100 Река мертвых

Виорэль Ломов
Река мертвых
(Раздел: Круговорот воды в природе)


«…В подземной глубине из них родятся / И Ахерон, и Стикс, и Флегетон; / Потом они сквозь этот сток стремятся, Чтоб там, внизу, последний минув склон, / Создать Коцит; но умолчу про это; / Ты вскоре сам увидишь тот затон». (Данте Алигьери, перевод М.Л. Лозинского).

Во все века и в разных землях слово «река» связывали с «жизнью»: «Жизнь — это река», «Река жизни», «Люди-реки» и т.п. Немало литературных произведений, посвященных красоте и величию рек, их грозной силе и трогательной печали. Много прекрасных холстов («Быстрый поток в горах» А. Ригера, «Лунная ночь на Днепре» А.И. Куинджи, «Берег Сены, Париж» А. Марке и др.), на которых художники передали очарование рек и животворящую энергию водной стихии. «Как реки текут в море, так души людей к Богу», — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но не все реки текут в море, и не все души идут к Богу. Едва ли не во всех мифах мира есть подземная река (а чаще несколько рек), которая разделяет мир мертвых и мир живых, через которую на утлом судёнышке или по мосту переправляются души умерших в подземное царство мертвых — Тартар, Аид, Ад и т.п. Рек этих несть числа, но из их множества возникает обобщенный воистину величественный образ «Реки мертвых», которому определенно есть место в списке самых великих рек мира. Вот лишь малая часть преданий и мифов.

У восточных славян из мира живых Яви в царство мертвых Прави через легендарную «свирепую, серную, пламенную, черную» реку Смородинка (ее еще называли Смородина, Смура, Сварога, Огненная река, смоляная Пучай-река и т.п.) по Калинову мосту умерших переправлял на себе серый волк. Название моста произошло от слова «калить (калёный)», реки — от слова «смрад (удушливый запах)». Интересна также трактовка филолога-слависта Н.Д. Квашнина-Самарина: Смородина — это Самородина, «самородная река, сама собой рождающаяся, первообразная, мифический прообраз всех рек». Что удивительно, былинные и сказочные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Иван Быкович и множество Иванушек), прежде чем сразиться на Калиновом мосту с Чудом-Юдом, трехглавым Змеем Горынычем или Соловьем-разбойником, пили из этой реки свежей (!) воды. Прообраз реки Смородины найден не был, хотя некоторые фольклористы указывают на Москву-реку. В сказаниях Русского Севера миры живых и мёртвых разделяет Забыть-река, через которую переправляется душа на сороковой день после смерти, забывая всё, что было прежде.

В мифах разных народов «на тот свет» переправлялись вплавь либо на животном, тростниковом плоту, ладье, а то и в сундуке, либо по мосту, часто нитяному или волосяному, иногда по змее. Ученые не раз отмечали, что «само словосочетание «потусторонний мир» отражает представление о противоположном береге». В Древнем Египте, например, «отплыть к другому берегу» означало переправить умершего с восточного берега Нила, где находился город, на западный, к месту захоронения.

Североамериканские индейцы ингалик считали, что почившие переправляются на лодке через две реки: через черную реку из пота мертвецов и затем через светлую — из слёз плакальщиц.

«В представлениях юраков Средней Сибири, шаману предстояло преодолеть три реки, прежде чем он достигал… страны теней. Одна из рек была забита обломками древесины, вторая — обломками старых шаманских бубнов, третью мешали преодолеть шейные позвонки умерших шаманов»
В индийской мифологии («Махабхарата», «Рамаяна» и др. предания) мир живых от мира мертвых (бога смерти Ямы) разделяет священная ужасающая река Вайтарани — кипящий зловонный поток из крови, костей и волоса, преодолеть которую можно только держась за хвост коровы, которую человек при жизни подарил брахману. «Через неё нет брода, берега заболочены, она непроходима для грешника, так как полна крокодилов и переполнена сотнями внушающих ужас птиц… Сотни тысяч водоворотов увлекают грешника ко дну, где он остаётся некоторое время и затем снова всплывает наверх».

Наиболее устойчивый образ «Реки мертвых» у европейцев связан с древнегреческими мифами, поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея», произведениями Гесиода, Платона, Вергилия, «Божественной комедией» Данте. В них мы читаем холодящие кровь строки о реках подземного царства, если угодно, Ада.

Данте изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, в которой единым потоком протекают реки царства мертвых. В центре земли реки изливаются в ледяное озеро Коцит на дне Девятого круга Ада, в которое вмерз сам Люцифер.

Французский живописец Гюстав Доре, иллюстрируя Данте, передал ужас, охватывающий душу при переправе через реку мертвых ( или при виде вмерзшего в лед Люцифера, терзающего в своих трёх пастях главных грешников («предателей величества земного и небесного») — Иуду Искариота, Брута и Кассия («Коцит»). древнегреческого переводится как чудовище). мифической рекой мертвых связано большое количество мифов и легенд. Скажем, свою силу и уязвимость — пяту Ахиллес получил, когда его, младенца, держа за пятку, окунула в Стикс мать богиня Фетида.

Река Стикс была ипостасью богини Стикс, поддержавшей Зевса в его битве с титанами, за что громовержец даровал водам реки (то есть самой богине) статус святыни. Клясться водами Стикс стало символом священной клятвы, преступать которую нельзя было даже богам. Быть проклятым водами Стикс считалось самым страшным наказанием.

В царстве мертвых Стикс была самой мрачной и жуткой рекой с черными и мутными водами, огибавшей царство Аида девять раз. Свое начала река брала в необитаемом царстве вечной ночи, и там же уходила под землю. По одной из легенд Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки.

Переправу в царство мертвых охранял мрачный неподкупный старик Харон — паромщик на реке Стикс. «Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный — / Мрачный и грозный Харон. Клочковатой седой бородою / все лицо обросло – лишь глаза горят неподвижно, / Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно, / Гонит он лодку шестом и правит сам парусами, / Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит. / Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу» (Вергилий). Переправлял в лодке Харон лишь тех, кто был погребен подобающим образом, остальных отталкивал, обрекая их на вечные скитания. Согласно некоторым мифам Харон перевозил души не через Стикс, а через Ахерон, но олицетворением перехода душ из мира живых в загробное царство является всё же Стикс.

В царстве Аида помимо Стикс протекают ещё Коцит, Ахерон, Лета, Флегетон. Коцит отличается ледяным холодом своих вод, его называют «рекой плача». Лета — река забвения, глоток из которой лишает душу памяти. Отсюда и выражение «кануть в Лету», означающее забвение и полное исчезновение.


Фото из Интернета
Царство Аида. Река мертвых Стикс

                КОНЕЦ КНИГИ