Надежно и легко

Георг Тихий
Любой процесс имеет свою направленность: он течет  по определенному для него руслу и в данном для него направлении. В этом смысле  его  ход  объективно более-менее определен, как определено течение  реки.  Иначе, каждый процесс имеет свою судьбу, данную ему его природой,  его свойствами и условиями, в которых он протекает. В чем она заключается? Узнать это хотелось бы каждому. Знать свое будущее,  будущее  хода  процессов, нас окружающих, знать даже подчас необходимо.
         Оказывается, что для предсказания такой судьбы не надо даже быть ясновидцем и чудодействующим прорицателем. Надо только хорошо знать законы и свойства природы, которые направляют те или иные процессы.  На них и остановимся.
         Выясним, какая сила двигает тот или иной  процесс  в  определенном для него направлении.
         Оказывается, что здесь виной всему действие  естественного принципа  экономии (минимума затрат) - того принципа, который проявляется у нас в  виде человеческой лени и является источником изобретения способов того,  как облегчить нашу жизнь. По этому принципу в природе все процессы проходят только по пути наименьших расходов, по пути наименьшего сопротивления и т.п. И идут они в направлении от места, где необходимы  для  их  прохождения большие затраты к месту, где эти затраты минимальны. В человеческом обществе процессы, как правило, идут в направлении  уменьшения трудностей в выполнении тех или иных задач, которые ставит  жизнь перед
человеком.
         Знание этой закономерности дает нам в руки инструмент  нашего поведения, дает возможность прогнозировать, предугадывать течение  тех  или  иных процессов, дает возможность, в соответствии с  принципом экономии, с наименьшими затратами сил и энергии участвовать в  процессах развития  окружающего без применения насилия к нему (для насилия  необходимо затратить дополнительную энергию, которой нам в наше время энергетического  кризиса очень недостает), дает возможность не  тратить  усилия  на осуществление проектов, выполнение которых в принципе  невозможно реализовать на практике без применения насилия.
         Кроме того, знание проявления у нас принципа экономии позволяет нам управлять направлением интересующего нас общественного  процесса  путем  создания условий для этого направления. Рассмотрим  как  это  можно осуществлять, когда нам нужно объединить людей.
         Люди объединяются, когда в одиночку или малым числом им  трудно,  а  порой и невозможно выполнить ту или иную жизненно важную  задачу  в  то  время, как задача становится легко выполнимой  совместными  усилиями  с  другими. Именно потребность облегчить себе жизнь в  силу  действия универсального принципа экономии двигает людей к объединению друг с другом  при условии, что задача, от выполнения которой зависит жизнь и благополучие ее исполнителей, оказывается трудной для них: ведь если б  она не  была трудной, то не возникало бы желание ее  облегчить,  просто  нечего  было бы облегчать.
         Иными словами, трудные задачи заставляют человека искать легкие пути для их выполнения. А легкие пути - в привлечении для  этого дополнительных людей, которые в той же мере заинтересованы  в  таком объединении, поскольку и им оно облегчает  решение  той  же  или  иной,  сугубо  своей проблемы. При этом здесь сначала происходит  сближение  людей  на  основе стремления облегчения решения своих задач,  проблем.  Затем  это  сближение (концентрация) закрепляется тем успехом, который удается достичь сообща.
         Отсюда следует, что управлять объединением можно  с  помощью постановки перед людьми трудной задачи, жизненно необходимой этим людям, задачи, которая легче выполнялась бы сообща. Именно таким постановкой перед коллективом, обществом жизненно необходимой задачи мы можем их концентрировать и консолидировать.
         Что это именно так, мы можем убедиться, если обратимся к  опыту человеческой деятельности.
       Перед человеком всегда стоял и стоит поныне трудная задача по обеспечению себя пищей, одеждой, жильем  и  другими  жизненно  необходимыми  благами. И если появляется средство, облегчающее выполнение  этой задачи, то люди сразу устремляются к нему. Именно таким устремлением вызвана нынешняя урбанизация в промышленно развитых странах.  Им  вызвано  и  постоянное стремление совершенствовать орудия  труда,  облегчающее процесс труда и добывание материальных благ. Таким средством является так же кооперация людей, объединение усилий многих.
