Христос - Победитель смерти и Ада

Руслан Игнашкин
(Тайна сошествия Христа во Ад)

Будучи притчен к мертвым, Ты связал адского мучителя,
избавив всех от уз ада Своим воскресением.
Когда Ты, Создатель всего Христос, сошел в ад,
он, осмеянный, изверг всех, которых некогда обманом умертвил.
Воскреснув от гроба, Ты воскресил вместе с Собою
всех находящихся в аду мертвых…
Собор Ангелов удивился, видя Тебя причтенным к мертвым,
Но разорившим силу смерти и воскресившим вместе с Собою
Адама и от ада всех освободившим.
Октоих

Сошествие Христа Богочеловека в царство смерти, в Ад – знаменует собой истребление смерти, победу над Адом и дьяволом… Сошествие Господа во Ад, Его проповедь в Аду, действие этого сошествия и этой проповеди получают свое богодухновенное выражение, истолкование и освещение в Священном Предании Апостольской Церкви – в Предании, сохраненном и оберегаемом в православном молитвенном богословии.
Преподобный Иустин Попович

Сошествие Христа во Ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной…
Митрополит Иларион Алфеев

                Сошествие Христа Спасителя во Ад – одно из самых загадочных, удивительных, чудесных и таинственных событий новозаветной истории, это – величайшее чудо Божьего милосердия и великая, до конца неизъяснима тайна домостроительства Всемогущего, которая во всей полноте откроется для нас лишь в вечности. Великое чудо сошествия Христа во Ад было бы покрыто для нас непроницаемой таинственностью и являлось бы совершенно непостижимым и неизъяснимым для человеческого ума, если бы Господь не открыл эту предивную тайну через Своих пророков и не возвестил бы ее на страницах Священного Писания, открыв святой Церкви ровно столько, сколько необходимо для нашего ума, совести и сердца, для нашей веры и для нашего спасения.  В ветхозаветных книгах пророчествовалось не только о пришествии Иисуса Христа, Сына Божиего на землю и Его мироискупительной жертве, но и о сошествии Его в преисподнюю. В стихах Псалтыря о Боге, возносящем «от врат смерти» (Пс.9:14) и проникновенных молениях Давидовых – «Ты не оставишь души моей в Аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни…» (15:10-11) – святые отцы и экзегеты Церкви находили ветхозаветные пророчества о сошествии Иисуса Христа в преисподнюю и Его Воскресении, пророчество о сокрушении державы смерти, о низвержении власти дьявола над родом человеческим и расторжении уз греха и смерти. Апостол Петр рассматривал слова из Псалтыря – «Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление» – как пророчество Давида о Воскресении Христа  и Его победе над смертью и Адом. По глубокомысленному толкованию протоиерея Георгия Разумовского, «в этих словах выражается вера пророка в воскресение из мертвых и в будущую вечноблаженную жизнь, уготованную для праведных… Давид был пророк, и потому, провидя Духом Святым воскресение Господа Иисуса Христа, сказал, что не оставлена душа Его во Аде и плоть Его не видела тления. Пророчество это в точности исполнилось. Господь Иисус Христос воскрес в прославленном человечестве и вознесся с ним на небо (Деян.;2:25–31). Но вместе с тем Давид провидел тем же духом, что Христос, победив смерть, будет «Первенцем из мертвых» (Кол.;1:18) и Своим воскресением приобретет бессмертие не Себе только, но и нам всем, верующим в Него как Сына Божия. А потому, вместе с Давидом, и мы надеемся, что как души наши по смерти тела не останутся во Аде, так и плоть не увидит вечного истления, но в уповании на милосердие Божие и мы воскреснем в живот вечный». Святитель Амвросий Медиоланский видел в стихах книги Иова пророчество о сошествии Христа Спасителя во Ад ради того, чтобы победить смерть, сокрушить врата преисподней и открыть томящимся узникам путь к спасению: «Иов внимает тому, что в нем изрекает Сам Бог, и посредством Святого Духа познает, что Сын Божий не только придет на землю, но также и намерен сойти во Ад, чтобы воскресить мертвых, – как поистине и совершилось в свое время во обетование настоящему и в прообразование грядущему». Сказанное Иовом отчасти оказывается произнесенным как бы от имени Самого Христа, взывающего к Своему Небесному Отцу из глубин Ада. Именно поэтому Иов пророчески и «обращается к Господу и говорит: О если бы Ты в Аду хранил меня, скрывал бы меня до тех пор, пока не прекратится гнев Твой, и назначил бы мне время, в которое вспомнил бы обо мне! Ибо если человек умрет, он жить будет. Окончив дни жизни своей, потерплю, пока снова не оживу. Затем Ты призовешь, и я повинуюсь Тебе, от дел же рук Твоих не отвращайся...». По слову преподобного Анастасия Синаита  «Сам Господь предвещал Свое сошествие во Ад, говоря Иову: Приходил ли ты к источнику моря? По путям бездны ходил ли? Отворяются ли пред тобою со страхом врата смерти, а привратники Ада, увидев тебя, убоялись ли?». В книге пророка Ионы рассказывается о том, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи – это один из ветхозаветных прообразов сошествия Христа Спасителя во Ад, ибо после крестной смерти Сын Человеческий будет пребывать в преисподней три дня и три ночи. В Евангелии от Матфея сказано: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Крестная смерть Христа Богочеловека увенчала Его жизненный путь от Вифлеема до Голгофы, а Его сошествие во Ад и проповедь, где до искупительной жертвы Сына Божиего томились все души – в том числе и души ветхозаветных праведников, ожидающие пришествия Мессии, стало событием, имеющим вселенское значение и ознаменовавшим победу Христа над смертью и сокрушение врат адовых. В таинственных стихах Евангелия от Матфея рассказывается, что с крестной смертью Иисуса Христа и Его сошествием во Ад «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.27:52-53). Блаженный Иероним Стридонский особенно акцентировал внимание на том, что в момент крестной смерти Иисуса Христа были великие и страшные знамения – завеса в храме разодралась надвое – сверху донизу, земля потряслась и камни рассыпались, гробы отверзлись и «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим… Однако же, хотя гробницы и открылись, умершие воскресли не прежде воскресения Господа, так что Он есть первородный воскресения из мертвых. А под святым городом, в котором явились воскресшие, мы должны понимать или Небесный Иерусалим, или сей земной, который прежде был святым… Святым город Иерусалим называется потому, что в нем был храм и святое святых, а также и для отличия от других городов, в которых были чтимы идолы. Когда же говорится: явились многим, то показывается, что воскресение не было всеобщим, или для всех, а особенным для многих, чтобы его увидели те, которые удостоились видеть». Блаженный Феофилакт Болгарский пояснял, что описанное в Евангелии от Матфея «воскресение мертвых, случившееся при Кресте Господа, давало знать об освобождении душ, находившихся во Аде. Воскресшие тогда явились многим, дабы случившееся не показалось мечтою; воскресли же они ради знамения…». По возвышенному толкованию митрополита Филарета Московского, в то время, когда Христос умер на Голгофе и умолк – «и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятого, и самое камение вопиет о Нем», ибо дана Ему всякая власть на небе и на земле. Он имеет у Себя ключи Ада и смерти, а потому – совершилось открытие гробниц и после Его Воскресения как «Первенца из мертвых», совершилось чудо всемогущества Распятого на Кресте – «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град Иерусалим и явились многим, явились», «чтобы действительность не сочли за мечтание», как пояснял святитель Иоанн Златоуст.
