Камни древнего города... Часть 2

Ирина Муратова
На территории Анапы археологические раскопки были начаты в 1852г., когда археолог А.А.Сибирский стал исследовать курганы Горгиппии. Во второй половине XIX в. периодически проводились другие экспедиции – археологов Ф.С.Байерна,  В.Г.Тизенгаузена и Н.И.Веселовского. Но учёные, работавшие по поручению Императорской археологической комиссии, интересовались больше курганами, т.к. стремились обнаружить прежде всего ценности, скрытые в богатых подкурганных погребениях. Результаты этой работы пополнили музейные коллекции новыми экспонатами, однако для выяснения истории города дали весьма мало.

После смерти Н.Веселовского раскопки на территории Анапы долгое время не велись. В 1949г. небольшими раскопками занималась экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством профессора В.Д.Блаватского, что позволило учёным наметить границы древней Горгиппии и выяснить стратиграфию культурных напластований (в археологии  стратиграфией называют расположение относительно друг друга культурных слоёв и природных пород, их  перекрывающих; установление этого взаиморасположения имеет критическую важность для датирования находок).

И только с 1960г. раскопки возобновились - началось систематическое изучение городских кварталов Горгиппии, в котором принимали совместное участие археологические  экспедиции Института АН СССР и и Анапского краеведческого музея. Цели были разносторонние, включающие выяснение особенностей экономического развития города, роли и места Горгиппии в истории Северного Причерноморья.
К большому сожалению, раскрыть Горгиппию целиком было невозможно, т.к. над нею стоит современный город. В том месте, где сейчас находится археологический музей «Горгиппия»,  была открыта улица  II-III вв. н.э., то есть последнего периода жизни античного города.  Проезжая часть была вымощена большими плоскими камнями, по бокам, вдоль домов,   тянулись  тротуары. Эта мостовая строилась в то время, когда единственным видом транспорта являлись повозки и колесницы, запряжённые мулами или лошадьми. Однако прочность мостовой весьма удивляла археологов – более чем через 2500 лет по ней спокойно проезжали гружённые землёй современные самосвалы! Улица раскрыта в длину около 75 м, общая её ширина – 7,5 м. У западной границы заповедника-музея магистральная улица пересекалась с другой, перпендикулярно шедшей с севера на юг, шириной приблизительно в 6 м.
 
В обе стороны от магистральной улицы, к северу и к югу, располагались дома. Некоторые из них принадлежали торговцам, другие представляли ремесленные мастерские. Верхние части домов полностью разрушены, сохранились только фундаменты, которые могут сейчас видеть современные жители и гости Анапы. Некоторые помещения, превращённые в подвалы в  III в. н.э., пятью столетиями ранее являлись наземными помещениями. За 500 лет, прошедшие со времени их сооружения, квартал много раз перестраивался, уровень улицы много раз поднимался, и выход из древнего помещения постепенно оказывался ниже уровня улицы. Даже турки, которые пришли сюда более чем через тысячу лет после гибели Горгиппии, часто использовали стены древних построек в качестве фундаментов  для своих домов.

Если вы стоите к раскопу Горгиппии со стороны санатория «Мотылёк», то можете видеть фундамент дома у северного края магистрали ( III-го в. н.э.). Этот дом имел не менее десяти наземных помещений и шесть подвальных. В центре дома находился внутренний дворик, выложенный широкими каменными плитами. Дорожка из таких же каменных плит шла вдоль северной стены дома, отделяющей его от соседнего, обращённого фасадом к морю. Но открыть этот фасад не получилось, т.к. он  находится под территорией современной набережной.  Этот дом, как и все, погиб в пожаре. Когда дом горел, то перекрытие потолка обвалилось и увлекло за собой черепичную кровлю. Крупные черепицы 0,8 на 0,5 м упали внутрь, что позволило археологам восстановить конструкцию крыши и способ кладки черепицы.

Фундаменты домов Горгиппии были каменными, а вот стены складывались из кирпича-сырца, который , в отличие от привычного современного,  имел квадратную форму. Высота домов ученым неизвестна, но, вероятно, в Горгиппии  не было домов выше двух этажей, т.к. плохо обожжённые кирпичи горгиппийских домов  не выдержали бы тяжести многих этажей. Стены домов с внутренней стороны обмазывали глиной или штукатурили известью с песком. Богатые хозяева украшали стены фресковой живописью. Полы в домах чаще были глинобитными, иногда покрытые раствором цемянки (кирпичная или керамическая крошка, добавляемая в известковый раствор для кладки стен; такой раствор аналогичен современному цементу, он широко использовался в древнем строительстве как связующее вещество).В некоторых парадных помещениях полы были мозаичными, из цветной гальки, скреплённой известковым раствором.  Крыши почти всех домов покрывала глиняная черепица, которая отличалась большой прочностью и служила долго. Как оформлялись окна? Кусков  плоского оконного стекла было найдено совсем немного. По-видимому, стеклянные окна являлись редкостью, и окна чаще затягивались бычьими пузырями. Найденные куски колонн и капителей, куски карнизов, каменные блоки стен с изображениями  говорили о том, что некоторые богатые дома , а также внутренние дворики, окружённые колоннами,  имели эти убранства.

Непочатый край различных бытовых находок  свидетельствовал об особенностях ежедневной жизни горгиппийских семей. Среди бытового инвентаря очень много  найдено разнообразных светильников  – сосудов для масла с маленькой округлой ручкой и носиком, в который вставлялся фитиль.
 
