Тоска по родному дому

Иван Болдырев
                Рассказ               
               
Выдался довольно редкий случай. В учительской никого не было. И учительница русского языка и литературы старших классов Любовь Ивановна Сбитнева принялась за своеобразный конспект очередного урока. По ее убеждению, в этом возникла неотложная необходимость. В стране жизнь пошла по необычному и непривычному порядку. Люди еще не преодолели страшную и коварную болезнь ковид, а бедная Россия просто была вынуждена вступить в войну со своей соседкой Украиной. Вернее, со всем западным миром. О разгроме нашей страны сейчас хлопочут очень многие страны мира.

Да. Жизнь в последнее время повернулась такой стороной, которую никто не предсказывал и, естественно, не предвидел. Любовь Ивановна на последнем курсе университета представляла свою ожидаемую педагогическую жизнь довольно полно и ясно. Она  потянулась в преподавание еще с шестого класса. К этому времени у девочки уже сложились представления, что такое учительская работа в школе. Все это ей нравилось. Было понятно и привлекательно. Думала, это ее будущее и ничего другого ей не требуется.

А оно вон как вышло. Когда по миру распространился ковид, в наших русских школах, как, впрочем, и во многих странах мира, доходило дело до отмены очных занятий. Школьники сидели по домам. Учителя проводили с ними занятия по компьютерам. Новая форма обучения получила новое название: «дистанционная».

  Любовь Ивановна по возрасту была не намного старше своих старшеклассников. Всего лет на пять - шесть. Но, несмотря на свой малый педагогический опыт, быстро разобралась, что дистанционный метод обучения полноценных знаний не дает. Им можно  пользоваться только временно.

Как только наша страна приступила к освобождению территорий Луганской и Донецкой республик от украинских «нациков», юноши в ее классе круто изменились. Те ребята, которые были по натуре робкими и тихими. Они стали молчаливее и уединеннее. В их селе их испокон веков звали «смирными». Теперь они стали больше соответствовать этому определению.

Ребята бойкие и активные стали грубыми и агрессивными. Любови Ивановне не раз и не два приходилось убеждать их держаться в рамках приличий. На время это действовало. Но потом, когда учительница перед началом урока заходила в класс, ей приходилось слышать: «Жаль, что наш возраст не призывают на службу в армию. Мы бы «успокоили» эти хохлацкие рожи. Они бы прятались от нас далеко-далеко от ставшего нацистским края».

Любовь Ивановна пришла к выводу, что на уроке литературы ей надо поговорить об историческом прошлом нашей соседки Украины. О наших многолетних отношениях, которые не раз и не два были очень близкими и дружелюбными. Она так увлеклась своей работой, что не услышала, как открылась дверь учительской, и кто-то к ней вошел. Она отвлеклась от своих мыслей только тогда, когда шаги вошедшего человека зазвучали совсем рядом. Любовь Ивановна оторвалась от своей писанины и увидела, что к ней вошла сельская почтальонка Наташа. Она улыбалась вовсю и протягивала Сбитневой толстенный почтовый конверт. Любови Ивановне сразу стало интересно, что там напичкано так много, что конверт выглядел раздутым до последних возможностей.

– Наташа! Дорогая! Это что мне пришло такое объемистое?
– Вам, Любовь Ивановна! Вам! Надо бы попросить, чтобы вы сплясали, прежде чем вам вручить это послание. Да только вид у вас, какой-то печальный. Не буду вас мучить.

– И от кого же мне такое большое послание?

– Персонально не знаю, от кого. Но знаю точно, письмо из Швеции. Так что вы теперь будете поддерживать связь с зарубежным корреспондентом. Как говорят, установите зарубежную связь.

И Наташа протянула раздутый до беспредела пакет Любови Ивановне. Та взяла его и прочитала адрес. И тут же произнесла:

– Теперь понятно. Это, Рая Торопчина, моя школьная подруга. Хорошая была девушка. Мы с ней друг дружке все свои секреты доверяли. Вот только мать у нее оказалась непутевой. Сама уехала в эту самую Швецию. Да еще и дочку за собой утащила. Только у нас в селе ходят разговоры, что Рая там чувствует себя очень неуютно.