                Вера в то, что Христос сходил в адскую бездну после Своей крестной смерти на Голгофе ясно выражена во вдохновенной речи апостола Петра, произнесенной после чудесного сошествия Святого Духа в огненных языках на апостолов в день Пятидесятницы, она изложена в Деяниях апостольских: «Мужи Израильские! Выслушайте слова мои сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами... Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его... Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил» (Деян.2:22-24; 29-32). Богооткровенную истину о сошествии Христа во Ад – в мрачную темницу духов, и Его проповеди всем душам, томящимся там – и праведным, и грешным, с наибольшей полнотой изложил апостол Петр в своем послании: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши. Праведник за неправедных, бы умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божьему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр.3:18-20). Истолковывая слова апостола Петра о сошествии Иисуса Христа в преисподнюю, профессор А.П. Лопухин писал: «Сам Христос пострадал невинно; при этом апостол Петр, «чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды», а неизмеримо высшее, всемирно историческое искупительное значение страданий Христа Спасителя апостол показал словами «праведник за неправедных»; цель же и спасительное следствие страданий Христа в том, что Он, как Истинный Первосвященник, привел нас к Богу, т.е. открыл грешному человечеству доступ к Богу, подобно тому, как ветхозаветное священство имело долг и власть быть посредником в примирении народа, оскверненного грехом, с Богом… Апостол Петр излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во Аде же с душою яко Бог…». Христос в оживленном или оживотворенном Своем духе – но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу – Шеол, или Ад с целью проповеди Евангелия находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в Аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи)… Из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега. Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников, живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа». Толкуя слова апостола Петра о сошествии Христа Спасителя в «темницу духов», святой Кирилл Александрийский пояснял, что сойдя в преисподнюю, Христос проповедовал находящимся в там, «чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в Аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если бы Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в Аду в совершенстве познали Его». «Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в Ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто пришел для освобождения всех».
                По слову преподобного Иустина Поповича великий, таинственный и грандиозный подвиг спасения мира не мог бы исполниться и вопрос о теодицее не мог бы разрешиться, если бы Христос не сокрушил врата адовы и не одолел державу смерти, поэтому «сошествие Спасителя в ад, в место, где пребывали души всех людей, живших и умерших до Его пришествия в мир сей, было и естественным, и необходимым, и логичным. Без сомнения, сошествие Спасителя в ад и Его проповедь в аду как составная часть Его Богочеловеческого домостроительства спасения человеческого рода покрыты таинственностью и самим своим существом утопают в над-умной и Божественно-удивительной всеобщей тайне спасения, возвещенной и исполненной предивным Господом Иисусом. Священное Писание, изъясняемое Священным Преданием, говорит нам об этом столько, сколько это нужно для нашего религиозного знания, а главное – для нашего спасения». «Если бы Господь Иисус Христос Своим Богочеловеческим домостроительством спасения не объял все человеческие существа в настоящем, будущем и прошлом, то не был бы Спасителем человеческого рода и не имел бы права так именоваться. Самой природой Своей Богочеловеческой Личности Он является как Спаситель всего человечества, всецелого человеческого естества, которое как неизменно человеческое пребывает во всех человеческих существах, от первого до последнего человека на земле. Если бы Господь Иисус Христос явился Спасителем лишь Своих современников и их потомков, а многочисленных людей, живших и умерших до Его явления на земле, оставил во тьме и сени смертной, вне Своего Божественного света, истины, жизни, любви и человеколюбия, – то разве был бы Он Богом света, Богом истины, Богом жизни, Богом любви, Богом человеколюбия? Несметное множество людских существ жило в этом мире до пришествия Спасителя; они мучились во грехах, корчились в страстях, умирали в муках, суетились в жестких рамках времени и пространства, порываясь к бессмертному и бесконечному. Разве милостивый Господь Иисус не есть и их Бог и Творец? Поэтому разве не Ему быть и их Спасителем и Искупителем? Без сомнения, Сладчайший Господь Иисус в той же мере их Бог и Творец, их Спаситель и Искупитель, в какой Он – Бог и Творец, Спаситель и Искупитель Своих современников и их потомков. По природе Своего неизменного Божественного Лица благой Господь Иисус не мог иметь меньше сострадания, любви и человеколюбия к ним, чем к собственным Своим современникам и их потомкам. Ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Впрочем, и человеческое естество в своей основе всегда одно и то же: то же от Адама и вплоть до последнего человека на земле». Апостол Петр благовествует, что цель сошествия Христа Богочеловека во Ад – спасение людей и проповедь святого Евангелия – Христос «проповедал духам в темнице» (1Пет.3:19), мертвым проповедовалось Евангелие, дабы каждый мог уверовать в Искупителя и обрести спасение. Как замечает святой Ириней Лионский: «Господь сошел в преисподние места земли, и пребывал там, проповедуя и сущим там Евангелие о Своем пришествии и возвещая отпущение грехов верующим в Него». По премудрому слову святого Исидора Пелусиота, «Господь сошел даже и до ада, чтобы, всюду пребывая, всюду всех спасать». Опираясь на слова Священного Писания о том, что «мертвым было благовествуемое, чтобы они, подвергшись суду по человеку плоти, жили по Богу духом» (1 Петр.4:6), митрополит Иларион Алфеев высказывал предположение, что осужденные и погубленные Богом во дни всемирного потопа – те люди, о которых сказано, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), «не погибли окончательно – сойдя во Ад, Христос дает им еще один шанс на спасение, проповедуя им Евангелие Царствия, дабы они ожили по Богу духом». Апостольское и святоотеческое учение Церкви о сошествии Христа Спасителя во Ад и Его проповеди в Аду – это откровение о безмерном человеколюбии Бога, обращенном ко всем душам – как к праведным, так и к грешным – сойдя во Ад Христос проповедовал даже душам тех грешников, которые, живя на земле во времена Ноевы, за порочность свою погибли от всемирного потопа, но тайна спасения есть тайна синергии – всемогущий Господь никого не спасает насильно, отсюда – спасение возможно только через союз свободной человеческой воли и Божественной благодати, только через свободное принятие святого Евангелия – благовестия Христова, через принятие Спасителя и Искупителя.
