О Страшном Суде

Руслан Игнашкин
Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому,
что он делал, живя в теле, доброе или худое.
 (2 Кор.5:10).

                Вопрос о смерти неизбежно подводит нас к таинственной области сотериологии и эсхатологии, к богословским вопросам о Страшном Суде, Аде и Рае. Христианство есть религия эсхатологическая, в ее центре – Божественное Откровение о последних днях мира и конце всемирной истории, о царстве Антихриста и его падении, о втором пришествии Христа и горнем Иерусалиме, о Царстве Небесном, пребывающем вне времени и пространства, об окончательной победе над смертью и всеобщем воскресении из мертвых, о Страшном Суде, который охватит всех людей всех времен и народов и никто не избежит правосудия Божиего: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). В пророческих книгах Ветхого Завета – особенно в писаниях Иезекииля и Даниила – сказано, что Господь введет дух в тела усопших и они оживут – воскреснут из мертвых, восстанут из отверстых гробов своих, но одни воскреснут для вечного поругания, а другие – для вечного прославления: «Вот, Я введу дух в вас, и оживете, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я – Господь» (Иез.37:5-6). «Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и вложу в вас дух Мой, и оживете, и узнаете, что Я, Господь, сказал это и сделал» (Иез.37:12-14). «Все из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Святитель Тихон Задонский говорил, что если всемогущий Бог сотворил небо и землю из ничего – из небытия, то нет для Него ничего трудного в том, чтобы воскресить усопших и облечь смертное и тленное в нетление и бессмертие, ибо Господь наш есть Повелитель жизни и смерти, о чем свидетельствуют евангельские чудеса – воскрешение мертвых – дочери Иаира, сына вдовы в городе Наине и Лазаря, а пророчества Библии провозглашают, что настанет час и в последний день истории усопшие услышат глас Сына Божиего и оживут – воскреснут из мертвых, но все они предстанут на Суд Божий и одни будут прославлены в лике святых, а иные – пожнут муку вечную за свои злодеяния и нераскаяность сердца своего: «Наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Страшный Суд – это эсхатологический и всеобщий Суд Божий над всеми народами земли, нареченный пророками и апостолами великим и страшным «днем Господним», который свершится в конце времен – при втором пришествии Иисуса Христа в силе и славе предвечного Божества Его – тогда мертвые воскреснут, а живые, по слову апостола Павла, изменятся, история завершится и каждому Господь определит его вечную участь.  Христос открыл Своим ученикам – апостолам, великие эсхатологические тайны – тайны конца времен и Суда Божиего, возвестив им, что Он придет во славе Отца Своего Небесного с Ангелами и будет судить мир и воздаст каждому по его делам, словам, намерениям, вере, идеалам и жизни. Преподобный Ефрем Сирин в своих творениях изображает таинственную, грозную и величественную апокалиптическую картину второго пришествия Христа и Страшного Суда: «Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе перед Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная объята будет пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся. Восстанет Бог на Суд и вознесется над врагами Своими. Ужасом объята будет тварь, и станет как мертвая. Восстанет Бог на Суд, и всякий порядок приидет в расстройство, и нестерпимы будут для тварей гнев и ярость Судии. Восстанет Бог на Суд, и небо и земля разорятся, весь мир разрушится, все красоты его исчезнут. Восстанет Бог на Суд нечестивых и непокорных, и тварь обратится в прах. Кто в состоянии вынести силу Его? Падут пред Ним все высоты, и низринутся все долины; и небо, и земля прейдут и исчезнут как дым! Всю тварь совьет Он и бросит как одежду, чтобы в ярости Своей покарать врагов Своих, возненавидевших Его! Как в ризу облекался Он во вселенную, и теперь во гневе Своем сложит с Себя, чтобы совершить Суд над презрителями. Как разгневанный человек в досаде своей сбрасывает с себя одежды, чтобы отомстить своему противнику, наказать врагов своих, так Судия повергнет всю тварь Свою на нечестивых и мятежных, которые презирали, оскорбляли и уничижали Его. И тварь не стерпит гнева Судии, пламенеющего яростью на врагов и нечестивцев. И перед Ним и окрест Его огонь попаляет и поедает грешных и безбожных. И все те, которые не чтили и уничижали Его, издеваясь над Его долготерпением, как сухие ветви истреблены будут исходящим от Него огнем. Небо омрачится от ужаса! Какой же нечестивец спасется тогда? Море высохнет от страха! Какой же беззаконник останется в живых? Вся земля сгорит! Какой же грешник избегнет наказания?.. Если праведные едва могут остаться живыми среди ужасов Суда, то куда низринутся нечестивые и грешные? И пламенные Серафимы не отваживаются умолять о помиловании при виде огненного прещения (угрозы), но стоят в страхе и трепете и безмолвствуют, как мертвые. И святые не просят о пощаде, потому что восходит дым гнева Его, и содрогаются они от опасения сгореть вместе с грешными. Когда Царь во гневе совершает суд над врагами Своими, тогда гнев Его на злых угрожает и тем, которые стали бы за них умолять Его о милосердии. Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры. И в людей вложил Он огонь Свой, чтобы не попалил их оный огонь, когда воспламенит Он всю тварь и будет очищать ее как в горниле. Если этот огонь сохраняется теперь и не утушен грехами, то сохранившие в себе этот огонь спасутся от оного страшного попаления. А если в ком утушен он грехами и не сохранен святостью жизни, то все таковые для того огня, от которого сгорит мир, будут то же, что солома. Царь сходит со Своего места, чтобы совершить Суд над землей, с великим страхом и трепетом сопровождают Его воинства Его. Мощные чины эти приходят быть свидетелями грозного Суда, и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и ни будет рожденных на свет, все приидут на это позорище, чтобы видеть Суд. Изыдет трубный звук, чтобы пробудить тех, которые во гробах, и по гласу последней трубы восстанут все мертвецы. По мановению Сына Божия, скорее нежели во мгновение ока, все умершие соберутся на место Суда. Ужасом объята будет смерть, и изблюет всю свою добычу, и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в Судилище. Земной персти повелено будет отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судией. Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, - в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам… Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых! И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие – тьме. Там праведные высоки и имениты делами правды, а злые – и худы и низки за свою порочную жизнь. Там добрые, по повелению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низринуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во Ад». В Новом Завете Господь сказано, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22); Христос – вечный и верховный Судия мертвых и живых, святой, всемогущий и премудрый Сын Божий и Сын Человеческий – совершенный Бог и совершенный Человек, Богочеловек, раскрывший книгу с семью печатями из апокалипического видения апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова, знающий все тайны неба и земли от самго великого до самого малого, Он – всеведущий и всевидящий Бог Судия, воздающий каждому по делам его,  Его всеправедность и всемилосердие – залог того, что Суд Господень будет справедливым и милосердным, совершенным и непогрешимым, и величайшее счастье для всего рода человеческого и для всей вселенной заключено в том, что нас будет судить Сам Христос и конечные судьбы мира в руках Божиих. По толкованию преподобного Иустина Поповича, Суд Божий над миром неоспорим и в конце времен «каждый убедится в том, что Христов Суд – и всеправедный, и всемилостивый, и безошибочный, и непогрешимый». Это – несказанно великая и неизъяснимая тайна, ибо на грядущем Суде Божием не только определится участь всех творений на всю вечность, но и воссияет слава Божия и откроются все тайны премудрости, суда и промысла Вседержителя и станет явлена всему миру идеальная и совершенная теодицея, не измышленная умом человеческим и ангельским, но открытая Самим всеведущим, всемилосердным, всеправедным и всемогущим Богом, судящим всех по высшей правде и любви.
                Христос будет судить человечество не только как совершенный Бог, но и как совершенный Человек – высший нравственный идеал и образец для нас, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Архимандрит Софроний Сахаров – ученик преподобного Силуана Афонского, и до монашества своего и уже будучи на святой горе Афон, познал суровую духовную борьбу – молитва его сменялась богоборческими мыслями и упреками, обращенными к Богу: «Ты не имеешь права судить меня. Чтобы по всей правде быть моим судьею, Ты Сам должен быть поставлен в равные со мною условия… Ты бесконечен в могуществе безначального Бытия, а я в тварности моей подобен червю». И монах, молившийся Богу с Иововой мукой, получил ответ от Всевышнего в сердце своем: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну потому, что Он – Сын Человеческий». Христос достоин судить нас на Страшном Суде, так как Он прожил жизнь человеческую и показал, что можно жить святой и праведной жизнью и на земле, так как Он принял все наши скорби и страдания, искупил наши грехи и расторг узы смерти, сокрушил врата Ада и дал каждому из нас возможность спасения. Великую и страшную жертву принес Бог ради нашего спасения – Христос распят на Кресте за наши грехи, Он истекает Кровью и молится за Своих убийц, испивает чашу мировой скорби до дна – до неописуемых мук Богооставленности, но остается Любовью до конца – до смерти и сошествия во Ад. Священномученик Серафим Звездинский писал о том, какой страшной и дорогой ценой куплено наше спасение: «Господь – Творец мира и светлых духов. Господь Всемогущий и Страшный, на Которого небожители не смеют взирать. Он так возлюбил мир грешный, нечистый, полный греха, зла и похоти, полный скверны – этот мир Он так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного за спасение его. Подумайте, дорогие мои, отдал Сына Своего. И этот Сын пришел, проповедуя мир и любовь, но те, для кого Он пришел, вознесли Его на Крест, осудили на нестерпимые муки, предали на смерть. Содрогнулись небеса, восколебалась земля самая; Серафимы трепеща, Херувимы в недоумении подвиглись. Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы в страхе, в смятении. Сын Единородный, пред Котором они в трепете предстоят – Он, уничиженный, изнемогающий, умирает на Кресте». Вечная любовь Бога сильнее смерти, ревнивее преисподней – ни одну душу не хочет отдавать Господь в руки дьявола, ибо каждая душа для Него бесценна, уникальна и незаменима, и каждое создание Свое, в котором отпечатлела Его премудрость, Он любит, как целую вселенную – любит святой и совершенной любовью. Апостол Иоанн Богослов услышал как тьмы тем Ангелов – неисчислимое множество, ведомое одному Богу, прославляли Христа достойного приять: силу – Христос одолел дьявола, смерть и Ад, Он – Ипостасная Сила Божия; богатство – во Христе все богатства Божественных совершенств; премудрость – всеведению Господнему изумлялись премудрые старцы на земле и богомудрые Ангелы на небесах, ибо в Нем вся сокровища премудрости и знания, Он – Ипостасная Премудрость; крепость – в книге пророка Исайи и в молитвах Церкви Бога именует Крепким – неодолимым и несокрушимым Богом и адамантовым камнем нашей веры; честь –  Христос Богочеловек есть Спаситель мира, Он возвышен превыше небес; славу – хвалу Искупителю воздают все небеса, слава Его вечна и свята; благословение – Сын Божий принял благословение от предвечного Отца Небесного, и всякая спасенная душа, с благодарностью и любовью благословляет Спасителя своего. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:13-14). В Псалтыре описывается, как к хвалам Ангелов присоединяются все творения Божии на небе и земле, прославляющие Творца и Вседержителя: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки» (Пс.;148:1–12). Тайнозритель Иоанн увидел, как на небесах Агнцу Божиему слагают новую песнь – молитвенный гимн Царю славы и Искупителю, распятому за нас на Голгофе, и во время Божественной Литургии к хвалам Ангелов и двадцати четырех старцев присоединяются все создания на небе и земле – Церковь небесная и земная возносит Спасителю восторженную хвалу и пою, что Он достоин вершить Суд над миром и изречь окончательный вердикт о каждом из нас.
