Всегда ли нужны высокие технологии?

Дмитрий Маштаков
  Как бы не развивалась робототехника, но надобность в молотке, мастерке и умелых руках к ним, никогда не пропадёт. Более того, простой труд иногда более доступен, более дёшев, и как следствие, более конкурентоспособен.
  Расскажу об этом на примерах развития лазерной медицины в 90-х и им предшествующих годах.

  Лазерный офтальмодеструктор используется для точечного разрушения некоторых структур, возникающих, или имеющихся внутри глаза, без нарушения целостности его наружных оболочек.
  Сфокусированным в маленькую искорку лазерным излучением можно удалять плёнку вторичной катаракты, возникающую на поверхности имплантированного искусственного хрусталика, создавать дренажные отверстия, улучшающие отток внутриглазной жидкости и снижающие внутриглазное давление, и ещё многое другое.
  Аппараты фирмы Rodenstock, предназначенные для этих целей и производимые в Германии, удобные и технологичные, имели между тем и недостатки. Пассивный затвор, создающий короткий импульс, был сделан на основе пластмассы. Он не был долговечным, и лазер через пять лет интенсивной работы требовал замены с последующей настройкой всего аппарата. Между тем, российский затвор на чёрном гранате был практически вечен.
  Второй недостаток высокоавтоматизированного аппарата Rodenstock состоял в том, что корпус его имел значительные размеры. Возвышаясь над щелевой лампой, он оказывал на неё давление и несколько затруднял её перемещения.
 
  Поэтому, когда в 90-е годы возник вопрос, а не сделать ли и нам что-нибудь похожее, то проблема была решена эффективно и радикально. Главное, это удалось выбросить всё электронное управление и перейти на обычные ручки, которые врач мог крутить чисто механически.
  Естественно, что и производство стало дешевле – в 4 раза! При коммерческой стоимости 120 тыс.руб аппарат окупался через два месяца работы. Поэтому врачи частных клиник охотно покупали наш аппарат «Оптимум». А вот государственные клиники предпочитали покупать иностранное. Я думаю, вы понимаете, почему.

  Всего мы продали около трёхсот аппаратов «Оптимум», и это очень поддержало нас в 90-е и последующие годы.
  Как я уже говорил, аппарат был предельно прост. Лазерный блок, состоящий из фрезерованной коробки и крышки, имел выступающее по обе стороны колёсико с ослабляющими излучение фильтрами. Цифры, показывающие ослабление, были попросту написаны на этом колёсике.
  Сравните это с тем, как работает Rodenstock. Нажимая внизу на пульте кнопку, выставляем на табло нужную энергию. В лазерном блоке на щелевой лампе раздаётся некое жужжание – это электромотор ставит колёсико с фильтрами в нужное положение. На нижнем табло высвечивается надпись «Ok», и тогда можно стрелять, нажимая на педаль.

  У нас тоже был нижний блок. Только он мало чем управлял. Он включался и выключался. И был ещё тумблер – 1, 2 или 3 импульса за один раз. Пластмассовый корпус блока – стандартный покупной. Вертикальная штанга с гофром, внутри которого идут провода, сделана из отрезка пластмассовой канализационной трубы.
  Блок крепится снизу, на край столика, через уголок. На этот же уголок крепится верхний блок, если аппарат нужно перенести из одной клиники в другую.
  Специально выкроенная картонная коробка в качестве тары для аппарата и его комплектации. Всё очень просто, и никаких особо высоких технологий в изготовлении не требует.

  Впоследствии мы всё же отошли от «простой» технологии и разработали более навороченный аппарат. Но ни его, ни старый аппарат, продать стало невозможно. И знаете почему?

  Наше предприятие, вместе с другими оптическими производствами России было объединено в холдинг-корпорацию «Швабе».
 
  Да уж. Фёдор Борисович Швабе (урожд. Теодор Швабе, нем. Theodor Schwabe; 4 декабря 1813, Цербст, княжество Ангальт-Дессау — 18 декабря 1880, Берлин, Германская империя) - российский предприниматель в области оптико-механической промышленности, основатель московской фирмы и торгового дома собственного имени.
  Прикольно. Будто в России не было других достойных имён. ))

  Так вот, руководство этого холдинга «Швабе», естественно, что делает? Руководит. Оно организует выставки продукции в Арабских эмиратах и других экзотических местах, рекламируя там продукцию холдинга. И, разумеется, выставки холдинга «Швабе» в Германии. Это же так естественно.
  А теперь, догадайтесь с трёх раз, кто за эти выставки платит?
  Каждое предприятие, участвующее в выставке, обкладывается данью. А руководство холдинга, принимает на себя тяжкий труд представительства.

  Наше предприятие отреагировало на это просто – никакой лазерной медициной мы не занимаемся, никаких лазерных аппаратов для медицины не делаем, и вообще, не знаем, что это такое.

  Вот так и живём. Хотя, в принципе, делать просто и хорошо, мы прекрасно умеем. Замечу, что и в года, предшествующие 90-м, медицинская лазерная техника в нашей стране успешно развивалась. Правда, тогда ещё не было холдинга «Швабе».
__________
18.05.2022