                Когда Христос умер по плоти на Голгофе, то Его предвечное Божество не оставило Его тело, положенное во гроб, и Его душу, сошедшую в преисподнюю – адскую темницу, но Он сошел во Ад не как очередная бессильная жертва смерти, а как Богочеловек и Спаситель, пришедший разрушить державу смерти и проповедовать Свое благовестие, ибо каждому Своему созданию Господь дал возможность спасения, дабы все уверовавшие в Него и откликнувшиеся на Его проповедь раскаялись, преобразились и обрели спасение. Тайна сошествия Христа Богочеловека в преисподнюю – это неизъяснимая тайна вечной любви Бога к нам и тайна нашего спасения, ибо каждая душа, томящаяся в Шеоле, обладала свободой воли и могла откликнуться на проповедь Спасителя – евангельскую проповедь, раздавшуюся как в мире земной жизни, так и в мире смерти – в Аду. Преподобный Иустин Попович богомудро наставлял, что все души, томящиеся в Аду, могли как принять проповедь Христа Спасителя, так и отвергнуть ее, они обладали свободной волей и правом самоопределения, в противном случае, евангельская проповедь была бы неуместной, но на их выбор в пользу Христовой проповеди или против нее, конечно, влиял и отпечаток их земной жизни – их жизненный опыт, миросозерцание, вера и система ценностей. По изъяснению преподобного Иустина Поповича на проповедь Христа откликнулись все ветхозаветные праведники – избранные сыны Израиля, благочестиво жившие на земле и ожидавшие пришествия Искупителя, но промышлением и милостью Божьей не были оставлены и все иные племена и народы – и к их представителям была обращена проповедь Спасителя и Его благовестие, кроме того, души, томящиеся в преисподней, были подготовлены к сошествию Христа во Ад и проповедью святого Иоанна Крестителя, который по проницательной вере Церкви был предтечей и свидетельствовал об Иисусе из Назарета как о Мессии не только на земле, но и в преисподней: «… благовестил еси сущим во аде Бога, являвшегося плотию, вземлющего грех мира и подающего нам великую милость». Размышляя о сошествии Христа во Ад, преподобный Иоанн Дамаскин, выражая богооткровенную истину веры и молитвенное богословие Церкви, ее литургическое исповедание, писал, что даже во время смерти предвечное Божество Христа Богочеловека не разлучилось с Его душой и телом, хоть тело Его возлежало во гробе без истления, а душа сошла в преисподнюю и потрясла Ад, повергнув в ужас смерть: «Хотя Христос и умер как человек, и Его святая душа отделилась от пречистого тела, однако же Его Божество осталось неотделенным от души и от тела; и, таким образом, единая Ипостась не разделилась на две ипостаси, ибо и тело, и душа с самого начала смерти имели бытие в Ипостаси Слова. И хотя во время смерти душа и тело отделились друг от друга, все-таки каждое из них сохранилось, имея единую Ипостась Слова. Поэтому единая Ипостась Слова была как Ипостасью Слова, так и Ипостасью души и Ипостасью тела, ибо никогда ни душа, ни тело не имели отдельной Ипостаси, помимо Ипостаси Слова. А Ипостась Слова всегда одна и никогда не было двух. Следовательно, Ипостась Христова всегда едина. Ибо хотя душа и отделилась от тела местом, однако ипостасно она была с ним соединена через Слово». «Господь Иисус Христос как Бог прославляется на небе со Отцом и Духом, и как человек лежит телом во гробе, и душой пребывает в глубинах ада, и разбойника вводит в рай, всюду пребывая Своим неописанным Божеством. Ибо хотя святая душа и отлучилась от животворящего и пречистого тела, однако Божество Слова – после ипостасного нераздельного сочетания двух естеств в утробе Святой Девы и Богородицы Марии – пребыло нераздельным и с душой, и с телом. И таким образом единая Христова Ипостась пребыла и в самой смерти, потому что Ипостась Бога Слова есть в то же время Ипостась и души, и тела; и по смерти она осталась их Ипостасью». В литургических текстах Церкви, заключающих в себе ее высочайшее молитвенное богословие, благовествуется, что даже в кульминационный момент голгофской смерти в единой Божественной Личности Христа остались нераздельными два Его естества – Божественное и человеческое, Он возлежал во гробе плотью, сошел в неисследимые глубины адской бездны душою, и был на небесах с Отцом и Святым Духом: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, и в раи же с разбойником, и на престоле бы еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Преподобный Иоанн Дамаскин проникновенно и рассудительно писал, что сошествием во Ад Христос низложил смерть и одолел дьявола – лукавого князя мира сего и царя ужасов,  Он возвестил душам истину и явил им освобождение от адских уз и оков, принес слепым – прозрение, бессильным – силу, а отчаявшимся – надежду, воссиял как Солнце Правды во тьме и сени смертной, стал источником вечной жизни и путем спасения для всех уверовавших, Изобличителем неверия и нераскаянности тех, кто отверг Его, Он воскрес по превосходству Божественной силы Своей и сделал воскресшую плоть Свою нетленной ризой. По слову Афанасия Великого мироискупительный подвиг по Своему человеколюбию Христос распространил и на загробный мир – царство смерти, Он сошел во Ад не как очередная жертва смерти, а как ее Победитель и сокрушитель козней дьявольских, сковавший сатану Своей добровольной крестной жертвой: «Бог даровал миру свободу Кровию нашего Искупителя, Равно как и ад предал Он на попрание смертью нашего Искупителя». «Божество нашего Искупителя и в аду не отлучилось от Его души... Посему душой Бога разрушена держава смерти, и совершено воскресение, и душам проповедано Евангелие, а Христовым телом истреблено тление и явлено из гроба нетление. Так, следовательно, ни человек не отлучился от Бога, ни Бог не покинул человека; а умерщвление и отделение духа было не отстранением Бога от тела, а разлучением души с телом, потому что там была изображена наша смерть. А если Бог отлучился от тела и таким образом последовало умерщвление, то как тогда тело, отрешенное от нетленного Бога, явило в себе нетление? Как в этом случае и Слово совершило сошествие в ад? Или как явило воскресение из ада? Неужели Само воскресло вместо нашей души, чтобы на Себе представить образ нашего воскресения? Но разве можно нечто подобное помыслить о Боге?». «На кресте произошла смерть Спасителя, то есть отделение души от тела. Так умерло тело, но Бог Слово непреложно был в теле, в душе, и в Себе Самом... В том теле, которое в Нем было подобно нашему, Он изобразил нашу смерть, чтобы в нем уготовить для нас и воскресение, возвратив из ада душу и из гроба тело; дабы явлением души в смерти разрушить смерть, а погребением тела во гробе – истребить тление тела во гробе, явив из ада и из гроба бессмертие и нетление, и в подобном нашему теле проложив для нас путь, и освободив нас, содержимых в рабстве. Это и было дивным, в этом и состояла благодать».
                Апостол Павел возвещал, что Христос «нисходил в преисподние места земли» (Еф. 4:9), и сошествие Его увенчалось победой над смертью и Адом, оно знаменует поражение дьявола и его пленение. Голгофской жертвой Христос искупил грехи мира, ибо войти в Царство Небесное могли только чистые и непорочные – омытые святой Кровью Агнца Божиего. Крест стал для Христа лестницей, по которой Он сошел во Ад, чтобы сокрушить адские врата и спасти тех, кто верует в Него. Святитель Иоанн Златоуст особенно акцентировал внимание на то, что Христос обошел весь Ад и проповедовал всем душам – не осталось ни одной души в преисподней, которая бы не встретила и не услышала Христа Спасителя, не ощутила бы Его любовь, мудрость и силу, наконец, Сын Божий сокрушил медные врата Ада – исполнил ветхозаветное пророчество и дал всем узникам его возможность спасения, Он – Избавитель и Освободитель, расхитивший темную сокровищницу зловещего Ада и победивший неумолимую и беспощадную смерть, обезоруживший адскую стражу и пленивший дьявола – коварного искусителя и мучителя душ человеческих. Если бы Христос Богочеловек являлся Спасителем лишь Своих современников и их потомков, а многочисленных людей, живших до Его пришествия, ищущих, мыслящих и томящихся, суетившихся, утопающих в страстях и кающихся,  молящихся, страдающих и умирающих, жаждущих счастья и рвущихся к вечности, оставил бы в Шеоле – во тьме и сени смертной – вне Своего Божественного Света, вне истины, жизни и любви, но Он бы не объял все человечество и не был бы Спасителем мира, и не был бы Богом истины и света, имя Которому – Любовь, Он не был бы истинным и совершенным Богом, ибо совершенный Бог свят, милостив и справедлив. Со священным трепетом и молитвенным изумлением размышляя об искупительной жертве Христа, Его смерти и победе над дьяволом, святой Афанасий Великий будет писать, что Христос предал смерть попранию и разрушил державу ее – Ад, святая душа Его, сошедшая в преисподнюю, была едина с Его всемогущим Божеством, и Он поверг Ад и дьявола, устрашил смерть и разорвал ее узы – воскрес из мертвых, проложил путь из царства смерти к воскресению и жизни, освободив всех тех, кто уверовали в Него и приняли Его благую весть. Апостольское учение Церкви о Христе – Победителе смерти и Ада, о грядущем в конце времен окончательном низвержении дьявола, Антихриста, смерти и Ада в «озеро огненное» – одна из основных и самых значимых и таинственных тем Апокалипсиса тайнозрителя и апостола Иоанна Богослова. В Апокалипсисе Христос