           Христос возвещает о Себе и цели пришествия Своего на землю: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Бог милостив, Он хочет, чтобы все спаслись – унаследовали Царство Небесное и жизнь вечную, пришли к познанию Бога и правды Его, но Бог никого не спасает насильно, Он ждет ответной веры и любви человека,  но если человек отвергнет Бога и не принимает слово Его, то он сам обрекает себя на вечную муку и погибель души: «Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12:47-48). В таинственной беседе с Никодимом, Христос Спаситель сказал, что Суд Божий свершается через самоопределение и выбор человека – Божественный Свет пришел в мир, Солнце Правды воплотилось ради искупления грехов человечества, но люди более возлюбили тьму, их дела злы, а сердца отданы не Богу, а дьяволу, они не раскаиваются и тем самым сами обрекают себя на Суд и Божье воздаяние: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:17-19). Наша земная жизнь – это драгоценное время нашего свободного выбора добра и зла, света и тьмы, время самоопределения по отношению к Богу, каждое ее мгновение становится ступенью лестницы, ведущий ввысь – к Богу и духовным небесам, где обитают Ангелы и святые или вниз – в преисподнюю, где находится царство демонов и томятся души нераскаянных грешников, и от нашей жизни на земле, зависит с кем будет душа наша – с Богом или дьяволом, во времени решается вопрос о ее вечной участи. У святителя Иоанна Златоуста есть таинственные слова: «Потому Бог и уготовил геенну, что Он – благ». Господь благ, ведь Он сотворил человека – свободной и самоопределяющейся личностью, дал ему выбор между добром и злом, жизнью и смертью, светом и тьмой, и честно предостерег его о горестных последствиях греха, но даже если человек отпадает от Бога и избирает путь погибели, Господь не оставляет Свое создание, но делает все, чтобы спасти его, зовя всех нас к покаянию и желая нашего духовного преображения. Земную жизнь можно сравнить с полем, а человека с сеятелем: каждое слово и дело, каждое чувство и каждая мысль – это семена, которыми засеивается поле сердца и жизни на земле, а в вечности из этих семян произрастут или прекрасные и благоухающие цветы Эдемского сада, или ядовитые и жуткие растения, символизирующие греховность и адскую муку. Преподобный Симеон Новый Богослов утверждал, что земная жизнь дана человеку для духовной жизни – покаяния, молитвы, исполнения заповедей Евангелия, стяжения благодати Святого Духа и Богопознания,  а Суд Господень наступает уже в земной жизни,  когда каждый из нас решает, уверовать ли во Христа Богочеловека или отвергнуть Сына Божиего, участвовать ли в таинствах и богослужениях Церкви, или отсечь себя от мистического Тела Христова, от столпа и утверждения Истины, утешить скорбящего, быть верным Богу до конца – даже до мученической смерти, или же отречься от Спасителя и избрать путь греха и порока. По слову преподобного Ефрема Сирина святые, праведные и кающиеся – блаженны, ибо они будут блаженствовать с Богом в Его вечном Царстве, имея славу и жизнь вечную, украшенные ризой Божественного Света, сияющей ярче солнца, луны и звезд, а нечестивцев ожидает горький плач и страшнейшая мука, ибо их ждет наказание Господне  и они будут ввергнуты во тьму кромешную: «Кто таил в сердце своем лукавство и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение Ангелам. Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит, и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердные демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов. Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с сатаной будет вечно гореть в геенне. Кто преступал запрещение иереев и попирал повеление Самого Бога, тот подвергнется самому тяжкому и ужаснейшему из всех мучению». На Страшном Суде Господь спросит нас: относились ли мы к Нему и нашим ближним с евангельской любовью, исполненной жертвенностью и самоотречением, научились ли прощать врагом и молиться за них от всего сердца? Утешили ли мы скорбящего и посетили ли находящегося в темнице, чтобы укрепить его в надежде на Бога? Накормили ли мы голодного и одели ли нагого? Слова Спасителя о Страшном Суде имеют не только буквальный и нравственный, но еще и таинственный, духовный смысл: одеть нагого – значит облачить его в наши молитвы, всем сердцем и душой молиться за него Богу; утешить скорбящего – помочь ему обрести крепкую веру в Бога и надежду на милость Вседержителя, ибо только любовь Божия – избавительница от всех скорбей; накормить голодного – напитать его душу Слово Божиим, вечными истинами Священного Писания, ибо по слову пророка Амоса есть не только «голод хлеба и жажда воды, но и жажда слышания слов Господних» (Ам. 8:11). Господь спросит всех нас: горит ли наше сердце любовью к Нему и нашим ближним или оно осталось холодным и бесчувственным, словно высеченным из камня? Стяжали ли мы евангельскую любовь – научились ли от Духа Святого прощать врагов и молиться за проклинающих нас, как прощали их и молились за них Христос Спаситель, распятый на Голгофе и истекающий кровью, и первомученик Стефан, побитый камнями, научились ли мы сострадать страждущим и быть милосердными к скорбящим?  По замечанию митрополита Илариона Алфеева: «На Страшном же Суде оправданы будут те, кто накормил алчущих, напоил жаждущих, принял странников, одел нагих, посетил больных, тогда как те, кто не сделал этого, будут осуждены на вечное мучение. Если в загробной жизни и существует возможность уверовать в Бога, То во всяком случае там нет возможности совершить те добрые дела, без которых вера остается мертвой. Отсюда вопрос о том, насколько спасительным является осознание человеком ошибок своей земной жизни и обращение ко Христу, когда он находится уже за гробом. Ведь богач тоже осознал бедственность своего положения, как только очутился в аду; он раскаялся, но не мог сотворить «плод покаяния», так как ничего уже не мог сделать ни для Лазаря, ни для своих близких, оставшихся на земле». Многие люди думают, что конец света и Страшный Суд – это очень далекие события, никак не связанные с нашей земной жизнью, иные – исполнены апокалиптической тревоги и постоянно ожидают последних времен и второго пришествия Христова. В Священном Писании сказано, что нам не дано знать времена и сроки – этого не знают ни люди, ни Ангелы, это знает только Сам всеведущий Господь. Тайна времен и сроков связана с любовью Божией и Его премудростью. Господь долготерпит по милосердию Своему, Он премудр и лучше всех нас знает, когда надлежит свершиться Страшному Суду. Для человека важно помнить, что Страшный Суд начинается уже в земной жизни, ибо Господь начертал на скрижалях наших сердец Свой нравственный закон – совесть. Совесть есть голос Божий в нашей душе, она свершает суд над всеми нашими мыслями, чувствами, слова и деяниями уже в настоящей жизни, напоминая нам о жизни будущего века и нашей нравственной ответственности перед Богом. На Страшном Суде откроется: были ли мы верны Богу до смерти, достойны ли мы обрести венец жизни, о котором загадочно написано в Апокалипсисе, уподобились ли мы в любви, сострадании и милосердии Спасителю. Если мы в земной жизни были верны Христу, то смерть не будет для нас трагедией и нам будет не страшно предстать перед Богом, но если наша жизнь была греховной, то мы сами осудим себя перед лицом Всевышнего, узрев Его милосердие и любовь, и осознав, что нам нет места в Его вечном Царстве. Святые отцы Церкви учили, что наше сердце – это запечатанный свиток, на котором запечатлена все наша жизнь. На Страшном Суде этот свиток будет распечатан – раскроются неисследимые глубины нашей души и нашего сердца, ведомые одному Богу – «все тайное станет явным», мы познаем любовь Божию, познаем самих себя – какими нас замыслил Творец и насколько мы оказались ниже высокого замысла нашего Создателя.
