Две грации из собрания Русского музея

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. Портрет Бутовской Ульянии Яковлевны (1793 – 15.04.1839). Х.м. 99,5х75. 1816. Государственный Русский музей. Атрибуция портрета принадлежит автору миниатюры [1].

2. А.Г. Варнек. Портрет неизвестной из семьи князей Долгоруких. Холст, наклеенный на картон, масло. Эскиз. 26х21,5.1810-е. ГРМ.

В собрании Государственного Русского музея находится 29 живописных произведений художника-портретиста А.Г. Варнека, 19 из которых мною обсуждались в публикациях на сайте проза.ру. Но находятся еще некоторые вопросы, которые возникают во время перелистывания страниц Каталога ГРМ [2]. Так в настоящей миниатюре хотелось бы пообсуждать два женских портрета, приложенных к настоящей миниатюре (первый из них назван в Каталоге ГРМ «Портретом неизвестной с красной шалью»). Оба портрета в Каталоге воспроизведены рядом и имеют одинаковую датировку (1810-е). Но до обсуждения портретов затрону вопрос о запечатленных на них женщинах.

Аргументы в пользу того, что на первом портрете запечатлена  жена  писателя-мемуариста и переводчика  Ивана Григорьевича Бутовского, Ульяния Яковлевна Бутовская, были приведены мною в миниатюре, опубликованной на сайте «проза.ру» девять месяцев тому назад. Однако миниатюру эту, к сожалению, до сих пор не заметили ни автор биографии И.Г. Бутовского в Википедии, ни менеджеры известных генеалогических сайтов  Geni,  РРФ и РОДОВОД. В результате в названных интернетовских документах  Ульянию Яковлевну, мать девятерых детей, по-прежнему, считают неизвестной, хотя имя ее не раз приводится в постоянно обновляемом  «Справочнике метрических записей архивов СПб». 

Учитывая это, я и пытаюсь после опубликования своей предыдущей миниатюры [1], повторно привлечь внимание  специалистов-биографов,  с просьбой  посетить указанный сайт и внести исправления в свои документы, опубликованные в интернете. Эти исправления должны коснуться и девятерых детей семейства Бутовских, имена которых указаны  в [1].   

Что касается неизвестной из семьи князей Долгоруких, эскизный портрет которой также приложен к миниатюре, то имя ее мне также захотелось поискать в интернете. Объясняется такое желание тем, что с генеалогией  князей Долгоруких мне не раз приходилось знакомиться  при подготовке своих предыдущих публикаций [3,4]. Приступая к приложенному к миниатюре эскизу портрета неизвестной из семьи князей Долгоруких, обратил, прежде всего,  внимание на то, что датировка его (1810-е) соответствует  датировке портрета князя Павла Алексеевича Долгорукова (1763 – 1839), воспроизведенного в «Русских портретах», который предположительно был выполнен в 1811 году художником А.Г. Варнеком [3,4].

В результате возник вопрос: «Не является ли эскизный портрет неизвестной из рода Долгоруковых портретом жены князя Павла Алексеевича?». Обратился в результате на генеалогические сайты и узнал, что женат князь был на Екатерине Трегубовой, родившейся  ок. 1760 г.  Пришел к заключению, что ей при указанной в Каталоге ГРМ датировке портрета-эскиза (1810-е) должно было бы быть  при выполнении данного портрета более 50-ти лет. 

Но учитывая то, что женщина с длинной шеей, запечатленная на данном портрете, выглядит заметно моложе, пришел к заключению, что она не могла быть женой князя Долгорукова Павла Алексеевича (1763 – 1839).

В результате  нам осталось поговорить лишь о некоторых особенностях самих портретов. Прежде всего, как следует из названия миниатюры, женщины, запечатленные на них, выглядят, по мнению автора, грациозно,  и это дает основания отнести их к числу лучших женских портретов А.Г. Варнека.  Что касается первого из данных портретов, то свое заключение о нем уже давно высказали  специалисты Русского музея,  написав  в красочном художественном альбоме слова:

«Одна из наиболее лиричных работ в творчестве Варнека, портретное творчество которого относится к лучшим достижениям русской школы живописи. Замечательное портретное сходство, ясность компоновки и освещения натуры гармонично сочетаются  с образом молодой красивой женщины и позволяют мастеру достичь большой художественной выразительности» [5].

Замечу, что обсуждаемый портрет, приложенный к миниатюре,  был скопирован мною именно из цитируемого альбома.

Второй портрет, приложенный к миниатюре, воспроизведен, похоже, лишь в Каталоге ГРМ, поскольку он является лишь эскизом к ненаписанному, по всей вероятности, портрету.  Но мне хотелось обсудить его вместе с предыдущим портретом из-за того, что я увидел в нем элементы сходства с первым портретом. И они связаны с тем, насколько важную роль на своих портретах художник отводил рукам запечатленных им людей, в особенности, женщин, придавая им ту самую естественность, которая так ценится в портретах. Говоря о приложенных к миниатюре портретах, уже давно увидел почти полное сходство в том, насколько однотипно на них выписаны руки, и как  художник «уложил» их, создав ощущение полной естественности.   

Правые руки женщин на данных портретах художник «уложил» так, что у них появилась естественная опора сохранять во время сеанса  положение туловища.  При этом  кисти рук, висящие свободно, свидетельствуют  о том, что «позирование» их нисколько не напрягает. Левые же руки «нашли свое пристанище» на бедрах портретируемых,  причем лежать им  так вполне комфортно.

Замечу, что руки на многих женских портретах А.Г. Варнека всегда способствуют повышению их художественной выразительности.   

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек. К атрибуции портретов Бутовских. Проза.ру. 18.08.2021.
2. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 113.
3. Варнек В.А. Загадки одного портрета. Мир музея. 2015. № 10. С. 29 – 32.
4. Владимир Варнек. Портреты князя П.А. Долгорукова. Проза.ру. 11.05.2021.
5. В. Гусев. Государственный Русский музей представляет: Я Петербург люблю…Русский музей в Москве. К 300-летию Санкт-Петербурга/Альманах. Вып. 37. СПб: Palace Editions, 2003.   

17.05.2022.