говорит о Себе: «Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи смерти и ада» (Откр.1:17-18). Христос был распят на Кресте, умер и воскрес из мертвых, Он – единственный Искупитель грехов, Победитель смерти и Ада. До мироискупительной жертвы Иисуса Христа на Голгофе никто из людей – ни добрые, ни злые, ни праведные, ни грешные – не могли спастись и войти в чертоги Царства Небесного, ибо они были пленниками дьявола, и их горькой и безотрадной участью было схождение в преисподнюю. Если бы Христос не искупил грехи мира, то ни Иов, Давид и Соломон, ни Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил – никто не мог бы спастись, но после Его искупительного подвига на Кресте – самым падшим грешникам открыты врата Царства Божиего, если в них найдется покаяние. Христос победил дьявола на Кресте, избавил людей от его власти, Крест стал ключом от Ада и смерти, ибо через крестную смерть на Голгофе Сын Человеческий пострадал и умер, сошел во Ад и воскрес. Христос держит ключи от смерти и Ада в Своей всемогущей деснице, Он сокрушил врата адовы и теперь каждый может спастись, если будет верен Богу – все слышавшие проповедь Христа в преисподней и откликнувшиеся на Его зов – спаслись. Никто не может умереть и попасть в Ад, если на то не будет святой воли Христа – нашего Спасителя и Судьи, и в этом великое утешение для христиан и великая мука и печаль для демонов. После Голгофы и Воскресения Христова смерть для верующих – приобретение, как писал апостол Павел, ибо смерть – это исход души из земного мира – юдоли скорбей, и грозные, таинственные и благословенные врата, ведущие в вечность – навстречу с Богом. Тема «ключей смерти и Ада» нашла отражение в иконописи и литургической поэзии Церкви – в гимнографии и иконографии. На византийских и древнерусских иконах, посвященных Воскресению Христову, изображается не само воскресение Сына Божиего из мертвых и Его восстание из гроба, а исшествие из Ада: под ногами Спасителя раскинулась зияющая пропасть преисподней, на фоне которой лежат обломки врат, преграждавших мертвым путь к спасению и воскресению, а Он Сам с Крестом в руке выводит из чертогов тьмы и сени смертной Адама, Еву и других персонажей библейской истории. Богомудрый философ и святой Григорий Нисский говорил, что Христос пребывал в Аду три дня и три ночи, проповедуя, там, Ад – обиталище дьявола, названное «сердцем земли», ибо после грехопадения Адама власть над видимым миром узурпировал сатана, став лукавым князем мира сего, а Ад – его мрачный дворец, темная сердцевина мира, лежащего во зле, сам же дьявол именуется великим во зле умом, но Христос – предвечный Бог Слово, Ипостасная Премудрость и Сила Божия, явил всесильную мудрость Свою и победил все дьявольские козни и искушения, явил великую и несравненную любовь Свою и искупил грехи рода человеческого на Кресте, явил премудрую силу Свою и сокрушил засовы Ада и пришел как Жизнь и Свет к тем, кто обитал во тьме и сени смертной. В богословском стихотворении «Песнь Христу после безмолвия на Пасху» святитель Григорий Богослов на языке древнегреческой поэзии – подражая Гомеру, Еврипиду, Софоклу и Эсхилу, описывает победу Христа над смертью и Адом: «Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался,  пробужден, и отразил жало смерти, и мрачные затворы унылого Аида сокрушил и душам даровал свободу. Сегодня, от гроба воспрянув, явился Он людям, ради которых родился, ради которых умер и пробужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были вместе с Восходящим. Сегодня светозарный и великий возрадовался хор ангельский, воспевая победную песнь».  В трагедии «Христос страждущий», написанной «в стиле Еврипида» и повествующей о последних днях жизни Спасителя, Его распятии, смерти, погребении и воскресении из мертвых, святитель Григорий Богослов, искусно соединяя в художественную драму христианские идеи и смыслы, именует Христа всесильным и благим Сыном Вседержителя, сходящим в мрачное жилище Ада, ради спасения всего человечества, и вкладывает в уста Богородицы мысль о том, что один Христос обратить в бегство смерть и озарить тьму царства мертвых светом Своего вечного Божества, пронзить державу смерти острейшею стрелой, сокрушить врата ее и освободить оттуда Адама и всех тех, кто возлюбив и уверовав в Сына Божиего изойдет из тьмы к свету вечной жизни:

Ты нисходишь, возлюбленное Чадо, в жилища ада,
чтобы скрыть Себя в убежище, в котором Ты хочешь сокрыться,
но, сходя в мрачную пещеру Аида,
Ты ввергаешь в ад горчайшее жало.
Ты нисходишь в ущелье мертвых и к вратам тьмы,
желая осветить и озарить род человеческий,
воскресить же Адама, отца смертных,
ради которых Ты, восприняв, носишь на Себе образ смертного.
Ты сходишь в глубоко-мрачную тьму ада,
приняв смерть от врагов, Матерь же оставив несчастной.
Но благоволение Отца умертвит Тебя,
чтобы принести спасение прочим.
Благость Отца привела Тебя к смерти.
Горький плач! Земля Тебя, Чадо, принимает,
сходящего к мрачным вратам Аида,
чтобы пронзить ад острейшей стрелою.
Ибо Ты один нисходишь туда,
чтобы взять с Собою мертвых, а не чтобы быть взятым мертвыми,
и чтобы избавить всех, ведь Ты один свободен.
Ибо Ты единственный человек, способный на такое мужество,
Ты один страдаешь за естество смертных.
Но борения, которые Ты выдержал, ныне окончились,
и Ты одержал победу над сопротивными,
силой обратив в бегство ад, змея и смерть...
Похитив из ада род человеческий, Ты тотчас выйдешь со славою,
о, Царь, бессмертный Царь, оставшись Богом,
но соединив со Своим образом человеческое естество.
А ныне нисходишь Ты в жилища Аида,
стремясь осветить и озарить мрак.

                В Священном Писании, апостольской проповеди и иконографии открывается, что Христос победил смерть и разрушил Ад, пленил дьявола и освободил души, томящиеся в адской темнице –  освободил всех ветхозаветных праведников и тех, кто принял Его благую весть, как возвещается это в богослужебных текстах Церкви: «Ни врата смерти, о, Христос, ни печати гроба, ни ключи дверей не противостали Тебе, но, воскреснув, Ты предстал перед Своими друзьями, Владыко, даруя мир, превосходящий всякий ум. Жены пришли ко гробу рано утром и, увидев ангельское видение, вострепетали: гроб заблистал жизнью, чудо изумило их; поэтому, отойдя, они проповедали ученикам воскресение. Христос, как единый Крепкий и Сильный, пленил Ад и всех подвергшихся тлению воскресил вместе с Собою, разрушив страх осуждения силою креста. Спаситель, Ты, воздвигнувший мертвых, представлялся мертвым, Ты вкусил тления, но истления никоим образом не познал. Ты Бог наш, и мы прославляем Тебя. Иосиф, обвив пеленами тело Твое, о, Христос, положил Тебя, Спасение, в новом гробе, Ты же как Бог воскресил мертвых. Когда Ты воскрес, о, Иисус, враг был пленен; воскресением Твоим Адам избавлен от уз и тления, а вместе с ним и Ева. Когда Ты воскрес, о, Христос, сокрушены были вереи и врата Ада, а узы смерти тотчас расторглись от страха перед властью Твоей. Благодаря кресту Ты пленил чрево ада, воскресил вместе с Собой мертвых и разрушил тиранию смерти... Ад, о, Спаситель, встретив Тебя в преисподней, огорчился, видя, что тех, кого он некогда смог поглотить, он ныне против воли отдает; долу подвергаясь испытанию, он лишен мертвых и пленен. Воскресший из гроба и пленивший Ад, ожививший мертвых и ставший для меня источником нетления благодаря Твоему воскресению, разорви узы моих многих согрешений, ибо Ты можешь исполнять все, что хочешь. Ад мертв! Дерзайте, рожденные землей! Ибо Христос, повешенный на древе, бросил в него мечом, и лежит он мертвый, лишенный тех, кого имел, и плененный. Ад пленен! Дерзайте, мертвые! Воскресните из ада, взывает к вам Христос, пришедший искупить всех от смерти и тления. Мертвых, которых ты, Ад, некогда смог поглотить, теперь требует у тебя, взывая к тебе, Податель жизни и Бог, пришедший избавить всех от твоего ненасытного чрева. Господь воскрес, пленив врага и исторгнув узников, выводя из ада всех и воскрешая самого первозданного Адама. Поистине воскрес Христос, пленен ад, умерщвлен змий, искуплен Адам, спасены находящиеся долу. Ожививший мертвецов, Ты представлялся пребывающим среди мертвых; опустошивший гробы, Ты был положен во гробе; Ты пленил ад, воскресив Адама. Когда Ты