                Наша земная жизнь – это временное бытие, бывание и скитание, мы – странники, а наша жизнь – преддверие вечности, а потому нам надо жить по Евангелию и законам совести, помнить и смерти и Страшном Суде. Суд Божий называется страшным потому, что на нем будет явлено все величие, вся мощь и вся премудрость Божия – Христос явится в мир во всем Божественном величии Своем, пред которым трепещут Серафимы и содрогаются Херувимы, весь мир пред Ним растает как воск, задрожит как земля, время развеется как дым и смерть вострепещет, ибо она исчезнут навеки, страх и трепет объемлет всех людей, Ангелов и демонов, ибо и демоны трепещут пред Богом. Все демоны увидят горькие плоды своего падения – узрят преисподнюю как великую могилу и жуткую бездну, объятую кромешной тьмой и пылающую неугасимым пламенем, они вспомнят, что на заре времен были прекрасными и величественными Ангелами, пламенно любившими Бога и воспевавшими Его величие в неизреченных и невыразимых на человеческом языке песнях. Сам Люцифер вспомнит, что был величайшим из Ангелов, узрит свою былую славу и свое страшное падение, превратившее его в адское чудовище – апокалиптического дракона, коварного адского змея и Аваддона – Ангела бездны и царя ужасов, чье смертоносное дыхание – грех, осквернило весь видимый мир, и чей богоборческий путь завершится в геенне огненной. Суд Божий именуется страшным, потому, что он будет всеобщим – никто не избежит Суда Христова, как никто и живущих на земле не может избежать смерти и всеобщего воскресения мертвых, но если святые, праведники и кающиеся воскреснут в духовных и нетленных телах, озаренных сиянием Божественого Света, и каждый будет иметь славу в меру своей святости – у одних слава солцна, у других – луны, у третьих – звезд, и звезда будет разнится от звезды в славе, то духовные и нетленные тела нераскаянных грешников будут объяты адской тьмой и неугасимым пламенем их страстей, они будут ужасны и безобразны как их грехи, и каждый будет омерзителен и страшен в меру своей греховности. Суд Божий называется страшным, потому что на нем все тайное станет явным – обнажатся слова и дела, помышления и самые сокровенные желания наших сердец и будут взвешены на весах Божьего правосудия, все тайники сердца раскроются перед всем миром и каждый человек станет славой или позором вселенной, ибо праведников прославит Сам Господь, а грешники будут сгорать со стыда, но и увидят все свое безобразие, всю гнусность и мерзость грехов своих, они возрыдают и будут молить горы и моря, небо и землю укрыть их от вселенского позора, но вместе с тем, все людям – праведным и грешным – будет ясна совершенная справедливость Бога и никто более не сможет упрекнуть Бога. По разъяснению преподобного Ефрема Сирина: «Ни один сердечный помысел не останется там неоткрытым, ни один взор очей не избежит Суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судией, Который сокровенное судит открыто. И небо и землю призовет Он быть с Ним на Суде, и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед немилующим Судией, Который приидет, сопровождаемый ужасом и смертью… И каждый к Престолу грозного Христа принесет дело как добрый и приятный плод, и слова как листья. Святые принесут плод прекрасный и доброцветный, мученики принесут похвалу терпения в мученьях и озлоблениях; подвижники принесут подвиги, воздержание, бдение, молитвы. А люди грешные, нечестивые и оскверненные со стыдом, плачем и сетованием принесут туда плод гнусный и гнилой – червя неусыпающего в огне неугасимом». По слову святителя Иоанна Златоуста, «в день Суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя». Суд Божий именуется страшным потому, что на нем решится окончательная участь всех Божьих созданий – произойдет разделение добра и зла, света и тьмы, тех, кто со Христом и тех, кто против Него – для праведных настанет вечная жизнь, озаренная сиянием Божественного Света, приносящая несказанное блаженство, а нечестивых ждет окончательное погружение в царство тьмы – в океан нераскаянности, злобы и ненависти. Беседуя со Своими учениками на горе Елеонской, в преддверии Своих крестных мук, Христос провозгласил, что Он воссядет «на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону; а козлов – по левую» (Мф.25:31-33). Завершится драма всемирной истории и Христос придет во все Божественной силе и славе Своей и поразит всех врагов Своих – дьявола и смерть, Антихриста и лжепророка, всех гордых демонов и всех нераскаянных грешников, и все святые Ангелы будут с Верховным Судией, соберутся все народы пред Ним и Он отделит как пастырь овец от козлищ – и праведники унаследуют Царство Небесное и жизнь вечную, а грешники – муку вечную, уготованную дьяволу и аггелам его. На страницах Библии Бог открывается не только как премудрый Творец и всемилостивый  и всемогущий Спаситель мира, но и как всеправедный Судия, Он вершит Суд Свой и сокрушает зло, повергает ниц некогда сильных и могущественных, безнаказанно попиравших и угнетавших собратьев своих,  ибо как сказано у пророка Исайи: «Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» (Ис.13:11-12). Апостол Павел проповедовал, что все сыны противления – чада гнева Божиего, они отвергают Творца и не хотят жить по Евангелию, не раскаиваются в грехах своих и по упорству во зле и нераскаянности сердца своего, сами «собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим.;2:5). Святой Иоанн Кассиан Римлянин глубокомысленно поясняет: «когда мы читаем о гневе Божием или о ярости, то мы должны понимать это не человекообразно, то есть заключая о Боге от человека – изменяемой природы, но достойно Бога, чуждого всякого изменения; действительно, с помощью этих понятий, можем знать Бога, как Судию и отмстителя за всякие неправды, являющиеся в мире сем, и пусть бы мы, устрашенные этими понятиями, обозначающими, что Бог есть страшный воздаятель за наши дела, стали опасаться делать что-нибудь вопреки Его воле».
