 овждб) омждб
- 30 обмждр
- 4 обвждс
- 42, 62 оэждр
- 21 ождбр 08.02.44 г. убыла в УВВР-2 Ленинградский фронт
- 49, 51, 54, 56 овждб
- 12 омждб
- 21 обвждс
- 9, 44 оэждр
- 23 ождбр 01.07.44 г. прибыла из УВВР-3 1-й Украинский фронт, 20.07 44 г. убыла в УВВР-7 1-й Прибалтийский фронт
- 34, 35, 88, 107 овждб
- 11 омждб
- 24 обмждр
- 23 обвждс
- 40 оэждр
- 26 ождбр
- 5, 30, 48, 65 овждб
- 3 омждб
- 34 обмждр
- 26 обвждс
- 17, 54 (19.05.44 г. расформирована ст. Ховрино МВО) оэждр
- 4 опкждр
Прикомандированные части.
- 898 оавтб на июль-август из УВВР-8 3-й Украинский фронт
Спецформирования.
- Горем 5, 18, 37, 51
- Связьрем 11, 18, 20, 29
- Водрем 17, 20, 22, 24
- Мостопоезд 12, 21, 23, 24
- Голбаза 6, 7, 11
и др.
1945 г.
Основные объекты работ:
Шталлупинен – Гольдап, Шталлупинен – Инстербург – Кенигсберг – Паллау, Тильзит – Кенигсберг – Коршен – Лыкк, Коршен – Алленштейн – Дейч. Капитальное восстановление Литовской и Западной ж.д.
Основные объемы работ:
1. Земляные работы 126498 куб.м
2. Укладка пути:
- главный 1669,5 км
- перешивка 827,5 км
- станционный 511,4 км
- стрелочные переводы 1711 компл.
3. ИССО:
- малых мостов и труб 96 шт./1103 п.м.
- средних и больших мостов 82 шт./1432 п.м.
4. Линий связи:
- столбов 2483 км
- проводов 14146 пров./км
5. Водоснабжение 34 шт.
6. Гражданских сооружений 16855 куб. м
7. ж.д. ветки спец. назначения и узк. линии 77,6 км
Воинские части.
- 1 ождбр 05.07.45 г. убыла в УВВР-11 ст. Омск ЗапСибВО
- 64, 67, 76 овждб
- 32, 86 омждб
- 6 обмждр
- 1 обвждс
- 41 оэждр
- 10 ождбр 02.04.45 г. прибыла из УВВР-7 Земляндская группа войск, 25.07.45 г. убыла в УВВР-9 ст. Сосьва УрВО.
- 19, 24, 25, 46 овждб
- 8 омждб
- 10 обвждс
- 73 оэждр
- 25 ождбр 05.02.45 г. прибыла из УВВР-10 2-й Прибалтийский фронт, 24.04.45 г. убыла в НЖВ Дальневосточного фронта ст. Куйбышевка Восточная.
- 16, 32, 47, 93 овждб
- 13 омждб
- 11 обмждр
- 25 обвждс
- 6 оэждр
- 26 ождбр 15.08.45 г. убыла в г. Можайск МВО
- 5, 9 (10.10.45 г. прибыл из 19 ождбр ПрибВО), 30, 48, 65 овждб
- 3 омждб
- 34 обмждр
- 26 обвждс
- 17 оэждр
- 898 оавтб 09.05.45 г.прибыл из УВВР-8 3-й Украинский фронт, 01.09.45 г. убыл в г. Можайск МВО
- 4 опкждр 01.09.45 г. убыла на ст. Гжатск МВО
Спецформирования.
- Горем 5, 18
- Связьрем 29
- Мостопоезд 23
- Голбаза 6, 7, 11
- РММ 4
- АТК 4
- Мостобаза 4
и др.
Исторические документы.
1. Исторический справочник по ЖДВ СА 3 -8 том бш
2. Отчет о работе УВВР-4 за 1942 г. № 42 13 ящ.
3. Отчет о работе УВВР-4 за 1943 г. № 44 14 ящ.
4. Отчет о работе УВВР-4 3 Бел. Фронта за 1944 г. № 47 -*-
5. Отчет о работе УВВР-4 за 1945 г. № 50 -*-
6. Фотоальбомы УВВР-4: Арх. № 1
- восст. работы 1941-1942 г. № 18
- восст. работы 1943 г. № 19
- восст. работы 1941-1945 г. № 20
- восст. работы 1944 г. № 21
- Гвот-10 1942-1943 г. № 22, 23, 24
- мосты 1941-1945 г. № 93
- начальники Кенигсберг 1943-1944 г. № 353
- Каунас 1944 г. № 400
Условные сокращения частей.
- ждк - ж.д. корпус
- ождбр – отдельная ж.д. бригада
- УБ – управление бригады
- ождп – отдельный ж.д. полк
- оуждп – отдельный учебный ж.д. полк
- омждп – отдельный мостовой ж.д. полк
- омждпсн – отдельный мостовой ж.д. полк специального назначения
- оуомждп – отдельный учебно-опытный мостовой ж.д. полк
- озапждп – отдельный запасной ж.д. полк
- озапмждп - отдельный запасной мостовой ж.д. полк
- овждб – отдельный восстановительный ж.д. батальон
- опждб – отдельный путевой ж.д. батальон
- осждб – отдельный строительный ж.д. батальон
- оспждб – отдельный строительно-путевой ж.д. батальон
- омждб – отдельный мостовой ж.д. батальон
- оплждб – отдельный плотничный ж.д. батальон
- обмждр – отдельный батальон механизации ж.д. работ
- ождбм - отдельный ж.д. батальон механизации
- оавтб- отдельный автотранспортный батальон
- обвждс – отдельный батальон восстановления ж.д. связи
- ождбс – отдельный ж.д. батальон связи
- оэждр – отдельная эксплуатационная ж.д. рота
- опкждр – отдельная подъемно-крановая ж.д. рота
- орвждс – отдельная рота восстановления ж.д. связи
- орс – отдельная рота связи бригады
Прикомандированные части официально в состав УВВР не входили.
Историко-Мемориальный Зал ЖДВ 2021 г. В. Петропавловский