Уввр-2

Владимир Петропавловский
                ШТАБ НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
2-го УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ФРОНТА

в/ч 56280

Сформирован 10 февраля 1942 г. г. Ленинград,  Ленинградского фронта. Приказ НКПС от 08.01.42 г. № С-19-Ц, на основании Постановления ГКО от 03.01.42 г. № 1095с.
В составе действующей Армии с 10.02.42 г. по 09.05.45 г.

10.02.42 г.     Ленинградский фронт         ГУВВР      Действующая Армия
09.05.45 г.                -*-                -*-              -*-
10.07.45 г.     ЛВО                -*-             г. Ленинград
26.06.46 г.     -*-                -*-             -*-
 
26.06.46 г. Штаб НЖДВ УВВР-2 расформирован, личный состав обращен на формирование Управления 3 ждк.

Начальники ЖДВФ

Полковник
Николаев Вячеслав Алексеевич                с 10.02.42 г. по 13.03.43 г.

Генерал-майор технических войск
Матишев Василий Ефимович                с 13.03.43 г. по 26.06.46 г.

1942 г.

Место дислокации до июля ст. Мурманские ворота. В июле произошло объединение с УВВР-14, место дислокации с. Любытино, с октября ст. Ефимовская Северная ж.д. Для связи с Ленинградским фронтом создана оперативная группа в г. Ленинграде – 15 человек.

Основные объекты работ: Подъездные пути и тупики для бронепоездов и артсистем на ж.д. ходу Стр. № 5, Любытин -Неболчи Стр. № 511, Тихвин-Будогощь-Чудово усиление ж.д. Стр. № 75 а, Кириши-Будогощь-Неболчи, Волховстрой-Андреево, Малая Вишера-Дубцы, Волховстрой-Войбокало-Назия, Войбокало-Коса портовые сооружения Кабоно-Кареджского порта Стр. № 42, Ленинград-ст. Ладожское озеро, Белоостров,  узел г.Ленинград, подходы к Ладожскому озеру, причалы, слипы, свайно-ледовая ж.д. переправа Стр. № 400, узкоколейная ж.д. Еглино-Мясной Бор-Грязи-Большая Вишера и Жихарево-Жарок, угольных шахт Комаровского месторождения, усиление пути Чагода-Кабожа.

Основные объемы работ:
1. Земляное полотно                1531,7 куб. м.
2. Укладка пути:
- главного                229.2 км
- станционного                126,9 км
- стрелочных переводов                448 компл.
3. ИССО:
- малые мосты                1105,6 п.м.
- большие и средние мосты                2525,6 п.м.
4. Линии связи                1741,4 пров./км
5. Водоснабжение                22 шт.
6. Свайно-ледовая эстакада                3.3 км

Воинские части.

- 9 ождбр 07.02.42 г. прибыла из Ленинградского фронта, где занималась охраной побережья Финского залива. Задачи – увеличение пропускной способности, прикрытие Ленинградского ж.д. узла, строительство подъездных ж.д. и пирсов с Западной стороны Ладожского озера.
- 1, 4, 40 овждб
- 1, 9 ( прикомандирован из 10 ождбр Калининского фронта) омждб
- 28 обмждр (07.02.42 г. переформирован из 38 оплждб Ленинградского фронта)
- 1 опкждр (12.09.42 г. сформирована г. Ленинград)
- 1 (04.04.42 г. прибыла из 11 ождбр Ленинградского Фронта), 2 (12.10.42 г. убыла в 11 ождбр) оэждр.

-11 ождбр 10.02.42 г. прибыла из Упр. ВОСО Ленинградского Фронта.
- 2 (25.04.42 г. прибыл из 15 ождбр Калининский фронт), 21,  57 (15.05.42 г. переформирован из 68 овждб) овждб.
- 71 оспждб
- 7 (23.04.42 г. прибыл из 15 ождбр Калининский фронт), 22 омждб
- 9 обмждр
- 1 (04.04.42 г. убыла в 9 ождбр),  2 (12.10.42 г. прибыла из 9 ождбр),  59 (05.10.42 г. прибыла из 43 ождбр ГУВВР),  60 (15.04.42 г. сформирована г. Кострома, МВО, 10.09.42 г. убыла в 15 ождбр УВВР-8 Северо-Кавказский фронт), 61 (15.04.42 г. сформирована г. Кострома, МВО), 63 (05.10.42 г. прибыла из 43 ождбр с. Житников, МВО ГУВВР), 67 (20.05.42 г. прибыла из п. Нытва УрВО), 74 (14.05.42 г. сформирована ст. Оять Ленинградский Фронт) оэждр

Спецформирования.

