Мысли о фильме Семейка Крудс, ep. 4

Ястребов
С первых кадров мультфильма, мы видим, что Ип стремится  к тому, чтобы расширять границы, преодолевать навязанные ограничения. Даже в тех условиях, что она поставлена не по своей воле, Ип находит себе место под солнцем, забирается туда, куда не могут добраться другие члены её семьи.  И если пещера - центр мира семейки Крудс, то на некотором расстоянии от неё начинается запретная зона, территория, где Ип не может находиться без специального разрешения со стороны отца. Но подчиниться, значит попасть под действие устаревшего, а потому и не совсем эффективного кодекса правил, следовать тем предписаниям и установкам, которые - как это принято сейчас говорить - не отвечают вызовам современной действительности.
А что же остальные? Негласно сторону Иип принимает её спокойная и терпеливая мама. Она прекрасно видит и осознает катастрофичность сложившегося положения, она понимает, что перемены не просто назрели, они жизненно необходимы, но ... не может открыто выступить против папаши Грога.  Она представлена как своеобразный миротворец, мост, ещё как-то способный соединить два противоборствующих лагеря. Сердцем она с папашей Грогом, но умом со старшей дочерью, которая то и дело нарушает правила, начертанные на стенах пещеры  и тем самым бросает вызов сложившемуся, традиционному укладу их жизни.
Бабуля, разумеется, видит в папаше Гроге всего лишь не слишком удачливого зятя, который не может обеспечить семью всем необходимым, а то и ещё чего хуже - в силу своей упертости и ограниченности того и гляди подведет их всех, выражаясь по-русски - под монастырь. И если между супругами Крудс ещё сохранились добрые и доверительные отношения, то связка Грог - бабуля,  по сути напоминает избитый донельзя и анекдотичный сюжет, когда зять желает  быстрой и безболезненнной смерти своей теще, а та, в свою очередь, по-прежнему живее всех живых. Но проблема здесь не в её сварливом и склочном характере, а общей незадачливости зятя. Как только он изменится в лучшую, понимаем нужную для бабули сторону, то их отношения пойдут на лад.
Бабуля не стесняется в выражениях, обрушивая на папашу Грога поток нелестных выражений, что интересно, супруга не пытается встать между ними. В одной из первых сцен мы увидим, что она просто стоит в стороне, она молчит, никак не пытаясь разруливать эту ситуацию. Этим, она как бы подчеркивает, что согласна со своей мамой, если не по форме, то по существу предъявляемых Грогу претензий.
Подытожим, женская половина семейки Крудс образует подобие оппозиционной партии, идейным вдохновителем и неформальным лидером которой является главная героиня картины молодая девушка по имени Ип. Её негласно поддерживает мама, супруга папаши Грога и открыто, хотя и несколько по-своему бабуля, она же "неубиваемая" теща.
На стороне папаши Грога, как того, кто ещё как-то пытается соблюдать правила  и следовать традициям, оказывается Тунк - младший брат Иип, паренек двенадцати-тринадцати лет, который представлен в виде уменьшенной и чуть более ухудшенной копии папаши Грога. ... - туповатый, неуклюжий, в чем-то даже беспомощный молодой человек. Он столь же ограниченный, как и его отец, но в лице подростка, страдающего избыточным весом, это приобретает ещё более трагикомичные формы. Он послушен своему отцу, но из-за этого постоянно попадает впросак. Там, где его старшая сестра гибко и живо реагирует на изменяющиеся обстоятельства, хотя бы для этого и пришлось нарушить правила, проявив неповиновение воле отца, Тунк , что называется, слушается до конца.
Мы видим это в сцене, где члены семейки Крудс выходят из пещеры, а Тунк продолжает сидеть в темноте, терпеливо дожидаясь, пока папаша Грог даст ему на это разрешение, своеобразную отмашку в виде специального условного сигнала. И папаша Грог забывает этот сигнал ему подать. Он же выказывает недовольство нерасторопностью единственного сына, хотя тот лишь пытается быть ему послушным и делать что-то вместе, сообща.
Как следствие, Тунк сидит в темноте,  в холодной и сырой пещере, когда Иип уже давно нежится на солнце, потягиваясь как довольная и сытая кошка.
У Ип и её брата ещё есть младшая сестренка. Это дикий, хотя  и довольно забавный маленький человеческий звереныш, которому судя по всему пока ещё не додали нужного воспитания. Отчасти это оправдывается сложившимся положением, тем, что родители выбиваются из сил, чтобы обеспечить детей всем необходимым. Отчасти, ещё и тем, что это первобытный ребенок, который не пользуется смартфоном со свободным доступом в интернет.
Девочка не принимает чьей-нибудь стороны, но выступает в роли своеобразного лакмуса. Как только положение семейки Крудс изменится в лучшую сторону, то и она чуть ли не сразу же станет доброй, ласковой и покладистой, выражаясь иначе - очеловечится.
Но что значит "лучшую"? Связано ли это только с улучшением жилищных условий, удовлетворением базовых потребностей и увеличением территории, свободной от запретной зоны?
Авторы картины вводят в повествование своеобразный сюжетный катализатор, в роли которого выступает серия надвигающихся глобальных катаклизмов. Если бы не это, то возможно, членам семейки Крудс ещё бы удавалось худо-бедно влачить свое жалкое существование, но у них нет на это времени. Мир меняется, а значит им придется измениться ... или погибнуть.
 Меняйся или умри, так мог бы прозвучать более радикальный и злободневный слоган для этого фильма. Но так как вето на любые реформы и позитивные преобразования наложено папашей Грогом, то от его решений напрямую зависит, сумеют ли члены семейки Крудс вовремя измениться.