воскрес, о, Иисус, враг был связан, Ад пленен, гробы опустошены, находящиеся долу воскресли. Жены, услышьте радостный голос: Тот, Кто попрал тирана-Ад, воскресил мир от тления. Будем с верой радоваться воскресению Христа, о, верующие; пленен Ад, узников, которыми обладал, отдает поспешно. Когда Ты вместе с душой пришел во чрево земли, Ад поспешно отдал души, которыми владел. Христос воскрес, как и сказал, опустошив все царства ада, и видим бывает апостолам, подавая им вечную радость. Добровольно вознесшись на древо, Ты был положен в гробу, как мертвый, и находящихся в аду мертвых всех вместе оживив, о, Христос... Ад, встретив Тебя долу, о, Милостивый, огорчился, отдавая связанных с поспешностью. Ты воскрес, опустошив гробы и пленив ад всесильным могуществом. Завеса разорвалась, когда Ты, Спаситель наш, был распят, и смерть отдавала мертвых, которых поглотила, и Ад обнажался, видя Тебя сошедшим в преисподние места земли. Где твое жало, смерть? Где твоя ныне победа, Ад? Когда Царь воскрес, ты был умерщвлен и погиб; ты больше уже не царствуешь; ибо Крепкий взял связанных, которыми ты обладал. Народы, хлопайте в ладоши; иудеи, плачьте, ибо Податель жизни Христос разорвал узы Ада, воскресил мертвых и недуги исцелил словом. Он – Бог наш, давший жизнь верующим во имя Его. Ты растерзал врата смерти силой Своей, пути жизни сделал известными, открыл двери бессмертия зовущим с верой: слава силе Твоей, Господи. Умертвив Ад как Бог, Начальник жизни, Ты для всех стал источником жизни вечной. Добровольный крест приняв плотью, в третий день Ты воскрес из мертвых, опустошил адские сокровищницы, Начальник жизни, Господи, и вывел души, находившиеся в оковах. Когда Тебя, Слово, пришедшего вместе с душой во Ад, увидели все души праведников, они разрешились от вечных уз, воспевая могущество Твое, превосходящее ум. Поглощено, смерть, твое могущество, когда Христос умер; ибо мертвые, словно из чертогов, из гробов вышли благодаря Твоему воскресению». Христос есть всесильный и всемогущий Бог, Он добровольно взошел на Крест и сошел во Ад ради нашего спасения – сошел в преисподнюю не как жертва и добыча смерти, а как ее Победитель, чтобы освободить томящиеся в Шеоле души, и там во мраке воссияла надежда – из Ада явилась победа над дьяволом и смертью, торжество праведных и кающихся, из гроба –  явилась жизнь и воскресение, и опустошилась сокровищница смерти, и Ад опустел, Крест развеял по ветру тиранию смерти и умертвил ее, изумились Ангелы на небесах и вострепетали демоны, увидев безмерную силу Бога, имеющего ключи от Ада и дарующего вечную жизнь верующим в Него. В книге «Слово о смерти» святитель Игнатий Брянчанинов особенно акцентировал внимание на сотериологическом значение сошествия Христа во Ад: «Праотцы наши изринуты из Рая на землю, земля проклята ради них, и Херувим с пламенным, вращающимся оружием поставлен хранить путь древа жизни. Но и другой Херувим стал на пути человека в Раю, тот Херувим, который не пощадил дивного своего величия, начальник и родитель зла и смерти, ниспавший в пропасть погибели, увлекший туда множество Ангелов и весь род человеческий. Этот Херувим, по справедливому попущению и распределению Божию, с сонмом Ангелов падших, князь воздушный, князь мира и века сего, князь и глава добровольно покорившихся ему Ангелов и человеков, стал на пути от земли  Раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата небесные заключились для человеков навсегда. И праведники, и грешники нисходили во Ад. Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душою Своею и не разлучившимся с Нею Божеством во Ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом воскресил Свое Тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо и небеса небес, и вступил на Престол Божества. Ужаснулись темные власти в ожесточении и ослеплении своем, видя шествие Богочеловека, уничтожающего всю силу их: в духовной радости, с величайшим торжеством, чиноначалия святых Ангелов отверзли пред Ним горние врата. Потом снова объял ужас демонов, когда они увидели разбойника, за исповедание Христа восходящего за Христом в Рай: тогда они с изумлением познали силу искупления». Святой Ириний Лионский писал, что сошествие Христа во Ад было драгоценным звеном в золотой цепи Божьего домостроительства спасения мира – без этого новозаветного события невозможно было бы наше спасение, ведь сойдя в преисподнюю Сын Божий одолел смерть, благовествовал и отпускал грехи верующим в Него и ожидающим Его пришествия, предвещавшим явление на земле Мессии и служившим Ему пророкам и праведникам, всем раскаявшимся и уповающим на милосердие Вседержителя. Как благовествует святой и премудрый Фотий, из каждого деяния Христа источается величие и благодать, а особенно из Его страдания и погребения, ибо Его страдания процвели бесстрастием, а смерть – зацвела красотой бессмертия, Ад был пленен и смерть умерщвлена, отверзся гроб и Ад опустел, потому что свершилось более великое и грандиозное чудо, чем то, что свершилось в вифлеемских яслях, ибо жертва на Голгофе, чудо сошествия во Ад и тайна Воскресения Христова – еще более великое чудо и более непостижимая тайна, чем тайна Боговоплощения, ведь то, что началось в Вифлеема – мессианская миссия Христа Спасителя, обретает здесь совершенное завершение – осуществляется высшая цель Божьего пришествия в мир ради нашего спасения, возрождения и совершенства. Преподобный Макарий Египетский в своих «Духовных беседах» связывал новозаветное событие сошествия Христа во Ад с темой духовного воскресения души при ее мистической встречи с Богом, а сам догмат о сошествии Христа Спасителя во Ад рассматривается не как отвлеченная богословская истина, и не только как констатация исторического факта и предмет исповедания, а как мистическая тайна, связанная с духовной жизнью всех истинных христиан, обретающих свободу во Христе, священная тайна, которую каждый верующий человек должен познать и пережить в сокровенных глубинах своего сердца, ибо в сердце нашем таится тьма и Ад, оно есть гроб, когда не умеет любить и прощать, но если человек откроет сердце свое Богу через веру, надежду и любовь, то душа его воскреснет и сердце расцветет как Эдемский сад и станет храмом Святого Духа, ибо Дух Божий будет обитать в нем: «Но когда слышишь, что Господь во время oно избавил души от ада и тьмы и что Он сходил во ад и совершил славное дело, не думай, что все эти события далеки от души твоей. Ибо человек способен к тому, чтобы вместить и принять в себя лукавого, ибо смерть обладает душами тех, кто произошел от Адама, и во тьме заключены помыслы души. И когда слышишь о гробах, не думай только о видимых гробах, ибо гробом и могилой является твое сердце. Ибо когда начальник зла и ангелы его гнездятся там... тогда разве ты не ад, не гроб, не могила и не мертвец для Бога?.. Итак, приходит Господь во взыскавшие Его души, в глубину ада сердца, и там приказывает смерти, говоря: «Освободи заключенные души, взыскавшие Меня, которые ты удерживаешь силой». И сокрушает Он тяжелые камни, лежащие на душе, открывает гробы, воскрешает истинного мертвеца, выводит из мрачной темницы заключенную душу... Душу, связанную оковами смерти, Господь разрешает от уз и освобождает ум, чтобы он беспрепятственно и в покое ходил в божественном воздухе... Душа, потонувшая в бездне тьмы и в глубине смерти, захлебывается и становится мертвой для Бога... И кто может сойти в эти тайники и глубины ада и смерти, кроме самого Художника, сотворившего тело? Он приходит в две области – во глубину ада и, опять же, в глубокое недро сердца, где душа вместе со своими помыслами удерживается смертью, и выносит из темной глубины умерщвленного Адама... Что трудного для Бога войти в смерть и, опять же, в глубокое недро сердца и оттуда призвать умерщвленного Адама?.. Если солнце, будучи тварным, проходит повсюду через окна и двери – даже в пещеры львов и в норы пресмыкающихся – и выходит оттуда и не претерпевает никакого вреда, то тем более Бог и Владыка всего входит в логова и жилища, в которые вселилась смерть, и в души, и, освободив оттуда Адама, остается неподвластным смерти. И дождь, сходя с неба, достигает низших слоев земли, увлажняет и обновляет засохшие там корни и производит там новую поросль».
