Кистанов Иван Иванович

Петр Панасейко
             Возглавляя Добровольную народную дружину в качестве начальника штаба ДНД производства в подшефном квартале Автозаводского района города Тольятти, мне, понятное дело, приходилось иметь дело с местными участковыми инспекторами милиции. Менялись они часто. Среди них, к сожалению, встречались и такие, которых и близко нельзя было подпускать к работе с населением, но  были и такие, о которых, даже спустя четыре десятилетия, у меня остались самые тёплые воспоминания. Среди них Иван Иванович Кистанов.

            С ним я познакомился в 1977 году во время первого своего дежурства ДНД в качестве ещё рядового дружинника. На участке участковых инспекторов было три, но почему-то мне понравился только один.

             Сначала один зашёл в наше помещение, передав кучу повесток для разноса, потом другой зашёл, потребовал доставить к нему какого-то гражданина на профилактическую беседу. Дружинники согласно Положения о ДНД никак напрямую не подчинялись работникам милиции, а поэтому повестки долго лежали ещё на столе у старшего дружинника, гражданина так и не доставили, поскольку тот их послал подальше.

           Но вот в помещение зашёл третий – Кистанов. Форма на нём смотрелась, как на параде, хотя была не парадная, а повседневная. Улыбка на лице сразу же подняла настроение всем присутствующим дружинникам. Он не стал давать никаких заданий, а сообщив оперативную обстановку в микрорайоне за истекшие сутки, предложил, кто желает пройтись с ним по квартирам граждан, состоящим на учёте в милиции. Согласились две девушки.
           - Увы, красавицы наши, - продолжал Иван Иванович, - для этого дела мне нужны мужчины, ибо есть граждане и алкоголики, и наркоманы, и ранее судимые за убийство. А вам, девушки, работу тоже найдём. Пойдёмте со мной.
              Он отвёл их в соседний кабинет к инспектору по делам несовершеннолетних, с ней они пошли навещать подшефных подростков. Вернувшись к нам, спросил: «Так кто идёт со мной?» Пошёл я и мой коллега по бригаде.
              Участковый оказался прав: в одной из квартир понадобилась действительно мужская сила, одному милиционеру было не справиться.  Один гражданин, ранее судимый, устроил в семье пьяный дебош, угрожая тёще кухонным ножом. Мы втроём его скрутили и сдали прибывшему наряду в милиции.

             - Иван Иванович, - спросил я его однажды, - почему Вы пошли работать в милицию?
              - По велению сердца.
              Ответ был ожидаем, так как половина его коллег, прошедших через наш подшефный микрорайон шли ради получения служебных квартир. Но были и другие причины. Одни участковый попал в милицию, потому что его попросили на работе, дав при этом хорошую характеристику для поступления в милицию. К сожалению, мне не известно, кто его взял на работу, когда его попросили из милиции за систематические пьянки.

             В то время все три наших участковых милиционера учились в Средней школе милиции, заочно, разумеется. Зная, что я любитель истории, что хорошо разбирался в политике, они просили меня помочь написать им одну из контрольных работ на политико-историческую тему. Отказать я не смог только Кистанову из-за огромного уважения к нему. Как он мне потом сказал, преподаватель долго его «пытал», кто ему написал контрольную работу. Пришлось сказать правду. За что тот поставил слушателю школы высшую оценку. И добавил: «У того молодого человека место в нашей школе милиции». Он оказался прав: я поступил и успешно окончил юрфак университета.

            К сожалению, Иван Иванович работал в нашем подшефном квартале недолго, но он потом являлся для меня образцом настоящего участкового инспектора милиции, по которому я сравнивал остальных. К счастью, я «находил» ему равных: Лахомов, Карпушов, Курасов,Романов, Челноков, Батяйкин, Булгаков. Но Кистанова мне всё равно не хватало.

           Прошло несколько лет, я заседал в суде в качестве народного заседателя. За время выполнения обязанностей ( ровно десять лет) я выучил фамилии всех судей и некоторых их секретарей судебного заседания. У моего судьи сменилось только три, а может и больше, я-то заседал только две недели в году. Так вот, я однажды сначала услышал в коридоре фамилию секретаря судебного заседания "Кистанова", а потом и увидел её. Сомнений в том, что она являлась дочкой Ивана Ивановича у меня не осталось, но спросить её не успел, она с составом суда уехала на выездной процесс по уголовному делу.

         И сейчас, спустя десятилетия, мне хочется верить, что у них всё хорошо. У хороших людей должно быть всё хорошо.Мне кажется, это справедливо.

16.05.2022 г.