НАМ БЫ...

Андрей Ревягин
(Какие «ритуальные маски» собирают культовые коллекционеры Океании)

Сейчас мир настолько разнообразен и стремителен в своих проявлениях, что дольше некуда. Скоро, нас и папуасы обставят в вопросах экзальтации…

Я, как и многие продвинутые  (авангардные!) представители нашего (нет, не серебряного!)  позолоченного века, являюсь коллекционером, да! Собираю «маски» (разных народов и культур).

Третьего дня, посетил специализированный комиссионный магазин «Экзотические маски». И долго приценивался к одной шикарной и редкой по исполнительскому мастерству «маске» папуасов Океании, в частности, представителей островного материка Гавайи. Помните, Высоцкий (Владимир Семенович) пел про легендарного Кука? Про морского капитана и феноменальнейшего исследователя далеких заморских краёв и стран…Вот, близь, самого острова Гавайи со столицей Гонолулу (если мысленно провести линию в Тихом океане между Японией и Мексикой, то он расположен, практически, посредине, чуть южнее), в феврале 1779 года (а там – скудно в весеннее время, межсезонье) Кука-то и съели, говорят (местные аборигены). Он был по имени Джеймс Кук, может, и спутали его с Джеймсом Бондом?..

И вот, значит, неторопливо я прицениваюсь в немноголюдном салоне перед впечатляющей и эффектной «маской» (разве, что языком не цокаю от восхищения!), и подходит тут ко мне один сильно кучерявый (явно не по-нашему) молодой человек (студент из развивающихся стран, как оказалось; и как раз выходец с того самого острова Гавайи), и говорит на хорошо ломанном русском языке:

– Это моя «дипломная работа» (показывает на облюбованную мной отменную «маску»), она выставлена на продажу, но я хотел бы поменять её на произведение вашего исконного искусства. Вы, я вижу, коллекционируете наши «маски», а мы на Гавайях увлеклись собирательством ваших коренных и кондовых произведений подлинного  народного искусства.

Я, при этих его словах, аж встрепенулся. Вдохновленный. Мол, щас, всучу этому «лошаре»  «стеклянные (как говорится)  бусы». Как конкистадоры Колумба «окучивали» индейцев, меняя им на чистое золото – солдатские одеяла и медные тазики…

Обрадовался (дар речи даже потерял), зачастил (заглядывая ему в черные бусинки добрых папуасских глаз):

– Лапти, пимы?.. Балалайка, матрешки, онучи?.. Деревянные ложки, самовар?.. Тальяночка, веник березовый, туески?..

– Я не знаю, – говорит поспешно студент, – как это у вас называется?..

И показывает мне: достал андроид, включил «музыкальный трек» и приблизил экран ко мне.

На нём я сразу увидел пританцовывающего нашего Валеру. Певца-исполнителя… Всего – расхристанного, в каком-то кулёмном балахоне, с пришитыми (дизайнерски) на нём средними осколками зеркал, и в плавках…

А плавки-то не простые…

Вот, поэтому (именно) Валера считается у нас не просто певцом (которых и в оперном театре полно), а певцом-исполнителем…

– Вот, – переводя дух, молвил потомок пигмеев, – мы, на нашем архипелаге Гавайи, активно кушая папайи и закусывая крепкий грог гуайявой, делая чмоки-чмоки нашим прелестным и великолепным гавайяночкам-куколкам, собираем коллекции таких  вот превосходных облегающих вещей, как эта…

Я смотрю на экран – на Валере не плавки… Вернее, конечно, плавки, но под них поднадет грандиозный такой «намудник» –  явно из канадского профессионального арсенала амуниции. А эти, жесткого вида изделия, не из жести, ведь, делают – сталь и только сталь (углеродистая и термообработанная). Ну, на худой конец –  карбон (для дружеских и посредственных поединков любительского хоккея и встреч ветеранов-одноклубников, или игр чемпионата завода между цехами на кубок предприятия). А Валера (явно в неком забытьи)  танцует и поет в цветном и искрящемся клипе:

– Все бегут, бегут, бегут… А он светит!..

– Как у вас такие вот потрясающие предметы культа… а их же, тоже можно считать «масками»,  называются?.. – спросил любознательный студент, раскрывая записную книжку. –  Нашим коллекционерам, и простым бушменам-воинам особенно нравятся блистательные произведения с укрупненным шнобелем. Они выступают как бы –  акцентом, как бы жизнеутверждающей такой силой в победе над тщедушным врагом в яростной и решающей схватке…

Я сглотнул и говорю ему (очень приватно):

– Ты, мил человек, тихонько, шепотом, скажи мне, как эта, как ты классифицировал, «ритуальная маска» у вас на Гавайях называется. Тихонько, потому, что у нас в общественных местах ругаться матом запрещено, а потом я тебе скажу…

Он прошептал (тихо-тихо, как это умеют делать только истинные и надежные в разведке воины-туземцы Океании):

– На нашем языке это называется «нам бы»… В гавайском алфавите, ведь,  всего 12 букв, и нам не, о чем шибко разглагольствовать…

– Лады!.. – успокоился я. – Будем называть эту забойную «ритуальную маску» по-вашему – «нам бы»… Это более лояльно звучит, хоть и лаконично, но всё понятно. А у нас (я сбавил голос – тоже тихо-тихо, как, по военно-туземскому обиходу в непредсказуемых и  коварных джунглях, где тебя всегда ожидает опасность от «охотников за черепами») – это называется «намудник»… Но, такая вот, участь у нашей, как ты говоришь, народной «маски»… Но у меня нет такой, чтобы нам с тобой поменяться – мне вашу «ритуальную маску», а тебе – нашу «нам бы», как у вас это называется…

Я ещё добавил, что у нас (в обществе) сравнительно небольшой процент населения играет в хоккей. В основном, игроки – это миллионеры, легионеры и большие чиновники.