                В богослужебных книгах Православной Церкви и ее молитвенных песнопениях сошествие Христа во Ад предстает как событие вселенского масштаба и космического значения, имеющее отношение ко всем людям, ибо Христос принял мученическую смерть на Голгофе и сошел в Ад, чтобы всех спасти, Он победил Ад и опустошил его, поверг дьявола и демонов, пред Ним бессильны силы зла и смерть, в Нем одном освобождение от жуткой силы смерти, распростершей свою зловещую власть над всем видимым миром и всеми людьми с момента грехопадения Адама: «Смерть умерщвлена, ад пленен, находящиеся в узах освобождены воскресением Христа.  Владыко, вереи и врата ада Ты сокрушил с силой и воскрес как Бог. Сойдя вместе с душой в преисподние места ада, Ты мужественно вывел всех связанных, которыми от века обладала смерть, горький тиран. Смерть Ты добровольно претерпел, единый Бессмертный, пленил ад, врата медные сокрушил, о, Царь небесный, и изъял оттуда узников, находившихся там от века. Словно жених из чертога, Ты, Прекрасный, вышел из гроба, разорив тиранию смерти и сокрушив вереи ада божественной силой и озарив мир умственным светом воскресения Твоего. Ты принял смерть плотью, делая для реальностью для нас бессмертие, о, Спаситель, дабы освободить нас от ада, воскресив вместе с Собою; ибо Ты пострадал как человек, но воскрес как Бог. Камни расселись, о, Спаситель, когда на лобном месте был водружен Твой крест; устрашились привратники ада, когда во гробе Ты был положен мертвым, ибо, упразднив силу смерти, Ты воскресением Своим, Спаситель, Податель жизни, даровал бессмертие всем мертвым. Господи, слава Тебе! Когда Ты восстал из мертвых, о, Царь, души, спящие там, восстали вместе с Тобою и прославляют могущество Твое, которым Ты разорвал узы смерти. Ад, видя Тебя долу, восстенал и поспешно отдал мертвых, от века там заключенных. Совершая особые чудеса, о, Христос, Ты был добровольно вознесен на крест и соприкоснулся с мертвыми, будучи умертвителем ада, и всех узников мужественно освободил. Когда ад увидел Тебя долу вместе с душой, о, Слово, он восстенал и со страхом освободил всех мертвых. Господи, кто поведает Твои сверхсветлые чудеса или кто возвестит Твои наводящие трепет тайны?.. Ибо крестом Своим Ты отверз рай разбойнику, а погребением Своим сокрушил вереи ада, и воскресением Твоим обогатил весь мир. Добровольной и животворной смертью Твоей, о, Христос, сокрушив, как Бог, врата ада, Ты открыл нам древний рай, а воскреснув из мертвых, Ты избавил от тления жизнь нашу. Адам, споткнувшись на обмане, был низведен к пропасти ада; но Тот, Кто по естеству Бог и Сострадательный, вышел на поиск его и, взяв на плечи, воскресил вместе с Собою. Сошествием Своим во ад низложившего врага и восшествием Своим из ада вознесшего людей воспевайте, священники, превозносите, люди, во все века. Врата и вереи ада сокрушив, Податель жизни, Ты всех воскресил, Спаситель, взывающих: слава воскресению Твоему!». Христос смирил Себя до крестной жертвы и смерти, Он был распят, умер и сошел во Ад ради спасения всех людей, Он сокрушил ограду несокрушимую – адские врата, упразднил могущество смерти и власть дьявола над родом человеческим, разрушил царство тьмы и сломил силу демонов, разрешил от уз пленников и принес освобождение узникам, озарил преисподнюю нетварным светом Своего предвечного Божества и освободил Адама, олицетворяющего собой все падшее человечество. По разъяснению преподобного Иустина Поповича, «удивительным и таинственным образом Господь Иисус Христос Своей смертью, погребением и сошествием во ад разрушил силу смерти и освободил из ада все души и весь человеческий род, часто именуемый в церковных молитвах Адамом, потому что Адам возглавляет, олицетворяет и содержит в себе всю участь человеческого рода». По рассуждению Иакова Афраата – «персидского мудреца» и «учителя Востока», победа Христа над Адом и смертью – залог всеобщего воскресения мертвых, искупительной жертвой Христа, Его сошествием во Ад и Воскресением смерть побеждена, дни ее сочтены, ее умерщвляет «яд» Божественной Жизни, который она приняла в себя через смерть Христа Богочеловека: «Когда пришел Иисус, умертвитель смерти, и облекся в тело от семени Адамова и был распят в теле и вкусил смерть, и когда поняла смерть, что Он пришел к ней, она вострепетала в своем жилище при виде Иисуса и закрыла свои врата и не хотела впускать Его. Он же сокрушил ее врата и вошел к ней и начал расхищать все ее богатство. Когда же увидели мертвые свет во тьме, подняли они головы свои от плена смерти и взглянули и увидели сияние Царя Христа. Тогда силы тьмы остались оплакивать ее, ибо смерть была уничтожена и лишена своей власти. И вкусила смерть яд, который умертвил ее, и руки ее ослабли, и она поняла, что оживут мертвые и освободятся от власти ее. И когда Христос покорил смерть через расхищение ее богатства, она восплакала и возрыдала горько и сказала: «Выйди из моего жилища и не возвращайся. Кто Сей, дерзающий живым сойти в мое жилище?» И тогда смерть громко закричала, когда увидела, что тьма ее начала рассеиваться и что некоторые усопшие праведники, находившиеся там, восстали, чтобы взойти вместе с Ним. И Он сказал ей, что, когда Он придет в конце времени, тогда всех заключенных освободит от власти ее и привлечет их к Себе, дабы они узрели свет. Когда Иисус закончил Свое служение среди мертвых, отпустила Его смерть из своего жилища, ибо она не выносила Его присутствия там. Ибо не сладко для нее было поглотить Его, как она поглощала всех мертвых. И не властна была она над Святым, и Он не подвергся тлению… И когда она смерть отпустила Его и Он ушел из жилища ее, Он оставил ей, словно яд, обетование жизни, по которому мало-помалу уничтожена будет власть ее. Как человек, который принял смертельный яд вместе с пищей, извергает из чрева своего пищу, с которой смешался смертельный яд, но яд продолжает действовать в его членах и мало-помалу состав тела разрушается и истлевает, так и мертвый Иисус стал умертвителем смерти, ибо в Нем царствует жизнь. Ведь Он умертвил смерть, которой сказал: «Где твоя победа, смерть?». Тайна сошествия Христа во Ад и Его победы над смертью раскрывается в сочинениях святого Амфилохия Иконийского, писавшего, что само сошествие Сына Божиего в преисподнюю как Победителя смерти, знаменует освобождение из Ада томящихся там узников: «Когда Христос явился Аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища. Опустошил же не явно противоборствуя, но невидимо подавая воскресение. Ибо никого не развязывал, но все были отпущены, ни с кем не разговаривал, но свобода была возвещена, никого не звал, но все побежали за Ним. Ибо когда Он явился как Царь, унижен был тиран, воссиял свет и рассеялась тьма. Ибо можно было видеть всякого узника узревшим свободу, и всякого пленника радующимся о воскресении....».