- Гвот 1, 2, 3, 35
- Горем 3, 10, 10б, 13, 21
- Водрем 1, 2, 26, 27
- Связьрем 1, 13, 21
- Мостопоезд 1, 28
- Управление Строительства № 5
- Подрем 7, 21, 23
- Голбаза 1, 2, 5, 19
1943 г.

С 01.03.43 г. приказом НКПС из состава УВВР-2 было выделено УВВР-6, которое должно обеспечивать работу ж.д. Волховского фронта. За УВВР-2 остался Ленинградский фронт. В марте 1943 г.  УВВР-2 передислоцировался в г. Ленинград.

Основные объекты работ:
Восстановление:  Колпино-Поповка, Броневая-Дачное (Балтийское направление), Ленинград-Шоссейная (Варшавское направление), мост ч/р Волхов у ст. Кириши, Поляны-Шлиссельбург.
Обеспечение работы участков: Тихвин-Волховстрой-Назия-Войбокало-Коса.
Строительство: Свайно-ледовой ж.д. эстакады через Ладожское озеро (остановлено 18.01.43 г. и разобрано), Поляны-Шлиссельбург Стр. № 400 (за 14 суток с 19.01. по 06.02.), свайно-ледовой ж.д. эстакады ч/р Нева у Шлиссельбурга (за 11 суток с 25.01. по 06.02.), временного ж.д. моста ч/р Нева Стр. № 400а (за 32 суток с 12.02. по 25.03.), автодорожного моста ч/р Нева в Шлиссельбурге (за 20 суток с 02.06. по 22.06.), ж.д. моста через Ново-Ладожский канал у ст. Лаврово ( с 27.04. по 18.05.).

Основные объемы работ:
1. Земляные работы                576,1 тыс. куб. м.
2. Укладка пути:
- норм. колеи                239 км
- узк. колеи                10,8 км
- стрелочных  переводов                107 компл.
3. ИССО:
- малых мостов                67 шт./584,7 п. м.
- средних и больших мостов                31 шт./18842 п. м.
4. Линий связи:
- столбов                126,5 км
- проводов                2105,5 пров,/км
5. Водоснабжение                7 шт.
6. Шахт                10 шт.

Воинские части.

- 9 ождбр:
- 1, 4, 28 (07.04.43 г. прибыл из 11 ождбр УВВР-6 Волховский фронт), 40 (30.03.43 г. убыл в 11 ождбр УВВР-6 Волховский фронт), 57 (20.05.43 г. прибыл из 11 ождбр УВВР-6 Волхвский фронт), овждб.
- 1 омждб
- 28 обмждр
- 9 (01.03.43 г. сформирована Ленинградский фронт) орвждс, 13.11.43 г. переформирована в 9 обвждс.
- 1 опкждр
- 1, 67 ( прикомандирована из 11 ождбр) оэждр

-11 ождбр 25.02.43 г. убыла в составе УВВР-6
- 2, 21, 28 (11.02.43 г. сформирован ст. Кировские ворота Волховский фронт), 41, 57 овждб
- 71 оспждб
- 7, 22 омждб
- 9 обмждр
- 2, 59, 61, 63, 67,  оэждр

Прикомандированные части.

- 74 оэждр осталась в составе УВВР-2 из 11 ождбр

Спецформирования.

- Горем 3, 3 бис, 10, 10 бис
- Связьрем 13
- Водрем 1
- Голбаза 2, 24, 27
- Упр. Строительства № 5 (Путьрем 1, 2, 3, Тоннельрем 1, 2)
- Заводы № 1-8

1944 г.

Основные объекты работ:
Восстановление ж.д. участков: Дачное-Петергоф-Ораниенбаум,  Колпино-Тосно-Чудово-Дубцы, Ижора-Мга-Назия, Павловск-Новгород, Шушары-Батецкая, Лигово-Гатчина-Псков, Гатчина-Веймарн-Таллин, Белоостров-Выборг-Госграница, Нарва-Солдино-Ауверс (Эстония), Тапа-Тарту.