Наташа согласно покивала головой и сказала:

– Ну, вас, Любовь Ивановна, я, как мне кажется, порадовала письмом. Как-никак подруга о вас вспомнила. Пойду теперь другим почту вручать. Может, и всем остальным принесу благодатные весточки.

И почтальонка вышла из учительской. Любовь Ивановна вскрыла пакет и достала оттуда верхнее письмо. На душе у нее посветлело. Она сразу узнала Раин почерк. За прошедшие годы он у нее нисколько не изменился. Любовь Ивановна начала читать письмо: «Дорогая моя подруженька! Сколько времени все собиралась отослать тебе свои письма. Да только в последний момент все теряла свою решимость. Вот и накопился целый пакет. Как видишь, теперь преодолела свою неуверенность. Хотя после такого шага уверенности в себе у меня не прибавилось. Я тебе очень завидую. Ко мне редко доходят о тебе новости. Мать моя с некоторыми дамами нашего села переписывается. Иногда у нее выпытываю, какие  она получает  в этих письмах вести. Да только в ее изложении эти новости утрачивают большую часть нужной информации. Ты, конечно, помнишь, в ее рассказах по большей части переливание из пустого в порожнее.

Я очень жалею, что в свое время поддалась на уговоры матери. Сидеть бы мне дома. В своем родном селе. Нет! Черти меня понесли за границу искать роскошную и красивую жизнь. Вот и нашла на свою голову. Теперь локти кусаю. И нечего исправить уже не получается».

Любовь Ивановна на короткий момент оторвалась от чтения письма подруги. Она с горечью поняла, что Рая решила ей излить душу. И это излияние сплошь напичкано жалобами. Они давно не виделись  с подругой. По всей вероятности, уже основательно отвыкли друг от друга. Живут, не встречаясь. И все-таки было жаль Раю, уехавшую так неосмотрительно в чужую страну.

Сбитнева пересилила себя и продолжила чтение. Рая напомнила подруге, что ее мама согласилась выйти замуж за шведского адвоката. О нем в селе ходили слухи, что этот претендент на руку и сердце Раиной матери Анфисы Анатольевны парализован. Сам ходить совершенно не может. Ездит на коляске.

Но адвокат из него получился отменный. Как писала в село Анфиса Анатольевна, парализованный новоявленный ее муж зарабатывает большие деньги. Но он держит ее в большой строгости. Денег в ее руки старается не давать. Сам ведет все хозяйственные дела.

Это письмо было вторым по счету, если брать во внимание порядок их укладки в пакет. Бумага даже основательно пожелтела от времени. Но когда Любовь Ивановна стала читать предпоследнее Раино письмо, Сбитнева с удивлением поняла, что Анфиса Анатольевна по - прежнему живет своей бурной жизнью, и с возрастом остепеняться не собирается. Еще, будучи женой парализованного адвоката, она обратила внимание на предпринимателя из Соединенных Штатов Америки. Этот деловой человек в Швеции решал какой-то экономический конфликт. Адвокат принимал в этом деле самое активное участие. Между тем и Анфиса Анатольевна, и предприимчивый американец занимались не только конфликтной ситуацией. Они стали питать большую душевную привязанность друг к другу.

 Мать не считала нужным скрывать от дочери свои интимные секреты. Она стала постоянно говорить, что адвокат годами приблизился к преклонному возрасту. Его инвалидность не сулит ему активной трудовой деятельности. Зато американец еще молод и полон сил. Он предлагает Анфисе Анатольевне сделать предприимчивому адвокату ручкой и отправиться с ним в страну, которая рулит всем миром. Она согласилась.

