Проповедь в Неделю о Расслабленном!

Роман Овчаренко
Как часто слова Священного Писания звучат для нас как сказочное повествование. Вот послушайте: "В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Ин. 5, 2 - 4). Согласитесь, ведь очень похоже?! Но для кого-то сказка, а для кого-то намёк. Многое из прошлого, что казалось сказкой обрело реальные черты. Взять к примеру, существование Трои, или былинного богатыря Ильи Муромца. Безусловно, сказаниям свойственно немного приукрашать событие, но в одном они всегда сходятся - они не лгут. Важно только вывести ключевые моменты и перед вами будет сама истина, ее зерно. Ну что попробуем? Итак, что мы имеем. Нам сообщают о существовании в Иерусалиме купальни у Овечьих ворот. Обратимся к истории. Действительно, по сообщениям историка Иосифа Флавия такие ворота действительно существовали, и находились они с северной стороны города Иерусалима. Назывались они так, потому что через них загоняли скот. И купальня при этих воротах служила для омовения как жертвенного скота, так и для омовения пастухов. Казалось бы не самое приятное место для времяпровождения. Однако, здесь всегда толпился народ. Почему? Потому что в одной из купален время от времени совершались необъяснимые чудеса. И купальня эта получила название Вифезда (по-арамейски Бет-Хесда), т.е. «дом милости», «милосердной любви». Почему же Господь исцелял именно в таком невзрачном месте? Почему не избрал для чудес место получше, к примеру, в центре города, или рядом с храмом? Всё это от того, что иногда очень ценные вещи мы находим в самых неожиданных местах. Навозная куча не может быть притягательной, и уж точно о ней не напишут легенд и баллад, однако, благодаря её силе мы получаем хороший урожай. Нужно понять, что на земле ничего не происходит просто так, всё имеет своё назначение. Вот и здесь Бог показывает человеку, что Его можно найти везде, даже в таком грязном месте. Основой для исцеления здесь не зря была избрана вода. Мы уже говорили с вами о том, что вода была первоосновой из которой Бог создал всё: "Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2 Петр. 3, 5). Потому освящая первооснову Бог возрождает через неё и всё остальное. Сам человек, на 70% состоит из воды. Неудивительно, что через неё мы можем получать не только информацию, но и исцеление. Находился при это купальне человек, который страдал параличом тела, вот уже тридцать восемь лет. Страшная цифра. Многие бы сейчас содрогнулись, представив себя на его месте. Звали этого человека Иар, по-крайней мере, так его именует Синаксарь Цветной Триоди. Имя это в переводе с арамейского можно перевести как "друг, товарищ". И вот, к этому человеку подходит Христос и задаёт ему вопрос: "Хочешь ли быть здоров?" Кто-то возмутится и скажет, что за глупый вопрос от Бога? Вовсе он не глупый. Поясним, Христос спросил не от того, что Он не знает, и не от простого любопытства, Ему важно было услышать ответ из уст самого больного. Многие больные настолько смиряются со своим положением, что ничего не хотят менять в своей жизни. Они привыкают, что за ними ухаживают, делают за них всю работу. Это расслабляет человека и отбирает у него стимул к исцелению. Но наш больной точно не хотел быть ничьей обузой. "Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня" (Ин. 5, 7). И вот только тогда, Бог совершает чудо, одним лишь только словом: "Встань, возьми постель твою и ходи". "И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний". Казалось бы надо радоваться и прославлять Бога, но людям не угодишь. Нашлись те, кто стал возмущаться содеянным. Они обвинили Христа в том, что Он нарушил правило ничего-не-делания в субботу (шаббат). Одного они только не учли, что Иисус не просто человек, а Бого-человек. И потому, законы людей не могут распространяться на Того, кто всё создал. Прекрасный комментарий читаем у Филона Александрийского: «Бог никогда не перестаёт творить и совершать чудеса, потому что это свойственно Ему так же, как огню свойственно жечь, а морозу — морозить». Но это ещё не конец нашей истории. "По прошествии нескольких дней, Иисус встретил, исцеленного Им человека, в храме и сказал ему: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5, 14). Что же произошло с этим человеком за такой короткий промежуток времени? И здесь необходимо обратится к понятию "грех". Дадим ему определение. Грех - действие, или мысль, связанные с отступлением от правильной жизни, искажение реальности. Мы часто поступаем против установленных правил, и своё мнение ставим выше всего остального. Но забываем обо одном. В мире духовном, как и в мире физическом существуют законы обратного действия. Ведь речь идёт об энергии, исходящей из нас. Итак, если эта энергия направлена не в правильное русло, нетрудно догадаться, какой взрывной волной нас может накрыть от обратного эффекта. И вот раз за разом, мы тратим свои силы впустую на пустое. Итог, ослабление организма и болезнь. Вот отчего, Христос предупредил исцеленного им расслабленного человека. Болезнь и смерть вошли в нашу жизнь в результате первого грехопадения. Но важно понимать, что как бы они страшны не были, бояться их точно не следует. Важно понимать как устроена наша душа. «Вечная смерть, — говорит преподобный Макарий Великий, — находится сокровенною внутри сердца: ею человек — мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они — освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном». Будем же помнить о том, что болезни - это часто следствие наших неправильных поступков. Главное, уметь с достоинством переносить свои страдания, не отчаиваться, и знать, что общение с Богом для нас не закрыто. И кто знает, может и для нашей расслабленности уже готово исцеление.