Двойственная сущность мироздания. Размышления

Валерий Заикин
        Двойственная сущность мироздания.
          (воспоминания и размышления.)

 Как часто бывало в моей жизни, информацию об очень
серьезных вещах я получал совершенно случайно, благодаря
моей страсти к чтению!
 Я обнаружил, как мне кажется сегодня, самостоятельно,
 что буквы,нарисованные на кубиках,если сложить их
 определенным способом,превращаются в слова!
 С этого момента, в возрасте трех лет, я пристрастился
к чтению, и читал все подряд, все,что под руки попадалось!

Так, сидя в зале ожидания больницы, где делали на сердце
операцию моей жене Вере, чтобы скоротать томительное
ожидание результатов на демонстрационном экране, я поднял
с пола валявшийся там потрепанный журнал под названием "Эврика",
 и наткнулсяна статью из области квантовой физики о двойстенной
природе электона,который ведет  себя и как частица,и как волна,
(одновременно!), да еще и для стороннего наблюдателя может
 одновременно,(заметьте! Одновременно!) находиться в разных
местах! Причем,это поведение описывается теоретиками математически,
и потвержается экспериментально!!!

 Это вернуло меня на полвека назад,когда еще молодым
специалистом-энергетиком работал на ниве расчетов
энергетических режимов в Крымэнерго.Как-то,меня командировали
в Киев,в Объединенное диспетчерское управление энегосистемами
(ОДУ), для знакомства с составлением программ для только что
 появившейся в ОДУ электронно-вычислительной машины "Урал".
Как давно это было, легко себе представить: ЭВМ занимала
весь подвальный этаж здания ОДУ, и работала  со скоростью 
черепахи...
 (Сегодня на столе диспетчера энергосистемы стоит ноут-бук,
 который решает задачи рачетов энергорежимов на порядок большим
объемом, а о скорости и говрить не приходится!)
 Но это так, к слову пришлось,  а главное, я, сидя в аудитории
с такими же  как и я,"несмышленышами" в програмировании, узнал,
что вся операционная система строится на двоичном принципе,
то-есть, всего на двух математических знаках:0 и 1!
 И сложнейшие процессы в энергосистеме описываются всего лишь
этой "двойкой"!
И пришло мне в голову, что суть всего, что есть на свете, парно!
"Плюс -минус", "свет -тень", "жара-холод", "правое-левое", "мужское-
женское"",ну и так далее, до бесконечности!
 И самая злободневная пара "Мир- война", но об этом -отдельный
разговор...
  Уже с годами я начал понимать, что в самом человеке
 сосуществуют пара ипостасей: материальное и духовное, добро-
зло, правда- ложь, ну и прочие прелести!
 В этом меня убедила книга Профессора физики университета
Тель-Авива Вениамина Файна, тоже случайно попавшая мне в руки.
 Он строит свои рассуждения об устройстве Вселенной, исходя
из постулата,что ЧЕЛОВЕК, самое сложное и самое изощренное,
что есть в мире, с первого мига появления на свет,через свое
"Я" восппринимающий внешний мир с помощью своего РАЗУМА, тело
его материально, а эмоции,, мышление, боль-и многое другое,
суть духовные вещи! "Я" состоит не только из материи, в нем
есть и ДУХ Причем, душа человека уникальна,любое творчество
духовно!!
 Я и раньше имел понятие, что  "Материя и Сознание"-единые
категории всего Сущего, но Файн убедительно показал, что
Дух заставляет работать мозг, а через него -и все тело.
 Новым для меня было утверждение, что все вокруг подчиняется
законам природы, но только человек обладает подлинной
свободой выбора, и способен преодолеть диктат законов природы
и животных инстинктов!
(Я цитирую этот абзац из книги В.Файна "Нищета неверия" потому,
что это имеет отношение к последующим моим размышлениям...)

