Анна не успела.
Ушедший, буквально тридцать секунд назад, поезд подмигнул ей на прощание и скрылся. Кто-то рядом выругался.
Уже уставшая - после работы, но державшая в уме свой незавершенный проект, Анна рванула в зал ожидания.
На вокзале в вечерние часы шумно и многолюдно.
Серьезные мужчины в дорогих костюмах. Студенты. Громогласные иностранцы. Мимо несущиеся дети, бегущие за ними родители. Уборщицы, продавцы, пьяницы…
В холодном свете привокзальных светильников Анна разглядела самый освещенный участок. Резво направилась к свободному месту, пока никто не занял.
Села, чуть отдышалась. Из рюкзака вытащила ноутбук, готовальню, из тубуса один из чертежей. Всё лишнее скинула на лавку слева. На лавку справа – инструменты для работы. В ноутбуке быстро пролистала план архитектурного ансамбля, в который должна внести корректировку, нашла необходимое здание.
Библиотека выделялась из общей картины комплекса своей неказистостью. В отличие от других зданий, она словно впечатана в общий проект нечаянно. Ненужная. Забытая.
Анна взяла из готовальни необходимые инструменты, важно закатила рукава. Осторожно обозначая полупрозрачным пунктиром линии, задумалась...
Как того требуют холодные поветрия, уже привела весь жилой комплекс к современным стандартам архитектурной мысли. Четкие очертания, минималистичные формы - структурализм в худшем значении. Жилые здания сузили свой репертуар до роли хористов.
По требованию заказчиков библиотека должна стать еще одним хористом. Человеком на фоне. Солировать никто и не будет.
Анна же пыталась изобразить библиотеку, как что-то особенное, пыталась вычленить образ из обезличенной массы посредственностей. Прямолинейные, однозначные в своей незамысловатости небоскребы... Величественные в своей высоте, но не глубине, они нарочитой маскулинностью, надменностью задавили маленькое здание.
Анна отодвинула карандаш от ватмана. Потекли слёзы.
***
Напротив, сидел старик, наблюдал за девушкой с тех пор, как та достала чертеж из тубуса.
И как только убрала руки от ватмана, с громким возгласом, прилегла лицом к своим коленям, старик решил уже и подойти.
- Доброго времени!
Раскрасневшаяся, миниатюрная девушка, вытирая слёзы, подняла голову.
- Здравствуйте! – и снова расплакалась.
- Да хватит, что ж ты так… такая красивая, молодая, умная и плачешь?
- Я опоздала на электричку, опять муж... - девушка посмотрела на часы, - будет жаловаться о том, мол, где пропадала? Что делала? Я уже и не знаю, что отвечать… Так много времени провожу на работе…
- Вот уж проблема… - старик качнул головой в сторону чертежа, в котором разглядел незаконченные очертания библиотеки, - А это что такое?
- Да ничего, просто работа, вообще ничего важного…
- Ничего важного?
- Нет! – девушка снова заплакала.
- Красивый проект...
- Я его еще не закончила! Не успела…
Старик посмотрел на огромные часы, висевшие в центре зала. Часовая стрелка следовала к удару о полночь.
- Ты, милая, зря спешишь, пытаешься успеть.
- Что значит - пытаюсь успеть?
- Мы не знаем, что нас ждет впереди, - старик отдал в руки девушки ее проект библиотеки, сел рядом, - Мы все в становлении, не завершены.
- Что значит - не завершены?
- Ищем нужные шаги, пытаемся запрыгнуть на поезд. Но жизнь меняется. Поезд уже тронулся. И мы бывает не успеваем… но разве это повод, чтобы расстраиваться?
- Вы про что?
- Вот смотри, у тебя глазки закрываются, а ты свой проект даже сейчас пытаешься закончить, - старик указал на библиотеку, - а меж тем, когда закончишь его - тот момент, когда он мог превратиться во что-либо угодно, будет упущен. Твоя библиотека закончит своё существование.
- Не закончит. Она будет выделяться из массы серых зданий. О ней все будут говорить и помнить.
- Да какая разница - исключительная или серая, как и все? Если она найдет свое завершение. Будет мертвой... для тебя.
- Я не понимаю, о чём вы говорите.
Старик двинулся в сторону перрона. Его поезд уже пришел. Он знал, что точно не опоздает.
***
Зал ожидания опустел. Многих из присутствующих на вокзале уже не было.
Серьезных бизнесменов в дорогих костюмах. Студентов. Громогласных иностранцев. Детей и бегущих за ними родителей. Уборщиц, продавцов. Некоторые пьяницы тихо сопели…
Анна не успела.
Но это и не важно.