Адвокат к коварству своей супруги отнесся внешне спокойно. Он, оказывается, заранее  предусмотрел такой вариант. Вернее, он до последнего времени ничего не подозревал. Но все-таки приготовился ко всяким неожиданностям. Когда адвокат заключал брак с Анфисой Анатольевной, он составил  финансовый документ. Новоявленная молодица соглашалась выйти за адвоката замуж при условии, если он выделит ей определенную сумму денег из своих накоплений. Теперь, когда дело пошло к разрыву, адвокат    предъявил документы, в которые его благоверная жена не очень-то заглядывала. Она в свое время подписала их, не прочитав и до половины. Оказывается, документ гласил, что выделенная для жены сумма должна возвратиться к их первоначальному владельцу, если их брак распадется.

Анфиса Анатольевна глубоко опечалилась, пыталась учинить скандал, ходила в правоохранительные органы с жалобами. Но все оказалось напрасным. Адвокат составил документ совершенно правильно, и никаких зацепок для судебных тяжб в нем не оказалось.
олько вот и убегающая от мужа супруга оказалась не лыком шита. Каким путем, но Раина мама все-таки накопила для себя солидную сумму. Так что в путь с американским предпринимателем она отправилась с приличным капиталом.

Любовь Ивановна вновь углубилась в письма подруги Раи: « И знаешь, Люба, когда я жила в семье адвоката, все время глодала себя за опрометчивый поступок. Зачем послушалась маму? Жить бы мне, да жить в родительском доме. Там осталась моя тетя Нина. Она женщина добрая-предобрая. Была уже в возрасте. А замуж так и не вышла. Ко мне относилась, как к родной дочери. Души во мне не чаяла. А я, дура несусветная, отправилась в эту Швецию за красивой жизнью.

Хотя, если уж быть честной, у адвоката жилось мне вовсе неплохо. Только вот по родному дому и своему селу я очень скучала. И  по людям, что там живут, тоже. На крыльях бы туда улетела.

Так вот с адвокатом мы в то время сильно поладили. На судебные заседания, в которых он участвовал, готовил убедительные и доказательные выступления. Был у него один недостаток. Сухими получались его выступления. Однажды я прочитала одну его заготовку, и у меня появилось желание ее дополнить. Обратилась со своим предложением к адвокату. Он выслушал меня внимательно и обрадовался. И тут же договорился со мной, что я буду добавлять в его выступления свои  вставки. По понятиям адвоката, я насыщаю его речи эмоциональными чувствами. Его речи становятся, насыщены воздействующими на всех присутствующих в суде эмоциями. Это очень поможет адвокату выигрывать в суде свои процессы».

В это Любовь Ивановна поверила. Рая писала очень чувствительные сочинения в школе. Учительница русского языка и литературу не раз отмечала на уроках эту особенность у девушки.
Адвокат платил Раисе Торопчиной неплохую зарплату. Когда узнал, что Рая собралась уезжать с матерью в Америку, уговаривал ее у него остаться. Говорил, что лучше ей в Соединенных Штатах не будет. Да и мать там долго не заживется. Американский предприниматель, по словам адвоката, человек ненадежный.

Но мать так настойчиво и ласково уговаривала Раю. Ей изо всех сил помогал ее новый избранник. И Рая растаяла. Она дала согласие жить в доме американского предпринимателя. И как теперь пишет в своем письме, оказалось – зря.

Приехали они в ничем не примечательный американский городишко. Квартира у предпринимателя была трехкомнатной и ужасно запущенной. Он ввео  в нее женщин и тут же извинился за беспорядок. Сказал, что в его холостяцкой жизни у него руки не доходили для такой работы.

Три дня от темна до темна Рая и Анфиса Анатольевна наводили порядок в квартире. Дело шло уже к концу. Но рано утром третьего дня предприниматель вдруг засуетился, куда-то засобирался. Сказал,  когда ему мать Раи предложила позавтракать, что ему некогда. У него просто неотложные дела. Но часика через два он обязательно управится и тогда с аппетитом позавтракает.