                Таинственный день Суда Божьего – радостный и счастливый день для всех христиан, ибо будет повержен дьявол и падет царство Антихриста, «последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26), духовно преобразится весь мир и вся тварь Божия – будет новое небо и новая земля, окончится история со всеми ее драмами и трагедиями, грехопадениями и злодеяниями, восторжествует правда Божия и Бог будет всем во всем, возликуют Ангелы и святые, прославятся мученики и исповедники, утешатся плачущие и скорбящие, познав неизреченную радость вечной и блаженной жизни, избранники Божии, уверовавшие во Христа – все спасенные, будут царями и священниками горнего Иерусалима, их чело увенчает венец правды, а духовные и нетленные тела – ослепительные и прекрасные ризы Божественного Света, с восторгом и радостью они будут созерцать Бога, петь хвалу и прославлять Его с Иовом и Моисееем, Давидом и Соломоном, пророками и апостолами, вся жизнь их будет Божественной Литургией, они обретут величайшую свободу и покой вечности, будут дышать и жить бесконечной любовью Вседержителя, не знающей цены и меры, блаженство их будет совершенным, не ведающим и тени печали, с очей их вовек не прольется горькая слеза и они не возрыдают, они будут свободны от греха и скорбей, чисты и безгрешны как белые лилии, лики их воссияют как звезды, их святые души станут недоступны для искушений и всецело устремлены к Богу и верны Ему. Таинственный день Суда Божьего – страшный и горестный день для всех нераскаянных грешников, ибо они познают, что Христос искупить пострадал за них и пролил Свою святую кровь на Голгофе, пришел в мир и основал Церковь с ее таинствами ради их спасения, они поймут какой неоценимый дар святое Евангелие и молитвы, поймут смысл и цель человеческого бытия, осознают, что Христос – единственный Спаситель мира, но сердца их не будут сокрушены покаянием – отвергнувшие Христа Спасителя, они навеки застынут в нераскаянности, поймут, что жизнь их была бессмыслицей, дьявольской трагикомедией и летописью грехов и пороков, они осознают, что потеряли и ожесточатся еще более – уподобятся дьяволу, Ад и его вечная мука будет бушевать в их сердцах, не научившихся любить. У каждого мыслящего и совестливого человека, читавшего Новый Завет, возникает вопрос: Если Бог есть Любовь, то почему Он обрекает грешников на вечные муки? Если муки грешников в Аду вечны, то вечно и царства зла, и тогда нет никакой победы Христа над Адом, смертью и грехом – только истребление смерти и упразднение Ада, духовное преображение всех грешников и возвращение им боговидной красоты, есть победа над мировым злом. В Новом Завете проповедуется, что Бог есть Любовь, Он – всемилостивый Спаситель мира, жертвующий Собой ради Своего творения. Богу бесконечно дорога каждая душа, и Он делает все, чтобы спасти всех без исключения. Но Господь никого не принуждает к спасению, ведь каждый человек есть свободное и духовное создание, принуждать его к добродетели – безнравственно. Если бы у Ангелов и людей не было свободы, то они не могли бы отпасть от Бога, но они не могли бы и любить Бога – любовь предполагает свободу, у них бы не было бы образа и подобия Божиего, вся их нравственная и духовная жизнь обессмыслилась бы, ибо они были бы не свободными и самоопределяющимися личностями, а бездушными автоматами, запрограммированными на добро. Бог открыт всем ищущим Его и Он побуждает нас к добру Своей бесконечной любовью, не уничижающей нашу свободу.  В книге «О назначении человека» русский религиозный философ Николай Бердяев высказал глубочайшую мысль: тайна существования Ада – это тайна свободы Ангелов и людей, имеющих личную волю и способных как служить Богу, так и отпасть от Него и враждовать с  Ним. Господь дорожит свободой Своих возлюбленных созданий и жаждет нашей свободной любви, хочет, чтобы мы верили и служили Ему во имя бескорыстной любви к Богу, а не из рабского страха или корысти наемника. Господь не сотворил и не устроил Ад, в Его творческом замысле не было места преисподней и смерти. Ад – это дело злой воли падших Ангелов и людей, а не Божьих рук, а значит, Бог не несет ответственность за существование смерти и Ада, напротив, Христос есть Победитель смерти и Ада..Религиозный философ Евгений Трубецкой утверждал, что Ад не есть вечна жизнь вне Бога, ибо «вся вечная жизнь – в Боге», а царство смерти, в то время как червь, огонь геенны и скрежет зубов – это библейские «образы неумирающей смерти». Но если Бог есть Жизнь и в Нем источник жизни, то, как Ангелы и люди, отпадая от Него, продолжают существовать и не обращаются в небытие? Размышляя об этом вопросе, Блаженный Августин отвечал так: Бог есть Жизнь, отпадая от Него, мы и Ангелы духовно умираем – грех есть причина смерти, но мы не перестаем существовать и не теряем бытие, ведь основа нашего существования есть всемогущая воля Творца и Его вечная любовь, пред которой ничтожны Ад и смерть. Весь Новый Завет, вся апостольская проповедь и литургическая жизнь Церкви возвещают, что Бог есть Любовь и источник всей жизни, что вечная жизнь есть вечная любовь – пребывание в Боге и Бога в нас, а Ад разверзается там, где нет Бога, нет любви, правды и надежды. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский определил Ад как страдание о том, что невозможно более любить, о жизни, которая прошла без любви, без смысла, без Бога.  