– Трудно у нас достать эти улётные и несравненные «нам бы», – добавил я. – Я вот, в продаже никогда не видел…

Студент погрустнел (папуасы – ведь, как дети, по их виду сразу всё «прочитывается»).

Он (в сердцах) начал говорить (и отчаянно жестикулировать), что в феврале (сразу после сессии) хотел бы поехать на родину – на сказочный остров Гавайи, и подарить такую же, изумительную «нам бы» своему вождю племени (ответственному руководителю, отцу-командиру и патриарху). Он беспрестанно тыкал пальцем в экран смартфона и умилялся (в диком восторге бесстрашного ирокеза-воина) Валериной «нам бы».

Я искоса глянул (более пристально)… Действительно, вижу –  бесподобная и потрясная  «нам бы» («ритуальная маска»): буквально, изукрашена вся и расшита ярчайшими стразами и шелковой нитью (по правде сказать, как святые какие-нибудь «хоругви»)… Впереди –  округлая и выступающая вперед часть (шнобель, как сказал студент-искусствовед), а по бокам –  такие как бы отрезки ярких лампасов – и всё горит, переливается и сверкает, и, кажется даже осыпается ослепительными искрами на сцену…

– Да, обалденный у вас, как у коллекционеров «нам бы», вкус!.. – похвалил я. – Такую богатую вещь, да на ковер прибить над старинной кривой саблей – впечатлений у почетных гостей будет уйма…

– В салоне, я ничего подобного не нашел, вы тоже не располагаете такой «нам бы», – патетически заговорил студент. – Может быть, вы мне подскажите, где можно найти этого певца-исполнителя, чтобы поменяться уже с ним, или даже я куплю у него эту несравненную «нам бы»… Так хочется мне порадовать нашего вождя племени фердипердозным подарком. Ведь, вы же, тоже дарите наши прекрасные «маски» своим вождям на юбилей, или в другой радостный праздник…

Я ещё более заинтересованно всмотрелся в экран (буквально, впился взглядом)… Валера, конечно, красавчик: на его роскошном и зашибенно-неподражаемом  «нам бы» –  и бисер, и изысканная на вид бижутерия, и вкрапления редких минералов и колчеданов… И всё это великолепие нитками мулине расшито и атласно вышито – чарующее и зашибенное произведение искусства!..

– Да, – я говорю (от избытка чувств, вслух), – это тебе не гуашь пресловутая, совковая, как говорится… Это – настоящие, обалденные и бесподобные «нам бы»!..

У меня даже голова закружилась, в модельно-модельерном пребывая трансе…

– А Валерку, щас, не найдешь!.. –  вернулся я к вопросу потомка дикарей (в классическом смысле этого слова). –  Он убежал… Да, вот, говорят, как раз в ваши края ринулся – на Майами…

–  Да, Майами и Гавайи –  это звучит созвучно, –  поправил меня студент. –  Но Майами – это США, а Гавайи (наши), где мы любим и чтим неподражаемые «нам бы» –  это на северо-восток от Австралии, на самом краю Океании…

Вижу – совсем погрустнел «мой папуасок» (как ласково я  его уже «окрестил»).

– А ты, вот что… – подбодрил я его. – Я, недавно, иностранный фильм посмотрел, про самурая. И там самурай, для своего господина – сделал всё! Он отправился в дальнее путешествие, столкнулся там с разными перипетиями и приключениями, не раз даже пришлось ему применять свой «самурайский большой двуручный меч»… Но всё же, он нашел и достал, как говорится, то, что нужно было его господину, и за чем он и отправился в дальние края… Вот бы, и вам подыскать такого же самурая. Он вам и доставил бы требуемое эффектное и неподражаемое «нам бы» – и, если не выкупил бы, так вырубил бы мечом и скрылся с добычей – тихо, как они умеют…

– Не надо нам никакого самурая! – посвежел лицом «мой папуасок» (очень умненький  оказался паренек). – Мы сами –  отважные потомки воинов-папуасов!.. Хотя, взять несколько уроков «искусства самурая» – не помешает… Я сам поеду в Майами и добуду эту прекрасную и удивительную  «нам бы». А, если понадобится, то вырублю её, как ты посоветовал (он с благодарностью посмотрел на меня)… А тебе, я дарю эту свою дивную «маску» (это, к которой я полчаса приценивался)…

Я скромно потупил глаза…

 Потому, что советовать-то мы умеем, но не надо этим хвастаться…
 2022