Но день, как и все предыдущие, прошел в кропотливой работе. А предприниматель так и не появился в квартире. Завтрак его напрасно дожидался в холодильнике. А предприниматель  домой так и не возвратился. Шли дни за днями, а он, как в воду канул. Наконец, Анфиса Анатольевна не выдержала и пошла в полицию. Там с ней разговаривали довольно странно. Сказали, что предприниматель человек вполне положительный. Но длительное время он в их городке не живет. Он ведет свои дела где-то в другом месте. Работники полиции посоветовали Анфисе Анатольевне еще подождать своего избранника. Рано или поздно он домой вернется.

Когда мать Раи вернулась в предпринимательскую квартиру, она обнаружила, что накопленные ей деньги каким-то таинственным образом, когда она жила с адвокатом, исчезли.  Они подождали напрасно еще несколько дней, пока обеим не пришло прозрение: предприниматель  попросту сбежал. И деньги Анфисы Анатольевны именно он и похитил. Стало быть, дожидаться им тут совершенно нечего. Они так примитивно обмануты.

У Раи тоже были накопленные в скромном количестве деньги. Те, что она заработала у адвоката. Их как раз хватило на билеты до Швеции. Да только бывший супруг Анфисы Анатольевны ее и на порог не  пустил. Зато Рае предложил прежнюю работу. Только с гораздо с урезанной зарплатой. Рае выбирать было не из чего и она согласилась. А Анфиса Анатольевна еще долго оставалась не у дел. Пока, наконец, не устроилась в контору, похожую на российский коммунхоз. Дали ее должность секретаря-машинистки. Мать выпросила в здании, служащим общежитием, две комнаты: одну – для себя, вторую – для дочери. Там они, как писала Рая в своем письме, они обретаются и по сей день.

Собиралась Любовь Ивановна растянуть чтение писем подруги Раисы на несколько дней. Но не хватало сил оторваться от чтения. А когда дело дошло по последнего письма, сердце ее бешено колотилось. Казалось, оно вот-вот выскочит из груди.

« Дорогая подруженька Люба! Села за это письмо, а слезы из глаз – ручьями. Ты даже представить не можешь. Нет ни одной ночи, чтобы я во сне не оказывалась в родном доме, родном селе. Среди родных мне людей. Поверь мне, какой я во сне бываю счастливой. Проснешься – и душа наизнанку. И горько, и обидно, что это всего только сон.

Казалось бы, почему тут не жить. Шведы люди, как люди. Да и живут они в материальном плане даже несколько лучше, чем у нас на Родине.

Правда, приходится признаться, что и здесь в последнее время все круто меняется. Весь мир окрысился на нашу Родину. Шведы в этом плане не исключение. Я стала замечать,  что раньше близкие ко мне люди стали смотреть на меня косо. Вот и живу теперь в полной раздвоенности. Со стыдом вспоминаю, как мы с мамой уезжали из своего родного села. Мы откровенно гордились. Теперь со стыдом об этом вспоминаю. Кажется, мне теперь моим землякам и в глаза поглядеть будет стыдно.

Вот и раздвоилась я на две половинки. И жить я тут больше не могу. Все  это выше моих сил. Ползком бы домой поползла. А довольно часто становится стыдно. Вдруг люди станут говорить: когда было хорошо, укатила за легкой красивой жизнью. А как стали там глядеть на нас косо, так назад пятками?

И все-таки, дорогая моя подруженька! Я страсть как хочу домой. Только домой. И ничего мне больше не требуется. Любушка! У меня сейчас с деньгами туговато. Если вдруг я все-таки рванусь домой, ты не можешь дать мне некоторую сумму в долг, чтобы я вернулся домой? Чтобы я бывала там вовсе не во сне, а по-настоящему.

Как горько, что это только мечты. А так хочется, чтобы все было на самом деле. Я бы тебя задушила в своих объятиях. Помоги мне в этом. Пожалуйста, помоги мне в этом. Очень прошу тебя.  Ну, пожалуйста. Ради Бога».

И с той минуты, когда Любовь Ивановна прочитала это письмо. Она заметалась и в мыслях, и в своих действиях. Как помочь своей подруге обрести такие желанные ей мир и покой. Как? Где он такой желанный выход?