И так,сидя в больнице,и читая о достижениях в области квантовой
теории,я получил научное подтверждение о двойственной сущности
мироздания, и к перечню противоположных ипостасей человека,
добавил еще и пару: "Рождение - Смерть"!
 Зная мой возраст, мало кого удивит обращение моей мысли к
этому сопряжению!
  Жизнь движется от цифры "1", описывающей приход человека в наш
материальный мир, (прихода новой ЛИЧНОСТИ, индивидуума, МЫСЛИТЕЛЯ,
обладающего высоким творческим потенциалом), к цифре"0", (по мере
расходования творческой энергии), что приводит, на ее исходе, к
потере стимуляции физических сил, и работы ума, к "бессмыслию"!
 В книге Джонатана Свифта, с детства нам известного, как автора 
книги "Путешествия Гулливера", но не адаптированной к школьному
возрасту, а серьезного философского и иронического повествования,
я (тоже совершенно случайно!) наткнулся на главу, где герой книги
посещает "страну бессмертных". ( кто полюбопытствует, отсылаю к
 "взрослой" книге "Путешествия Гулливера. Ч.3. Гл.10 ).
 В ней Автор знакомится с пансионом людей, с рождения обреченных
 на "БЕССМЕРТИЕ",НО, в состоянии, по медицинскому жаргону,
"РАСТЕНИЯ"!(То есть, в бессмысленном состоянии, хотя есть мнение,
что и растения тоже мыслят!) Эти БЕССМЕРТНЫЕ, в полной прострации,
становятся обузой для государства, расходуещего средства на их
содержание! Абсолютная пустота в глазах, полный нуль мысли!
 А миру известна "бессмертная" фраза Рене Дакарта,великого ученого
16 века:" Я мыслю, следовательно, я существую..."
 Можно читать и иначе:" Я не мыслю, и следовательно, я не существую!"
 Размышляя о Круге жизни, я выразил мысль в стихотворной форме:
            Вот Человек, творения венец!
     Круг жизни очертил ему Творец.
     Не в том ли совершенство мироздания,
     Что есть во всем Начало и Конец!
  Умирает не только человек, умирают цивилизации, умирают звезды!
 Вопрос лишь в том, установлены ли, так сказать, "законодательно", для
 человека сроки КОНЦА?

 Впрочем, такой прецедент мне знаком!
 Я живу в стране, где кроме гражданского законодательства, есть Закон,
по которому живут религиозные евреи. Это -ТОРА, в русском переводе
известная, как первая книга христианской библии, под названием "Ветхий
Завет".
  Нередко, на праздновании дня рождения пожилого человека в еврейской
семье можно услышать пожелание :"До ста двадцати!"
 (По всей видимости, это связано со написанным в Торе, в книге Берейшит
 (6:3): «Не спорить духу Моему из-за человека вовек, ведь к тому же он
 плоть; и будет дней его – сто двадцать лет».)
 Порою, это пожелание дополняется, с улыбкой:"Как в двадцать!"
(В одном из анекдотов, на которые еврейский народ горазд, принимая
поздравление, именинник попросил:"Лучше -до 119!"
Почему? А чтоб в некрологе написали:"Безвременно ушедший...")
 Так, и ли иначе, но я всем, кто читает мои размышления,желаю дожить
до 120! Как в двадцать!!
 То есть, с ясным умом, и с чувством юмора!

Нам примером служат великие служители богини  науки и исскуства Музы,
долгожители: ( см. ПРИМЧАНИЯ)

 Многих и многих можно было бы перечислять, но особо я выделю двоих,
позже станет ясно, почему. Это Великий Керк Дуглас, голливудский актер,
 и Александр Александрович Мику;лин (1895—1985) — советский учёный,
конструктор, специалист в области авиационных двигателей.
Академик АН СССР.


 А операцию Вера перенесла прекрасно! Стойкость и любовь к жизни воспитали
 в ней прожитые в раннем детстве годы в окупированном гитлеровцами Крыме,
в голоде, холоде и страхе, и она не признает себя пожилым человеком,
да и мне не позволяет!
              *          *         *
  Примечания:
  Привожу "на вскидку" широко известные имкна таких мастеров, как Игорь Александрович Моисеев (21 января 1906, — 2 ноября 2007), 
 — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер,
 хореограф, педагог, общественный деятель.