Как не воскликнуть страждущей душе: «О, горе мне! Жизнь и пора надежд моих – все прошло безвозвратно!». Если вечность с Богом есть райское блаженство – это вечность любви и свободы, которую пожинают праведники, то вечность без Бога – это адская мука, это отчаяние и богооставленность, на которую обрекают себя грешники, отвергнувшие Бога. Богооставленность означает не то, что Бог оставил грешников, а то, что они отпали от Него и отвергли Его любовь. В Псалтыре есть изумительные по красоте и глубине строки, повествующие о том, Бог никогда не оставляет Свое творение: «Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – и Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:6-10). Архимандрит Рафаил Карелин писал,  что «Ад – место забвения, то место, куда не проникают лучи милосердия Бога. Ад вычеркнут из любви Божией». Эти экспрессивные строки глубоко ошибочны с точки зрения догматического богословия Православной Церкви, ибо любовь Божия вечная и неизменна, Господь любит каждое Свое творение – даже самое грешное, Он никогда и никого не вычеркивает из Своего сердца и не лишает Своей любви, но сам грешник вычеркивает Бога из своей жизни и отвергает любовь Всевышнего, отвечая на нее равнодушием или даже ненавистью и злобой. Преподобный Исаак Сирин – великий мудрец, подвижник Церкви созерцатель Божьих тайн учил, что грешники в геенне огненной не будут лишены вечной любви Божией, ибо милосердный Господь никого не оставляет, но они будут мучимы «бичом» Его любви, ибо согрешили против любви, печаль поразит их сердца и муки совести будут сильнее всякого наказания, ведь они осознают, что Бог есть Любовь, праведны пути Его, а они отвергли любовь своего Создателя, Спасителя и Утешителя. При этом святой Исаак Сирин предостерегал, что гееннский опыт вечности без Бога – невыразимо страшен и мучителен, а любовь Божия переживается людьми по-разному: для праведников она источник вечной радости и блаженства, а для грешников – страшной и нестерпимой муки. В Священном Писании адская мука определяется как отверженность от лица Божьего и вечная потеря Бога, лишенность благ Царства Небесного и славы святых, она – жесточайшее мучение и неугасимый огонь, мучающий, но не уничтожающий; она – тьма кромешная, ослепленность злобой и помраченность ума, невозможность созерцать Божественный Свет; она – лютый червь, страшная змея сердечных угрызений, что будет терзать человека, символизируя муки совести, но без покаяния, сожаление о себе без любви и нравственного исправления, безысходное отчаяние. Причиной страданий грешников в геенне огненной является не гнев Вседержителя и не отсутствие Божественной Любви, а их неспособность воспринять Божественную Любовь как источник счастья и блаженства, их нераскаянность и ожесточенность, их ненависть и непримиримая вражда к Богу, и чем она сильнее, тем страшнее их адская мука.
        На Страшном Суде совершится не только возмездие, но откроется великое и неизреченное милосердие Вседержителя, взошедшего на Крест ради нашего спасения, ибо наш «Бог есть Любовь» (1 Ин.4:8), и Он не перестанет быть Любовью и в грозный, всеразрешающий, судьбоносный, небоотверзающий и величественный момент Страшного Суда. Митрополит Антоний Сурожский признавался, что надеется на то, что всеблагой Господь сумеет всех спасти, не нарушив свободы их воли, но как верно сказано – это лишь «уверенность надежды», а не истина веры, ведь Православная Церковь не учит о всеобщем спасении, а напротив, осудила Оригена сего учением об апокатастасисе, платонической идеей предсуществования душ, циклическим пониманием времени и непониманием библейской эсхатологии. Священник о. Павел Флоренский – один из корифеев русского духовного ренессанса, блестящий ученый, поэт и философ, много размышлял об «антиномии геенны»: Если Бог всеблаг и Его вечная жизнь – Любовь, то Он не мог сотворить мир, зная, что хоть одного Его создание может быть обречено на вечные мучения, а значит – «невозможна невозможность всеобщего спасения». Но если исходить не из идеи о Боге Любви, а из свободы Его творений, то «возможна невозможность всеобщего спасения» – нельзя спастись без ответной любви к Богу, но творение Божие, обладающее умом и свободой воли, может отвергнуть своего Творца и попрать сокровенный образ Божий в себе, тем самым приговорив себя к погибели – вечности без Бога. Господь хочет всех спасти, а великая и непостижимая любовь Божия настолько безгранична, что даже падшие Ангелы могли бы вернуть свою былую славу и вернуться на небеса, если бы в их сердцах нашлось место покаянию, но преподобный Иоанн Дамаскин отмечает, что в них нет раскаяния, и неистребимая гордость и злоба закрыла им путь к спасению. Преподобный Иоанн Дамаскин напоминает: «Бог и дияволу всегда предоставляет блага, но тот  не хочет принять их, и в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость; каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим». Однажды преподобному Антонию Великому явился демон в облике странника, подошел он к окну кельи подвижника и стал горько плакать, называя себя окаянным грешником, обреченным на адские муки. Странник просил святого Антония помолиться за его душу Богу о прощении грехов. Сжалившись над плачущим грешником, преподобный сказал: «Я помолюсь о тебе Бога, а ты приходи ко мне через три дня и я скажу, что Господь возвестил о тебе». Во время молитвы Всевышний сказал святому подвижнику: «Антоний! Знаешь ли ты за кого молишься? В обличье странника тебе