Мысли о фильме Семейка Крудс, эп. 2

Ястребов
Почему мы видим героев мультфильма "Семейка Крудс"" в таких обстоятельствах? Какие предпосылки направляли авторов фильма к тому, чтобы представить своих героев именно так, а не иначе? Попробуем в этом разобраться.
В первую очередь, следует отметить, что герои мультфильма  - наши  современники, помещенные в фантастические для нас, и экстремальные для них - обстоятельства. Будучи интеллектуально и эмоционально зрелыми существами, они представлены как люди первобытные, которым ещё необходимо зачем-то и куда-то эволюционировать. Да, не обходится без трудностей в общении между ними, а кое-кому не помешало бы набраться хороших манер, но это моменты частного, никак не затрагивающие общего. А общим, в данной истории, является то, что перед нами обычная, вполне себе традиционная семья, в членах которой мы легко узнаем самих себя.  Да и обстоятельства, с которым приходится сталкиваться героям этой истории, служат прекрасной метафорой всего того, с  чем и нам, людям вроде как не первобытным, приходится сталкиваться в повседневной борьбе за выживание, чуть ли не в буквальном смысле этого слова.
Придумать хорошую историю не так-то просто. Следует отдать должное авторам фильма, что они не только сумели прописать между строк свою философию, но и представить все это на уровне яркого и захватывающего зрелища, истории, которая сама себя рассказывает. Тем не менее, мы видим, что авторы решили пойти по уже проторенному, в общем-то более простому и понятному зрителю пути: показать современную семью, помещенную в необычные, где-то даже фантастические обстоятельства. Такой опыт в американского кинематографе уже был, причем достаточно успешный. Стоит вспомнить серию полнометражных анимационных фильмов об ещё одной первобытной семейке - "Флинстоуны", а также несколько последовавших за этим художественных фильмов про этих же героев.
Итак, поместить обычную семью в первобытные условия - и проще, и понятнее зрителю, чем пытаться рассказать, например, о становлении семьи, в принципе, о том, как первые люди постепенно приходили к тому, чтобы заботиться друг о друге, воспитывать детей и хоронить своих мертвых.
Хорошо, пусть будет обычная семья. Но что значит "обычная семья" в понимании авторов этого мультфильма? И что тогда будет представлять собой, окружающий её социум?
Опять же, здесь напрашивается самый простой вариант и легкий путь: обойтись без социума. И мы видим, что история семьи Крудс начинается в условиях вынужденной социальной изоляции. Папаша Грог и его домочадцы - последние выжившие из числа семей, что жили когда-то одной общиной.  Крудсы остались одни, что накладывает свой отпечаток на происходящее с ними. Что ещё хуже, они не могут сняться с места и отправиться на поиски лучшей доли, с одной стороны будучи привязаны к пещере, с другой стороны  - ограничены некими правилами, установленными в незапамятные времена их далекими предками.  Как видим, путем этого, более чем фантастического допущения, сюжетная проблема фактически решена. История начинается с представления одной семьи, живущей в ущелье, из которого только один выход - на пустынное каменистое плато.
Ну а что дальше? Несмотря,  в общем-то, на драматизм сложившегося положения, необходимо понизить градус серьезности, что  частично может быть решено за счет начальной расстановки персонажей. Мы видим, что семейка Крудс представлена в более-менее традиционном формате не слишком многодетной семьи, где есть трое детей. Тем не менее, и мы ещё вернемся к этому важному нюансу в дальнейшем, представители старшего поколения представлены только одной бабушкой, причем это мама мамы, грубо говоря, теща для второго по значимости персонажа - отца семейства, папаши Грога. Ни одного, ни другого дедушки мы к началу фильма не видим, как и упоминания о том, что они когда-то вообще существовали.
Их присутствие оказывается лишним по целому ряду причин, о которых будет сказано ниже, но сейчас достаточно отметить, что семейка Крудс в этом смысле является не совсем полной, полноценной семьей. При наличии какого-никакого социума, это не было бы столь острой проблемой, но в условиях тотальной изоляции, отсутствие ещё хотя бы одного взрослого мужчины играет с членами семьи не самую лучшую шутку.
Отдельный вопрос, а как представить зрителю этого второго мужчину? Как мудрого деда, патриарха, хранителя традиций?  Философия авторов диктует свои правила, в которых нет места подобному взрослому мужчине, тем более, представленному как хранителю традиций и стражу правил, запретов. Можно было бы представить дедушку столь же взбалмошным или даже слегка невменяемым, какой изображена "неубиваемая" теща папаши Грога, но и это уже перебор. Именно поэтому, и тот, и другой дедушка устраняются из повествования, как и любые, мало-мальски важные следы их пребывания в истории семейки Крудс. Это играет на руку создателям фильма ещё и потому, что необходимо показать тупиковость того, однажды избранного прежними "хранителями правил" пути, что привел их потомков в столь сложное, если не сказать отчаянное положение.
Дедушки и бабушки - живое олицетворение традиции, сохранившейся связи между поколениями. Но так как история, в общем-то, про первобытных людей, то достаточно и того, что они как-то выжили, а все их прошлое умещается  в несколько рисунков на стене пещере. Те же, в свою очередь, выражают некие незыблемые правила, свод табу, определяющий то, что может быть названо традиционным укладом жизни псевдо-первобытных людей.