Владимир Михайлович Зеьдин ( 28 января (10 февраля) 1915,
— 31 октября 2016, ) знаменитый и всеми любимый советский и
российский актёр.

 Ю;рий Петрович Любимов (30 сентября 1917,  — 5 октября 2014)
 — советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог,
 народный артист РФ (1992). Лауреат Сталинской премии II степени (1952)
и Государственной премии России (1997). Один из реформаторов российского
театра.
            И мой кумир! ( См. "Страсти по Таганке", в ПРОЗА.РУ)
  Всех этих людей объединяет общее: они творили до самых последних своих дней,
 и именно непрерывная работа мозга продлевала им жизнь!
 С другой стороны, история знает, как великие умы человечества, достигая
 некой черты, сталкивались с ощущением, что они исчерпали свой творческий
ресурс, и это приводило их к быстрому уходу из жизни.
 В работе профессора психологии Валерия Венды, чьему перу принадлежат
"Законы взаимной адаптации применительно к человеку и обществу",
(См."Страницы одной биографии. Из творчества друзей", на моей странице)
приводятся такие примеры.
 Так он сетует на то, что Альберт Эйнштейн, который считается самым
гениальным мыслителем 20го века, слишком рано подписал себе приговор,
которому Венда присвоил название "САМОУБИЙСТВО"!
  Эйнштейн отказался от операции брюшной аорты,что привело к быстрой
 смерти.Его последние слова сохранила бессменный секретарь последних
 десятилетий этого гения, Хелен Дюкас:
«Я уйду, когда сам того захочу. Искусственно продлевать
жизнь — бездарно. Я сделал своё, пора уходить. Я хочу уйти красиво».
 Со своей стороны, в одном из законов взаимной адоптации В.Ф.Венда
доказывает на собственном опыте, безусловную возможность человеческого
духа произвести полный разворот от "минуса" к "плюсу", вернув человеку
новую жизнь, полную физических и творческих сил!
 Мне довелось прочесть (так и хочется сказать:"Случайно!") историю
такого разворота у Керка Дугласа, которого я уже упоминал...
Красавец, с огромным талантом,сколько знаменитых фильмов вышло с его
участием, (вспомнить хотя бы роль Спартака в одноименном  фильме!).
Но в возрасте 80 лет его разбил инсульт!
 Он был прикован к постели, была нарушена речь и подвижность!
 Казалось уже, что он  обречен на страдания до конца жизни!
Но человек волевой, Керк  твердо решил не сдаваться, стал бороться
с недугом, мужественно перенося боль , поднял себя упражнениями
 на ноги,  восстановил себе речь, и даже сумел сняться в фильме,
 где играл  сюжет про самого себя!
Керк вернулся к творческой деятельности, стал писателем - биографом,
 активно занимался благотворительным фондом.
  Недавно скончался... в возрасте 103 года!
 
 Достойна подражания решимость изменить свою жизнь в борьбе с болезнями
 Александра Александровича Микулина. Советский учёный, конструктор,
 специалист в области авиационных двигателей,академик АН СССР, когда,
 в возрасте 60-ти лет его стали одолевать старческие болезни, "восстал"
против природы!
 Человек недюженного ума, он решил понять источник этих недугов,
стал экспериментировать на своем теле, разработал оригинальную систему оздоровления,
изложил ее в книге, которую отказали ему издать по причине...отсутствия медицинского
образования!
 Он вступил в медицинский ВУЗ, окончил его с отличием,получил диплом врача, а
 затем степень кандидата медицинских наук!
 В 1977 году выходит его знаменитая книга "Активное долголетие", принесшая ему
широкую аудиторию! Я сам большой его почитатель!
Он продолжал активную пропагандистскую деятельность вплоть до конца жизни,
покинув этот мир в 90 лет.


                *       *       *