Руссов сущностные качества

Людмила Поликарпова
   Правильнее было бы называть наших соотечественников не предикатом «русские» (прилагательным, подразумевающим нечто, к чему оно прилагается), а существительным: руссы, или русичи.
   Тогда и можно говорить о сущностных качествах людей, объединённых именем  руссы. Речь пойдёт не о всех характерных чертах, а в основном, о сущностных качествах, то есть о тех, благодаря которым душа русичей живёт и сохраняет целостность.
 Главные качества наших людей  складывались в ходе исторического развития; благодаря им жив  и каждый конкретный русс и Собор индивидов – Русь.
   Порядок перечисления будет произвольным.
   Широта души, великодушие, свободолюбие.
   Незамкнутость на личных интересах — это  радение о ближнем более чем, о себе самом, стремление облагодетельствовать, помочь, подсказать, поделиться тем, что сам знаешь, умеешь, имеешь. Ненапряженная дума о ближнем, способность сострадать и сорадоваться.
   Способность любить (жалеть) всякую тварь (потому что Божья) и весь мир, как творенье Бога…  Способность любить ближнего своего, правда,  не на каждого направлена в конкретные мгновенья...
   Желанье оправдать не грех, а человека, особо всех обиженных судьбой:
– Он разве виноват, что он – калека?...
И ведь ошибки делает любой.
Желание любви так велико:
– Ну хоть чуть-чуть почувствовать, хотя бы малость.
И если нет пока в душе её,
                заменой может стать и жалость.
   В идеале любовь русичей простирается на всю Родину, и далее на всех людей и всю Вселенную; а пуще всего сильна любовь руссов к Богу,  она смыкается со страхом Божьим (в видении своей собственной убогости, недостойности).
   Поиск сходно чувствующих и единомышленников у руссов  происходит не из-за боязни или тяготения одиночеством – а в желании «Что-то сделать не для себя, а для людей!».
   Способность жертвовать в самоотверженном порыве.
   Трудолюбие творческое, изобретательность.
   Любознательность.
   Поиски истины (правды).
   Радение о справедливости.
   Способность научаться, сосредоточиваясь без усилия.
   Способность к духовному росту.
   Мудрость (порой кажущаяся придурковатостью), не от напряжённого думанья, а легко приходящая, как бы внутри сидящая (интуиция), только расслабься («не парься, не суетись, помолись!») и кажется, что сама пришла она к тебе, ан нет, а выходит: «Бог дал!»
   Внутренняя честность и требование честности от других, не мешает фантазии руссов порой и буйной, но, по большей части, бескорыстной.
   Увлечённость у русичей тоже особенная: воображаешь вроде отвлечённо, а ответ приходит на конкретную жизненную ситуацию!
Немстительность, незлопамятность, готовность и способность прощать покаявшегося.
   Не осуждающее чувство юмора, умение посмеяться и над собой.
   Неоседлость, непривязанность к конкретному месту в пространстве и времени (что не является помехой для естественной любви к красоте родной природы).
   Адаптивность к новым внешним условиям с сохранением внутренней самоидентичности «я».
   Неспешность руссам присущая от рождения… «Куда спешить – душа всегда ж при мне?!». Но, если уж решил, то рьяная (прямолинейная: не в обход, уловками) целеустремленность.

   Почему приглашали на княжение Рюриковичей из германских народов, умеющих наводить внешний порядок? Понимали, что у русса другие достоинства, а с внешней дисциплиной плоховато. Строить всех в один ряд не могут и не хотят, понимая, что главное достояние человека – индивидуальность, внутренняя свобода для полёта воображения и творчества по вдохновению и его готовность к самокритике и изменению, освобождению от собственной греховности.
   Нам не страшно внешнее правление Рюриковичей, иго татар, петровские западные нововведения. Мы все эти влияния ассимилируем в душах своих, сохраняя приоритет христианской веры и национального характера, которому эта вера пришлась впору.
   Рюриковичей русичи призвали добровольно, осознавая необходимость внешнего дисциплинирующего руководства для собирания целостного государства.
   От татар освободились из-за несовместимости русского духа с жестоким насилием и сохраняя главное – свою веру в родного христианского Бога.
   Пётр – свой, русский, но вводил западные порядки некомфортно для руссов, т. к. насильно.
   И после того, как Россия стала расти, включая другие нации, внутренние основы души русса, укреплённые христианством, существенно не меняются.
   А вот большевиков (в основном инородных и по нравам, и по духу) руссы не приняли – ни интеллигенция, ни крестьянство. Те поняли, что могут опираться только на пролетариат, посулив облегчение трудовой повинности (чего не произошло) и на солдат и  матросов, пообещав мир (но перенаправив с войны с внешним противником на гражданскую).
   Советские времена, при всех их недостатках: воинственном атеизме; культурном примитивизме; скрытости большого объёма информации в таких областях знания, как философия, метафизика, религия; искажении доступной информации и как следствие, интеллектуальной ограниченности даже тех, кого называли интеллигенцией; … – не изменили в сути своей душевные свойства русса.
   Сможет ли капитализм изменить сущностные качества русса, задействуя противоположные традиционным ценностные ориентации, пытаясь преобразовать общество жизнеспособных: открытых для Истины, великодушных, доброжелательных, стремящихся к соборности людей – в множество эгоистичных разрозненных потребителей?
13.01.19 – 2.02.19