Портрет-аллегория графа А. С. Строганова

Владимир Варнек
А.Г. Варнек. Портрет А.С. Строганов. Х.м. 251х184. 1814. ГРМ. Слева внизу подпись и дата: А. Варник 1814.  Поступил в музей в 1830 году из Строгановского дворца-музея; ранее – в собрании Строгановых. Изображен в одеянии кавалера ордена Св. Андрея Первозванного. Портрет написан после смерти А.С. Строганова с оригинала Ж.-Л. Монье (НИМ РАХ) [1].

 Портрет президента Академии художеств (АХ) граф Александра Сергеевича Строганова (1733 – 1811) в одеянии кавалера ордена Андрея Первозванного  кисти Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843)  является наиболее востребованным произведением художника-портретиста. В 2000-е годы он неоднократно воспроизводился в книгах и альбомах, газетных и журнальных публикациях, экспонировался на выставках и даже показывался в телевизионных передачах.

Президент  был  человеком  неординарным и своими делами оставил заметный след в истории русской культуры. Есть при этом в его послужном списке и такие дела, которые относятся к области архитектуры и строительства. Об этих деяниях  президента, а также о некоторых «секретах» его портрета и хотелось бы рассказать в настоящей статье.

Граф А. С. Строганова в посвященных ему публикациях называют такими словами, как блестящий царедворец, советник в деле просвещения, русский европеец, любимец Петербургского общества, покровитель искусств и литературы, коллекционер и нумизмат, знаменитый меценат и щедрый благотворитель. Официально же он был действительным тайным советником, членом Госсовета, предводителем дворянства петербургской губернии, директором Публичной библиотеки, а с 1800 года до конца жизни еще и президентом Императорской Академии художеств. В статье из Русского биографического словаря 1909 г. говорится, что «при его президентстве Академия достигла пышного расцвета, сделалась истинным рассадником искусства и дала ряд выдающихся талантов, для поддержки которых Строганов не жалел и собственных средств.

Замечу, что как раз в первые годы президентства А. С. Строганова Александр Варнек оканчивал учебу в Академии художеств, и в монографии В. С. Турчина, посвященной художнику, говорится: «Можно предполагать, что президент рано обратил внимание на талантливого юношу, не забывая его и потом, когда уже сложившимся мастером он возвратился в Петербург после пенсионерской поездки в Италию. Во всяком случае, в биографии А. С. Строганова имя Варнека упомянуто в числе тех, для кого известный меценат и знаток искусств назван другом, покровителем и истинным ценителем их трудов» [2]. 

Возможно, что по этой причине выпускнику Академии, хорошо знавшему облик А. С. Строганова, впоследствии и был сделан заказ на написание посмертного портрета уже бывшего президента.

Еще одним молодым человеком, которому в более ранние годы начал покровительствовать граф, был бывший крепостной семьи Строгановых Андрей Воронихин, ставший впоследствии во многом благодаря этой поддержке знаменитым архитектором. Следует заметить, что поддержка графа носила не только материальный характер. Строганов принимал активное участие в организации архитектурных проектов Воронихина, часто оказывал ему протекции. Именно на основании подобной протекции Александр I  в 1806 году поручил архитектору строительство Горного института, ставшего шедевром архитектурного зодчества Санкт- Петербурга. Но кульминацией сотрудничества графа с архитектором стало строительство другого шедевра – Казанского собора, – к которому приступили в 1800 году [3].

В этой связке каждый из них сыграл свою роль. Академик архитектуры А.Н. Воронихин выполнил блестящий проект сооружения, а президент ИАХ   А.С. Строганов возглавил строительство собора, чему посвятил последние 10 лет своей жизни. Несмотря на старческий возраст, он не щадил ни сил, ни здоровья, вникая во все детали постройки, взбираясь на леса и лично делая разнообразные указания. К этим работам Строганов привлек исключительно русские силы, включая многих известных живописцев и скульпторов Академии художеств. При этом для строительства собора – от фундамента до золотого креста – употреблялись материалы только российского происхождения. 15 сентября 1811 года собор был освящен, и в этот же день Строганов сильно простудился. Излечить графа не удалось, и 27 октября он скончался [3].

Долгое и трудное строительство Казанского собора завершилось, в основном, незадолго до нашествия Наполеона на Россию. Поэтому грандиозный храм вскоре стал восприниматься как символ духовного героизма и стойкости русского народа в Отечественной войне 1812 г. После ее окончания в нем были размещены военные трофеи русских войск, а в 1813 г. в соборе был захоронен прах фельдмаршала М. И. Кутузова.