         Итак, зная это, мы можем сознательно создавать те или  иные объединения. Для этого необходимо поставить перед людьми,  которых собираемся объединить, концентрировать, трудную для выполнения  жизненно необходимую им задачу. Люди же без всякого силового давления начнут  искать пути  облегчения этой задачи. И в результате, рано или поздно средство такого облегчения будет найдено. Им будет либо голая  кооперация  людей,  либо  изобретение какого то облегчающего выполнение задачи  устройства, которое так или иначе станет концентратором людей, то есть также приведет к  их кооперации, объединению.
         И здесь нужно заметить, что поиском облегчения также можно, а порой  и необходимо управлять. Такая необходимость  возникает  в  том  случае,  когда имеется несколько путей такого облегчения. Например, материальные трудности можно преодолеть путем грабежа, обмана, объединившись в преступную группу, а можно преодолеть совместным  производительным  трудом.
     Для нормального общества первый путь неприемлем и  поэтому управленческие усилия должны быть направлены на реализацию второго пути,  то  есть должны быть созданы условия  неблагоприятные  для  создания  преступных  групп и благоприятные для производственного объединения людей.
         Кроме того, можно сознательно создать  свой  вариант  облегчения  и  направить людей именно по пути к нему. Например,  можно  изобрести устройство, или приспособление, или новый способ,  облегчающие  выполнение тяжелой задачи и предложить их использовать для этого облегчения.    Наглядным примером концентрации в условиях  решения  трудных  задач  может служить возникновение сплоченности нашего общества в период строительства социализма, когда после 1917 года перед  нашей  страной  была  поставлена тяжелейшая задача преобразования общества, угнетающего человека труда, в общество без гнета и паразитизма.  Причем, трудности усугублялись тем, что такое преобразование приходилось осуществлять в окружении врагов, всеми силами стремящихся  не  допустить  развития  такого     общества. Такая трудная задача привела к появлению монолита, который не  удалось разбить ни в Гражданскую войну, ни гитлеровским  нашествием, ни подрывной деятельностью западных спецслужб.
         При выполнении поставленной  жизнью  трудной  задачи  или снижении     трудностей ее выполнения сплоченность исчезает  и общество  или трудовой     коллектив, перед которыми она стояла, распадается. Так  и  произошло  с  нашим обществом, когда мы многого добились в области установления у нас  в стране относительной социальной справедливости и исчезла одна из самых до  сих  пор сильная опасность на пути ее установления со стороны других империалистических держав: мы стали настолько мощными, что нам уже  некого  было  бояться, тем более, что и "холодная война" была прекращена. Трудности  были сняты, необходимость бороться за лучшую жизнь совместными  усилиями перестала быть актуальной, стало возможным обеспечить себе  лучшее существование и удовлетворять все возрастающие потребности в  одиночку, причем,  в условиях ограниченности материальных средств удовлетворять часто-густо за счет других, что вело к разъединению, разложению былого единства.
     И наше общество от такого облегчения распалось.
         Но распалось ненадолго, так как после распада  появились трудности,  которые преодолеть можно опять только совместными  усилиями,  что неизбежно приведет к новому объединению. Каким будет это  объединение зависит от тех трудных задач, которые выберет  для  своего  выполнения общество из того перечня, которое имеется сегодня.
         Такими задачами могут быть
         1. преодоление сырьево-энергетического кризиса;
         2. моральное и нравственное оздоровление нашего общества как  в области межчеловеческих отношений, так и отношений человека к природе;
         3. поиск путей, облегчающих нашу  сегодняшнюю  жизнь  в  направлении     привлекательности производительного творческого труда;
         4. демократизация экономической и политической жизни  общества  как  условие для выполнения предыдущих задач;
         5.
            17.04.1995 г.
                Г.Ф.Недялков