явился падший Ангел». С горечью в сердце Антоний Великий воззвал к Господу: «Боже, почему же Ты не сказал мне об этом прежде моей молитвы?» И сказал Бог святому: Я – Бог милостивый и нет границ всемогуществу любви Моей. Я готов простить и падших Ангелов, если они покаются и вернутся ко Мне, и когда придет к тебе мнимый странник, скажи ему: Господь благ и хочет, чтобы все спаслись, и Он простит тебя, если ты обратишь лицо свое на Восток и три года будешь взывать к Нему с мольбой: «Господи! прости меня за злобу древнюю!» Услышав ответ святого Антония, мнимый странник громко засмеялся и прежде, чем мгновенно исчезнуть, сказал подвижнику: «Я знаю это и без тебя, Антоний, но никто из нас не желает каяться». Святой Григорий Нисский и преподобный Исаак Сирин высказывали смелую мысль о том, что в эсхатологической перспективе Божественное милосердие не окажется бессильным даже для демонов и, быть может, падшие Ангелы смогут придти к покаянию, ибо любовь Божия не может быть побеждена грехом, но это – надежда их милующих сердец, а не догматическая вера Православной Церкви, отвергнувшей и анафемствующей оригеновскую ересь о всеобщем спасении. Архимандрит Рафаил Карелин богословски точно и верно утверждал, что дьявол и его аггелы – демоны, равно как и все нераскаянные грешники, пребывают в адском состоянии – отчаяния и тоски, сатанинской гордыни и неугасимой ненависти к Богу, они сами обрекают себя на вечную погибель и пожнут Божье воздаяние в день Страшного Суда: «Суд называется Страшным потому, что на нем будут судить не только людей, но и духов. Демоны увидят себя некогда прекрасными Ангелами, которые воспевали неизреченную, невыразимую языком человеческим херувимскую песнь Богу. Эта песнь, этот гимн – это пламенная любовь и устремление святых душ к Богу. Увидят бесы свое страшное падение. Сатана, который некогда был Серафимом, увидит, как он, восстав против Бога, превратился в страшное адское чудовище, в огромного паука, который обвил паутиной греха всю землю, в страшного адского змея, который свои ядовитые зубы вонзал в бесчисленные жертвы. В каждом грехе, совершающемся на земле, было его невидимое присутствие. Во всяком злодеянии его смертоносное дыхание, во всяком преступлении его змеиное коварство. Увидит сатана великую могилу – преисподнюю, которую вырыл он сам для себя. Увидит черный адский пламень, который зажег для своих жертв и в котором сам будет мучиться вечно… А вечная смерть грешника – это уподобление сатане, все большее погружение в океан тьмы... Так и обреченные на адскую муку. Они будут полны не только отчаяния и тоски, но еще и сатанинской гордыни. Души грешников будут клокотать пламенем ненависти к Богу и всему святому, ненависти, которая готова сжечь само Небо и Рай!». Преподобный Иустин Попович догматически точно излагая церковное вероучение, писал, что мы должны молиться за весь мир и желать всем спасения, но вместе с тем нам надлежит исповедовать то, что пророчески сказано Христом – праведники и кающиеся обретут спасение и будут прославлены, а мера их славы будет соответствовать мере их духовного совершенства, но всем им найдется место в Царстве Небесном, ибо у Отца Небесного обителей много, что же до нераскаянных грешников и падших Ангелов – демонов, то «пойдут сие в муку вечную» (Мф.25:46),  ибо они возлюбили не Бога, а тьму и зло и сами ввергли себя в Ад, Господь же хоть и всемогущ, но никого насильно не спасает и не отторгает от зла и греха, однако и мучения грешников не будут одинаковыми – каждый будет мучиться в меру своей греховности, духовного падения и нравственного растления. Размышляя о выражении Иисуса Христа – «У Отца Моего обителей много», преподобный Ефрем Сирин писал: «Многими обителями у Отца, Спаситель называет меры разумения водворяемых в оной стране, разумею же те различия и разности, с какими наслаждаются там сообразно с своим разумением. Ибо Господь наименовал многие обители не по разности мест, но по степени дарования. Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно, в единой радости. Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным Солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие». Таинственное и несказанное блаженство праведных и святых – это райское блаженство пребывающих в Боге, выше которого нет ничего на свете, оно – вечная жизнь Ангелов, обитающих в горних высях, блаженная жизнь в Боге и с Богом, восхождение от совершенства к совершенству, от созерцания к созерцанию, от силы к силе, от славы к славе, вечное Богообщение и свободная устремленность к Богу. С апокалиптических высот Божественного Откровения тайнозритель Иоанн Богослов пророчествовал и благовествовал о горнем Иерусалиме, сияющем в неописуемой красоте, и о блаженной жизни святых, возлюбивших Бога, не знающих ни печалей, ни скорбей, ни смерти: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:1-4). В земной жизни многое для нас остается неизъяснимым и сокровенным, но закончится всемирная история и, как свиток, свернутся небеса, настанет день Суда Божиего, времени больше не будет и мир войдет в вечность, и тогда откроется вся глубина премудрости Божьей, вся безмерная сила Его любви и неотразимое величие Его милосердия, разрешатся все вековечные вопросы, волновавшие совестливых людей от Иова, Екклесиаста и Иеремии до Лермонтова, Достоевского, Бердяева и Иустина Поповича, все тайное станет явным и воссияет вечная красота Его нездешнего Царства.