Спустя примерно два года после смерти графа  жена его единственного сына Павла Александровича Строганова, графиня Софья Владимировна Строганова,  сделала художнику Варнеку заказ на выполнение парадного портрета А.С. Строганова. Испытывая чувство благодарности к своему покровителю, он принялся за эту работу, взяв за основу портрет графа, написанный в 1804 году французским художником  Ж.- Л. Монье. Однако с его портрета Варнек скопировал главным образом лишь голову портретируемого, заменив согласно своему замыслу положение фигуры, костюм и все аксессуары. Именно они, как будет сказано ниже, играют важную роль в передаче на полотне помимо облика портретируемого его внутреннего мира и тех деяний, которыми была наполнена его жизнь.

В 1814 году портрет президента АХ размером 251х184 был готов, и в этом же году художник выставил его на традиционной академической выставке в здании Академии художеств.

«Это он ! точно он ! <…>. Эта прекрасная картина возбуждает в моей памяти тысячу горестных и сладких воспоминаний !...». Такими проникновенными словами начинается отзыв о работе А. Г. Варнека поэта К. Н. Батюшкова, посетившего выставку и опубликовавшего данный отзыв о картине в своей знаменитой «Прогулке в Академию художеств».

Далее поэт продолжает: «Она (картина) живо представляет лицо покойного графа, сего просвещенного покровителя и друга наук и художеств,  которого мы будем всегда оплакивать, как дети — нежного и попечительного отца. Полезные советы, лестное одобрение знатока, редкое добродушие, истинный признак великой и прекрасной души, желание быть полезным каждому из нас, пламенная, но просвещенная любовь к отечеству, любовь ко всему, что может возвысить его славу и сияние: вот чем отличался почтенный президент нашей Академии. Вот что мы будем вспоминать со слезами вечной признательности, и что искусная кисть г. Варника столь живо напоминает всем академикам, которые имели счастие пользоваться покровительством любезнейшего и добрейшего из людей. Черты, незабвенные черты нашего мецената будут нам всегда драгоценны!»[3].

В статье  С. Кузнецова «Вольный каменщик Петрополя», опубликованной в [4], автор ее, рассказывая о графе А. С. Строганове и строгановском Петербурге, как  особом градостроительном явлении северной столицы, приводит свою оригинальную трактовку произведения А.Г. Варнека : «Только на первый взгляд это обычный репрезентативный портрет. Граф А. С. Строганов изображен на нем в полный рост и в костюме кавалера ордена святого Андрея Первозванного. Но почему модель окружена какими-то, на первый взгляд, малопонятными деталями? Почему на дальнем плане изображен Казанский собор? И почему на коленях у графа лежит план Академии художеств?».

По мнению автора цитируемой статьи, ответы на эти и другие вопросы кроются в том, что этот портрет – аллегория, и в нем символически представлен жизненный итог лица, которому он посвящен, его основные начинания и свершения. Так, например, изображение Казанского собора на портрете – это не просто фрагмент Петербурга. «Граф в течение десяти лет руководил стройкой самого обширного на тот момент сооружения православного мира и довел ее до конца, умерев вскоре после освящения храма. Он лишь не успел оставить знак своего участия в грандиозном проекте, и портрет Варнека в какой-то мере восстановил справедливость» [4].

О том, что портрет графа Строганова – аллегория, отмечала и корреспондент Мария Сидорова в Путеводителе по Петербургу: «На портрете А. Варнека, граф Строганов изображен на фоне окна с видом на Казанский собор, с чертежами в руках. Человек, знакомый с Петербургом, неизбежно должен задать вопрос: «Где же находится то таинственное окно, из которого так хорошо виден собор во всем своем великолепии?» В действительности, Строгановский дворец (а граф изображен в его интерьерах) находится достаточно далеко от Казанского собора, к тому же на картине изображен парадный, северный фасад собора, обращенный к Невскому проспекту. Конечно, размышляя над расположением неизвестного нам окна, следует помнить, что этот портрет – аллегория.

Этот портрет – итог жизни неординарного человека – покровителя искусств и щедрого благотворителя. <…>    Последние 10 лет своей жизни Строганов посвятил постройке храма в честь самой почитаемой на Руси иконы - Казанской Божией Матери. <…>.
Несмотря на преклонный возраст, 70-летний граф сам вникал во все детали постройки, взбираясь на леса и лично делая разнообразные указания. Храм стал памятником в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года [6]. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 114.
2.Турчин В. С.  Александр Варнек. М: Искусство. 1985. C.13.
3. Тебе в дар богатство любви к Отечеству.  Каталог выставки. - СПб.: Арт Деко, 2011. - 184 с.
4. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. АН СССР; изд. подгот. И. М. Семенко. М.: Наука, 1977. — (Лит. памятники). - С. 71-94.
5. Кузнецов С. Вольный каменщик Петрополя.  Наше наследие.–2001.–№ 59-60.–С. 29.
6.Источник:  © cityguidespb.ru - Путеводитель по Петербургу

18.05.2022.