                Тайна сошествия Христа во Ад с особой богословской глубиной, вдохновенностью и красотой мысли и слога изъясняется в поэтическом творчестве преподобного Ефрема Сирина и в его прозаических произведениях, из которых следует указать на «Толкование на Четвероевангелие», где сказано, что сошествие Христа в преисподнюю было победой над смертью и сокрушением Ада:  «Христос победил смерть, когда возведен был на крест. Пока смерть связывала одного на кресте, многие, кто, будучи связан, находился в преисподней, были освобождены узами одного... Гвоздями прибиты были руки, которые освободили нас от уз смерти. Прибиты были руки, которые разрушили наши узы и связали тех, кто связывал нас. Дивно, что мертвые умертвили Живого, и Умерщвленный оживил мертвых. Они умножили свое неистовство и увеличили до высшей степени, а Он умножил Свои великолепные дары и низвел даже до ада... Смерть похитила Его, умертвила и унесла, пока Он спал, но потом, пробудившись, Он вышел и похитил похитителя Своего. Вот Распятый, Который распял тех, кто возвел Его на крест, и вот Пленник, пленивший того, кто ранее сделал Его пленником. Крест Твоей страсти стал источником жизни для нашей смертности... Алчущая смерть поспешила проглотить Его, но поспешила и выпустить Его из своей власти... Он повелел скалам – и расселись, и заповедал смерти – и она не воспрепятствовала праведным выйти из гробов по гласу Его. Во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его». С наибольшей полнотой и художественной силой, тема сошествия Христа в Ад раскрыта в «Нисибийских песнопениях» – поэтической жемчужине в творчестве преподобного Ефрема Сирина, где центральное место отведено монологам главных действующих лиц – Шеола, сатаны и смерти. В одном из гимнов, где речь идет о сошествии Христа в преисподнюю, Шеол – сам Ад рассказывает о деяниях Спасителя мира, разрушивших его власть: «Шеол сказал: ...Как Он претворил воду в вино,  так Он претворяет естество мертвых для жизни. И, конечно, Бог устроил потоп и очистил землю и уничтожил грехи ее. Огонь и серу Он также навел на нее, чтобы убелить пятна ее. Посредством огня Он дал мне жителей Содома, а посредством потопа – гигантов. Он заградил уста дома Сеннахирима и открыл уста шеола. Эти и подобные вещи мне понравились, однако вместо заслуженных наказаний Он через Сына Своего принес воскресение и благодать». В ином гимне из «Нисибийских песнопений» смерть хвалится тем, что побеждала пророков и священников, перед ней были бессильны цари с их войсками и праведники с их добродетелями, но надменная речь смерти прерывается сошествием Христа во Ад и голосом Господа, подобным звукам громовых раскатов, от которых вострепетал весь Ад: «Я в одиночку победила множества и Единородный хочет победить меня. Пророков, священников и известных мужей я унесла. Я победила царей с войсками их и гигантов с силой их, и праведников с добродетелями их. Потоки тел унесены мною в шеол и, хотя они вливаются в него, он жаждет еще. Будь то ближний или дальний – конец все равно к вратам ада приведет его. Смерть окончила свою надменную речь, и голос Господа нашего прозвучал в шеоле, и Он воскликнул и взломал гробы – один за другим. Трепет охватил смерть; шеол, который никогда не бывал освещен,  озарили сиянием стражи, которые вошли в него, чтобы вывести  мертвых навстречу Тому, Кто был мертв и дает жизнь всем». В гимнах преподобного Ефрема Сирина изображается плач смерти о Шеоле и его опустошенных сокровищницах – Христос сошел в преисподнюю и опустошил ее, злые духи – демоны не могли Ему помешать, только у Сына Божиего есть ключ от врат Шеола, Он – единственный Победитель смерти и Ада, и нет никого во всех мирах и веках равного Ему: «Плакала смерть о шеоле, видя, что сокровищницы его опустошены, и говорила: «Кто расхитил твое богатство?.. Я видела в долине этого Иезекииля, который воскресил мертвых, когда ему повелели, и я видела кости, которые пришли в беспорядок и задвигались. Было смятение костей в шеоле, ибо кость искала спутницу свою и воссоединялась с парой своей. И никто там не спрашивал, и никого не спрашивали, живы ли эти кости? Ибо без спроса воскресил их глас Иисуса, Владыки всей твари. Шеол опечалился, когда увидел их... Он плакал о Лазаре, когда тот вышел из него... Внутри и вне был плач о нем,  ибо сестры его плакали о нем, когда он сошел ко мне во гроб, а я плакала о нем, что он выходит из гроба. О смерти его был плач среди живых, а в шеоле была великая скорбь, когда он воскрес. Вот теперь и я вкусила вкус скорби того, кто оплакивает своего возлюбленного. Если мертвые так любезны шеолу, как же дороги были они своим отцам!.. То страдание, которое я причиняю людям,  страдающим из-за их возлюбленных, в конце концов все оно придет на меня. Ибо когда покинут мертвые шеол, для каждого человека будет воскресение, а для меня одной – мучение. И кто, поистине, вынесет все то, что предстоит мне? Ведь я увижу шеол в одиночестве, ибо тот глас, что разрушил гробы, опустошил его. И вывел он мертвых, находившихся в нем. Кто читает пророков, тот слышит там о справедливых войнах. Кто же размышляет о жизни Иисуса, тот благости и сострадательной милости научается. И кто думает об Иисусе, что Он – чуждый, это оскорбление для меня. Никакой другой чуждый ключ к вратам шеола никогда не подошел бы. Один лишь ключ Создателя, открывший их, откроет их вновь в пришествие Его. Кости кто сможет срастить, если не та Сила, Которая сотворила их? Частицы тела кто воссоединит, если не рука Творца? Что восстановит тела, если не перст Создателя? Кто сотворил и обратил в прах и разрушил, Тот только в силах обновить и воскресить.  Не сможет другой Бог войти и восстановить твари, которые ему не принадлежат. Если бы была другая сила, я очень обрадовалась бы, что она придет ко мне. Во чрево шеола сойдя, она узнала бы, что есть только один Бог. Смертные, которые заблуждались и проповедовали, что много богов, вот, они в шеоле связаны для меня, и боги их никогда не опечалились из-за них. Одного Бога я знаю и только пророков Его и апостолов Его признаю я». Христос вошел в Шеол и пали адские врата, смерть и Ад оказались бессильны пред Всемогущим, Он грядет как Победитель и Освободитель, дабы опустошить Шеол и верующие в Него покинули чертоги преисподней и взошли на небеса, в Нем источник радости для спасенных и скорби для сатаны, демонов, Ада и смерти: «Наш Царь жизни сошел в Шеол и вышел из шеола как Победитель. Он умножил пагубу тем, кто по левую руку Его: злым духам и бесам Он – источник скорби, сатане и смерти – страдание, греху и аду – плач. А тем, кто по правую руку, вернулась ныне радость...». Святой Кирилл Иерусалимский подчеркивал, что смерть вострепетала узрев Христа Спасителя, а Он исторгнул жало ее, разрушил темницы мрачного Ада и даровал свободу всем душам, откликнувшимся на Его благовестие: «Вострепетала смерть, узрев кого-то Нового, сошедшего в ад, но не связанного узами ада. Почему, привратники ада, вострепетали вы, узрев Его? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть обратилась в бегство, и сие бегство обнаружило ее трусость. Стеклись святые пророки, и Моисей законодатель, и Исаия, и Креститель Иоанн, который, свидетельствуя, говорил: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3). Искуплены были все праведники, поглощенные смертью; ибо проповеданный Царь долженствовал быть Искупителем благих провозвестников. Тогда каждый из праведных говорил: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Ибо искупил нас Победотворец». В молитвенном богословии Церкви возвещается радостная тайна – Бог сильнее смерти и Ада, Он бесконечно любит каждое создание Свое и хочет всех спасти – находящиеся в Аду не оставлены Его любовью и не вычеркнуты из памяти Бога и Его сердца, ибо ничто не может отлучить нас от вечной любви Его – ни время, ни пространство, ни жизнь, ни смерть, ни сам Ад, но только мы сами отлучаем себя от Бога грехами, но мы можем вернуться к Богу через веру и покаяние, и найти в Нем Спасителя и Победителя смерти и Ада, как Его воспевает святая Церковь: «...Христос Бог наш, разрушивший нерасторжимые узы смерти и замки ада, поправший множество лукавых духов... сошедший во ад и сокрушивший вереи вечные, показавший свет сидящим во тьме, злоначального и глубинного змия поймавший богомудрым обманом и связавший его цепями мрака в тартаре и огне неугасаемом... Ты Сам, Владыка всего, Господи Боже наш, в этот всесовершенный и спасительный праздник соизволивший принимать молитвенные ходатайства о находящихся в аду... услышь нас, смиренных рабов Твоих молящихся, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, там, откуда отбежала всякая болезнь, печаль и воздыхание, и всели духи их в селениях праведников, и удостой их мира и отдохновения, ибо мертвые не восхвалят Тебя, Господи, и находящиеся в аду не дерзнут принести Тебе исповедание...». Размышляя о сошествии Иисуса Христа во Ад и молитве Церкви за всех людей – в том числе и «во аде держимых» митрополит Иларион Алфеев писал: «Молясь «о иже во аде держимых», Церковь исходит из того, что Бог, Который «хочет, чтобы все люди спаслись», может изменить участь тех, кто оказался в аду, как Он уже это сделал однажды, сойдя в преисподнюю и выведя оттуда умерших. Для милосердия Божия нет никаких препятствий, кроме свободной воли человека. В конечном итоге Сам Бог «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит», а потому Он может вывести из ада находящихся там». Святитель Григорий Богослов пояснял, что через сошествие Иисуса Христа во Ад многие получили спасение, но «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих». По разъяснению блаженного Феофилакта Болгарского: «от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя».