Основные объемы работ:
1. Земляные работы                971 тыс. куб. м.
2. Укладка пути:
- главного норм. колеи                2531,4 км
-  -*-           узк.   колеи                797,7 км
- станционных                898 км
- стрелочных переводов                3058 компл.
3. ИССО:
- малых мостов                426 шт./6548 п.м.
- средних и больших                102 шт/ 4095 п.м.
4. Линий связи:
- столбов                2831,9 км
- проводов                23500 пров./км
5. Водоснабжение                111 шт
6. Гражданских сооружений                612 шт/904 тыс. куб. м

Воинские части.

- 9 ождбр
- 1, 4, 28, 57 (09.05.44 г. убыл в УВВР-11 Карельский фронт, 15.11.44 г.прибыл из УВВР-11 Карельский фронт), 71 (15.02.44 г. прибыл из 11 ождбр УВВР-6 и переформирован в 71 омждб) овждб.
- 1, 71 (15.02.44 г. переформирована из 71 овждб, 20.04.44 г. убыл в 11 ождбр 3-й Прибалтийский фронт) омждб.
- 130 осждб 19.05.44 г. прибыл из ГУВВР г. Щелково МВО, 01.10.44 г. убыл в ГУВВР г. Днепропетровск
- 28 обмждр.
- 9 обвждс.
- 1, 67 (09.05.44 г. прибыла из 11 ождбр и расформирована) оэждр.
- 1 опкждр
- 1 фронтовой парк
- 74 оэждр  прикомандирована из 11 ождбр,  09.05.44 г. расформирована.

- 21 ождбр 08.02.44 г. прибыла из УВВР-4 Западный фронт.
- 49, 51, 54, 56 овждб
- 12 омждб
- 21 обмждр 15.04.44 г. убыл в 1 гв. ождбр УВВР-20 3-й Украинский фронт
- 21 обвждс
- 9, 44 (01.05.44 г. расформирована г. Ленинград) оэждр

- 5 оэждп 01.05.44 г. сформирован в г. Ленинград Ленинградский фронт, 22.07.44 г. убыл в УВВР-10 2-й Прибалтийский фронт

- 6 овждб 15.11.44 г. прибыл из УВВР-11 Карельский фронт

- 42 овждб 30.01.44 г. прибыл из 30 ождбр 2-й Прибалтийский фронт, 29.04.44 г. убыл в 30 ождбр 3-й Прибалтийский фронт

Спецформирования.

- Горем 3, 3 бис, 10, 10 бис
- Связьрем 11, 13
- Водрем 1, 9
- Голбаза 2, 24
- Автоотряд
- Упр. Строит. № 5 НКПС (Путьрем 1-7), Тоннельрем 1-4, Заводы 1-9
- Парк механизации
- Энергопоезд
- Стройтехснаб
- Промвосстрой
- Госпиталь и лазарет

1945 г.

Основные объекты работ: Подготовка ИССО к пропуску весеннего ледохода и работы по капитальному восстановлению объектов  Октябрьской, Эстонской и Кировской ж.д.
Строительство узк. пути Тюрм-Мызакюла, Паниниду-Мызакюла, перешивка пути Кейда-Палдиски, Кейда-Хапсала-Рахикюла, Таллин-Пяскула, Таллиннский ж.д. узел, строительство лесовозных веток Перница-Чадково Окт. ж.д., ст. Верхневольск и ст. Коли Сев. ж.д., капитальные работы ст. Мга, Гатчина, Детское Село, Ленинград, Угловка.

1. Земляные работы                62,3 тыс. куб. м
2. Укладка пути:
- главный норм. колеи                106 км
- станционных                36,6 км
- стрелочных переводов                138 компл.
3. ИССО:
- малых мостов                13 шт./215 п.м.
- средних и больших                4 шт./187 п.м.
4. Линий связи:
- столбов                66 км
- проводов                712 пров./км
5. Водоснабжение                12 шт.
6. Гражданских сооружений                4 шт./6160 тыс. куб. м

Воинские части.

