Щугор

Анатолий Бызовской
Одним из крупных притоков, нашей Северной реки -Печоры, в среднем ее течении, является река Щугор. По своей красоте самой реки и окружающей природы - нет ей равных.
Берет река свое начало, в предгорьях - Приполярного Урала. До конца июня, сверкают там на солнце, белые вершины гор с нерастаявшим снегом на их вершинах.
И вода изумрудной чистоты, от тающих снегов, в этой реке – круглый год. И в эти чистейшие воды Уральских гор на нерест заходит с океана наш Печорский лосось- семга.
 На всем протяжении реки – сплошные каменистые пороги, перекаты. Реку пересекают скальные выступы, разрезанные наверно миллионы лет назад, водами этой реки и сейчас, как памятники нависли в отдельных местах над рекой.
 
 Энергия гор, бурных изумрудных вод реки, лес - тайги - здесь имеет свой незабываемый цвет и вкус. Полученные ощущения -  девственной природы и ее чистоты, остаются в каждом побывавшем здесь, очень на долго. И попасть сюда по реке можно только после ледохода, когда большие объемы воды, от тающего в горах снега, закрывают на порогах крупные каменистые препятствия.
 
Мои знакомые москвичи: Николай, Владимир с четырнадцати летним сыном, решили посмотреть эти красоты Урала... В местных органах, получили разрешение на поездку в этот заказник.

И я, в ожидании друзей стал собираться. У меня мотолодка – Крым и мотор – «Вихрь» - 30. Все снаряжение, оборудование на мне – они чисто туристы.
Договорился с катером, который нас "подбросит" до захода в реку Щугор, а это сто пятьдесят километров от города Печора.
 
Вода в реке Печора и Щугоре начинает резко падать, надо торопиться, а у них серьезная причина и задержка на несколько дней. И мы попадаем к устью реки позже планируемых, на четыре дня.

Вода "упала" и, если повезет мы, все-таки еще должны будем подняться почти на сто километров в верх по реке. И увидеть всю красоту природы и все скальные ворота… которые, как-бы являются стражами - этой реки.
 
Я, профессиональный речник, стаж больше двадцати лет – думал, что опыта должно хватить, найти уже в выходящих бурунах, на порогах - дорожку для нашей лодки.
Старт взят – пока глубина реки, позволила без всяких происшествий, пройти первые десять километров и первые скальные ворота. Появилось настроение, что все будет так и дальше, но увы!

Воду мы упустили – вышли практически все пороги. Вот тут и стало ясно, что не все - так просто.
Пороги, перестали нас пропускать и поломки винтов следовали одни за другим. Я, взял в запас шесть запасных винтов.

И когда остался, последний "обгрызанный" камнями винт -  Мы поняли, что наше путешествие заканчивается. Прошли, мы за этот день, всего километров шестьдесят и выше вторых скальных ворот, нам уже не подняться.

Смена винтов, круговерть лодки в водоворотах на порогах и между уже выходящих из воды крупных валунов, практически неуправляемой на веслах лодки, на таком течении – выбило всех из сил и решено было возвращаться… дабы не испытывать дальше судьбу.

Я, наловил на спиннинг хариусов, благо здесь его очень много. Сварили на берегу уху, достали провизию и пообедали - первый раз за весь день.
Стали собираться в обратный путь. Лодка с огрызком винта, на таком течении, уже не управлялась. Я, зная нрав этой реки - взял в запас лодочный мотор – Ветерок… восемь лошадиных сил. Против такого течения, груженную лодку он не поднимет, а вот по течению, он спокойно с такой нагрузкой справляется.
 
В запасе на этот мотор, всего два винта. А вода падает очень быстро и камни валуны появляются из воды просто на глазах. Сняли с лодки мотор – «Вихрь», установили «Ветерок» и тронулись в путь.

Без происшествий до устья реки, где нас ждет катер, ходу часа четыре. Но речной слалом на порогах и перекатах, не дал мечтам сбыться.
 Опять начались… смены шпонок на винте (соединения его с валом двигателя), это было практически после каждого прохождения порога… камни порогов не спрашиваясь - лезли под лопасти винта. Вода за это время упала так, что и этому мотору воды уже не хватало.

Винты, «ушли» (пообломали лопасти) менее чем за два часа. Остался опят - один «обгрызанный» винт, на котором скорости нет, но хоть как-то управляется лодка.
 И мы дальше, на этом винте, за четыре часа смогли «догрести» до устья, где, нервничая нас ждал - капитан.

Лодку подняли на катер и через пять часов, за кормой остались сто пятьдесят километров пути, и мы были в Печоре.
У моих друзей, оставалось два часа до вылета самолета на Сыктывкар, Москву. Гости успели, у меня дома, только помыться, переодеться и через час уже были в аэропорту на регистрации.
 
Тем не менее, впечатлений и эмоций у моих друзей, осталось от поездки по знаменитой, но в этот раз не очень гостеприимной реке, много и видимо надолго.