                В богослужебных книгах Православной Церкви сошествие Иисуса Христа во Ад и Его победа над Адом и смертью величественно описывается и торжественно воспевается как величайшее чудо и таинственное событие, имеющее непреходящее значение, как опустошение и истощание Ада, освобождение томящихся там душ – дарование всем узникам «темницы духов» бесценной возможности спасения, ибо никто не исключен из Промысла Божьего о спасении и не оставлен вечной любовью Всевышнего, однако, святые отцы поясняли, что хоть возможность спасения дана от Бога всем людям, но спасаются лишь кающиеся и верующие, свободно и искренне принимающие благовестие Христово. Святой Климент Александрийский был убежден, что сойдя во Ад, Христос открыл путь к спасению для всех людей, принимающих Его, а не только для ветхозаветных праведников, но и для язычников, живших вне истинной веры: «Разве не показывают Писания, что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же – скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него – где бы те ни находились – через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, - а Он действительно сходил туда,  то благовествовал Он всем или только одним евреям? Итак, если всем, то и спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя Господа уже там...». «Итак, праведник, поскольку он праведник, не отличается от другого праведника, будь он подзаконный иудей или эллин, ибо Бог – Господь не только иудеев, но и всех людей... Таким образом, думаю, доказано, что Бог благ и что Господь может по справедливости и равенству спасать как обращающихся к нему здесь, так и обращающихся в ином месте». По глубокомысленному рассуждению митрополита Илариона Алфеева, сошествие Христа в Ад и сокрушение державы смерти ознаменовало освобождение всех томящихся там узников, проповедь Христова была обращена ко всем людям – и к иудеям, и к эллинам, и к скифам, ибо Он пришел освободить не только праведников и спасти не одних сынов Израиля, но всех людей, как единственный Спаситель мира, Чье милосердие и человеколюбие вызывает восхищение у Ангелов, но путь к спасению открылся лишь тем, кто уверовали в Него и пошли за Ним, а все отвергнувшие Его – добровольно остались в Аду, ибо Господь никого не спасает насильно: «Если бы Христос, сойдя во ад, помиловал только ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, в чем, собственно, состояло бы чудо? Если бы Христос освободил из Ада только праведников, оставив там грешников, чему удивлялся бы «ангельский собор»? Как говорится в одной из молитв на сон грядущий, надписанной именем преподобного Иоанна Дамаскина, «аще бо праведника спасеши, ничтоже велие, и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея». Если бы Христос спас только тех, кому спасение принадлежало по праву, это было бы не столько актом милосердия, сколько исполнением долга, восстановлением справедливости. «Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче», говорится в одной из молитв утренних. Именно потому богослужебные тексты вновь и вновь возвращаются к теме сошествия Христа во ад, именно потому церковные гимнографы выражают восхищение, изумление этим событием, что оно не вписывается в обычные человеческие представления о справедливости, о воздаянии, об исполнении долга, о вознаграждении праведных и наказании виновных. Произошло нечто экстраординарное, нечто, заставившее ангелов трепетать и изумляться: Христос сошел во ад, разрушил «твердыни» и «вереи» адовы, отворил врата ада и «всем путесотворил воскресение», т. е. для всех умерших – всех без изъятия – открыл путь в рай. Другой вопрос: все ли откликнулись на проповедь Христа, все ли последовали за Ним, все ли в конце концов были спасены? На это мы не находим прямого ответа в богослужебных текстах. Из них следует, что возможность уверовать или не уверовать во Христа оставалась для находившихся в аду и что в рай за Христом последовали все «уверовавшие» в Него. Но все ли уверовали? Если да, тогда действительно в аду не осталось «ни одного» мертвеца, тогда действительно ад «истощился», так как лишился всех своих пленников. Если же Христос проповедовал всем, но кто-то не откликнулся на Его проповедь, если Он открыл двери для всех, но не все последовали за Ним, тогда, конечно, в аду остались те, кто по собственной воле захотели там остаться». Преподобный Иустин Попович пояснял, что сошествие Христа во Ад – это великое чудо и тайна для нас неизъяснимая, ее можно воспевать в гимнах и молитвах, о ней можно размышлять, но с осторожностью, дабы не оскорбить и не умалить ни справедливость, ни милосердие Божие, и «если уместны здесь благочестивые предположения, то можно сказать, что освобождение и грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над дьяволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса Христа, они уверовали в Него как в Спасителя. Но, несомненно, речь здесь идет о великой Божьей тайне, через которую надобно ступать с благоговейным молчанием, останавливаясь мыслью лишь на том, что человеколюбивый Господь благоволил открыть человеческому знанию». Святой Климент Александрийский утверждал, что Христос проповедовал всем в Аду, но спасены были только те, кто уверовал в Него и добровольно изошел за Ним из преисподней. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Христос освободил от Ада и смерти все ожидавшие Его и томящиеся души, находившиеся в царстве смерти, ибо рухнули врата адские, но спасение обрели только те, кто возлюбили Христа и приняли Его благовестие, иные же, кто отвергли Его и во Аде – добровольные мученики и непримиримые богоборцы, и на Страшном Суде отраднее будет земле Содомской и Гоморрской, чем этим нераскаянным богоотступникам. Преподобный Иоанн Дамаскин высказал богомудрую мысль о том, что Христос пришел вывести всех из царства смерти и проповедовал всем находящимся в Аду, но спасительной Его проповедь оказалась лишь для тех, кто свободно уверовал в Него и возлюбил Сына Божиего, ибо человек имеет свободную волю и может как принять Бога, так и отречься от Него и тем самым лишиться спасения. Бог является абсолютно Всемогущим и для Него нет ничего невозможного, но Он жаждет нашей свободной любви  и настолько дорожит свободой Своих творений, что никого не спасает насильно, но стоит и стучит в двери нашего сердца, как таинственный Странник из Апокалипсиса. В богослужебных книгах Церкви, в ее гимнографии, иконографии и догматическом богословии сошествие Христа во Ад рассматривается как величайшее чудо и непостижимая тайна, изумившая Ангелов, как эпохальное событие имеющее вселенский масштаб и величайшее значение для судеб всех людей, ведь Христос сошел в преисподнюю как Победитель, Он крестной смертью попрал смерть и разрушил адские врата.  После сошествия Христа Богочеловека во Ад царство смерти стало темницей для дьявола – лукавого князя мира сего, Солнце Правды осветило мрачное логово Ада и невечерний свет Божества воссиял для всех томящихся там узников, разогнав кромешную тьму и озарив всю вселенную, жало смерти было упразднено и стены Шеола рухнули, всем было проповедано благовестие и открыт путь к спасению, а окончательное истребление смерти, низвержение дьявола, Ада и всех сил тьмы свершится в конце веков – во время второго пришествия Христа во всей силе и славе Божества Его.