- 9 ождбр 10.04.45 г. убыла в распоряжении Нач. Стр. № 12 ст. Култук ВСибВО (строительство ж.д. Иркутск-Слюдянка).
- 1, 4, 28, 57 овждб
- 1 омждб
- 28 обмждр
- 9 обвждс
- 1 оэждр


-21 ождбр
- 49, 51, 54, 56 овждб
- 12 омждб
- 21 обвждс
- 9 оэждр (10.02.45 г. убыла в подчинении КБФ)

- 13 ождбр 20.06.45 г. прибыла из УВВР-10 ПрибВО на ст. Майоры, 01.10.45 г.убыла на ст. Рига.
- 6 (10.05.45 г. прибыл из УВВР-2), 29, 112, 118 овждб
- 4, 80 омждб
- 39 обмждр
- 13 обвждс
- 5 оэждр

- 6 овждб 10.05.45 г. убыл в 13 ождбр

Спецформирования.


- Горем – 2 единицы (убыли №3 и 10)
- Связьрем – 2 единицы
- Водрем – 2 единицы
- Голбаза – 2 единицы
- Мостопоезд – 3 единицы
- Автоотряд
- Упр. Строительством № 5 : Путьрем – 8 шт. (1 убыл), Тоннельрем – 2 шт. (убыли №1 и 2),Заводы – 9 шт. прочие – 11 шт.




Исторические документы.

1.  Исторический справочник по ЖДВ СА  3 – 8 том                Бш
2.  Производственно-технический отчет за 1942 г. УВВР-2                №12      13 ящ.
3.  Доклад-отчет о работе УВВР-2 за 1942-1945 г.                №21       -*-
4.  Технич. отчет Гвот-2 за 1942 г.                № 214   -*-
5.  Приложение к тех. отчету Гвот-35 за 1942 г.                № 212    -*-
6. Фотоальбомы УВВР-2:
- Ладога 1942-1943 г.                № 1, 2    Арх. № 1
- Ленинградский фронт 1943 г.                № 3         -*-
- капитальное строительство 1945 г.                № 4         -*-
- Ленинградский фронт 1944 г.                № 5        -*-
- работы 1945 г.                № 6       -*-
- работы 1946 г.                № 7       -*-
- работы 26 и 29 ождбр 1946 г.                № 118   -*-
- Гвот-1 1942 г.                № 126   -*-
- техника 1943 г.                № 135   -*-
- Ленинградский фронт 9 ождбр 1941-1944 г.                № 198    -*-
- 9, 11 ождбр и Спецформирования 1941-1944 г.                № 309    -*-
- 9 ождбр 1941-1944 г.                № 489   -*-
- Ленинградский фронт 1941-1944 г.                № 490   -*-
- Гвот-35 Стр. № 511 1942 г.                № 127  -*-
- восстановление мостов 9 ождбр 1942-1944 г.                № 173   -*-
- восстановление 11 ождбр 1942 г.                № 176    -*-
- восстановление мостов 21 ождбр 1944 г.                № 180    -*-
- восст. моста ч/р Волхов 1943 г.                № 114   -*-
- восст. работы 1941-1943 г.                № 116   -*-


Условные сокращения частей.
- ждк - ж.д. корпус
- ождбр – отдельная ж.д. бригада
- ождп – отдельный ж.д. полк
- оуждп – отдельный учебный ж.д. полк
- омждп – отдельный мостовой ж.д. полк
- омждпсн – отдельный мостовой ж.д. полк специального назначения
- оуомждп – отдельный учебно-опытный мостовой ж.д. полк
- озапждп – отдельный запасной ж.д. полк
- озапмждп -  отдельный запасной мостовой ж.д. полк
- овждб – отдельный восстановительный ж.д. батальон
- опждб – отдельный путевой ж.д. батальон
- осждб – отдельный строительный ж.д. батальон
- оспждб – отдельный строительно-путевой ж.д. батальон
- омждб – отдельный мостовой ж.д. батальон
- оплждб – отдельный плотничный ж.д. батальон
- обмждр – отдельный батальон механизации ж.д. работ
- ождбм -  отдельный ж.д. батальон механизации
- обвждс – отдельный батальон восстановления ж.д. связи
- ождбс – отдельный ж.д. батальон связи
- оэждр – отдельная эксплуатационная ж.д. рота
- опкждр – отдельная подъемно-крановая ж.д. рота
- орвждс – отдельная рота восстановления ж.д. связи
- орс – отдельная рота связи бригады

Прикомандированные части официально в состав УВВР не входили.

Историко-Мемориальный Зал ЖДВ 2021 г. В. Петропавловский