Во дворе санатория «Старинная Анапа» (бывшая центральная  гостиница «Анапа») были открыты часть площади, вымощенной большими каменными плитами, и массивный водосток. В 1963г. продолжалась работа у восточного крыла санатория «Старинная Анапа», граничащего с Греческим переулком (его сейчас нет, на его месте – сквер между «Старинной Анапой» и музеем-заповедником; в 1940г. в этом переулке была обнаружена статуя Неокла – одного из царей Горгиппии; сама статуя находится в Москве, в Анапском музее  - её копия).  Археологам повезло: на глубине до двух метров оказался фундамент очень большого здания. Судя по толщине каменной кладки (2,4 м), оно было величественным. Может быть, здесь стоял один из горгиппийских храмов, так как очень удобное место в самой высокой части античного города, откуда открывается прекрасный вид на море, одинаково подходило и для храма Посейдона, и для храма Афродиты Навархиды – покровительницы моряков. Но весь фундамент отрыть не удалось.

Все находки, обнаруженные в данном месте (а это, кроме статуи  Неокла, ещё обломки двух больших мраморных статуй, а также плиты – монументальные надписи-рескрипты боспорского царя Аспурга, список членов фиаса), отличались от других тем, что среди них не было бытовых, домашних предметов. Стало быть, именно здесь, между  «Старинной Анапой» и современным санаторием «Кубань», где сейчас расположен сквер, находился общественный центр древнего города, скорее всего, площадь – агора, вокруг которой возвшались храмы и стояли статуи. Агора всегда существовала  во всех античных греческих полисах. Это место, где проходили народные собрания, где помещался рынок, на котором торговцы и ремесленники продавали съестные продукты и ремесленные изделия, где проходили деловые встречи, где горожане просто гуляли. В Горгиппии агора, вероятно, имела небольшие размеры, однако занимала территорию нескольких городских кварталов.

Обычно в греческих городах обязательно имелся  «Керамик» - квартал гончаров. Такой «Керамик» был и в Горгиппии, предположительно между улицами Кубанской, Свободы и Набережной, т.к. там найдены сильно разрушенные остатки трёх гончарных печей, которые функционировали в различное время. Особый интерес занимает мастерская гончара, погибшая в пожаре: всё помещение, где жил и работал гончар, было заполнено золой, сажей, кусками рухнувших обугленных балок. На полу среди золы и углей лежали предметы, находившиеся в помещении в момент катастрофы, глиняные сосуды, раздавленные упавшими перекрытиями потолка, амфоры для масла и вина, горшки, миски, изящные чаши, покрытые чёрным лаком с накладным орнаментом. В углу помещения стояли рядком двадцать сосудов, видимо, обожжённых незадолго до катастрофы и ожидавших отправки на рынок. Ещё найдена там же форма для оттиска статуэток – сидящая в кресле фигурка богини. Дело в том, что подобные статуэтки жители города приносили в храмы, желая умилостивить богов, поэтому спрос на них был велик. Мастер-гончар делал статуэтки поточным методом на заказ.
Продукция горгиппийских гончаров вывозилась далеко за пределы города, но и активно раскупалась местными жителями.

 Горгиппийские гончарные изделия по качеству отличались  от изделий из других городов. При обжиге горгиппийская глина даёт плотный оттенок коричневато-розового цвета, в его изломе отчётливо видны блёстки слюды,
хотя глиняное тесто, предназначенное для различных изделий, имеет свои особенности. Если, например, мастер собирался делать терракотовые статуэтки или миниатюрные сосудики, то он тщательно промывал глину, удаляя из неё все крупные примеси, а если же необходимо было изготовить кухонную посуду, то, наоборот, он специально добавлял кварцевый песок и крупнотолчёную известь.
 
Интересно строение гончарной печи, которую реконструировали ученые. У печи внизу имелось топочное отделение, куда клали дрова. Над ним на специальных столбах-опорах находился горизонтальный под из длинных тонких кирпичей со сквозными отверстиями – продухов. Через них горячий воздух поступал из топочного отделения вверх, в обжигательную камеру, куда и ставили сформированные на гончарном круге и слегка подсушенные сосуды. Эта печь загружалась сверху через специальное отверстие, которое затем замуровывали.  Обжиг керамики происходил при очень высокой температуре, в результате чего стенки керамических изделий прокаливались и становились плотными и звонкими.

Мастер-гончар должен был обладать  высокой квалификацией, опытом, чтобы регулировать обжиг, ведь при недостаточной температуре или, наоборот, слишком превышающей норму вся масса глиняных изделий, заложенных в печь, становилась бракованной. Профессия гончара, как правило, передавалась по наследству, и семья хранила секреты производства.
Особенно сложным являлось изготовление терракотовых статуэток, без которых невозможно представить культовую и бытовую жизнь античных греков.  Статуэтками занимались специалисты-коропласты, они обжигали маленькие фигурки в специальных небольших печах. В Горгиппии наибольшим почитанием пользовались статуэтки, изображающие божества – именно покровителей земледельцев и моряков.

Культ богини Деметры – покровительницы земледелия – был одним из древнейших. Греческий миф гласит, что Плутон – бог подземного царства – похитил Персефону, единственную дочь Деметры.  Охваченная отчаянием, Деметра перестала посылать людям урожай. Всё засохло, и начался голод. Тогда люди обратились за помощью к верховному богу Зевсу, который решил вопрос: возвратить Персефону матери и дать возможность ей две трети года жить с Деметрой, а одну треть года спускаться в подземное царство к мужу. После этого Деметра успокоилась и вернула людям плодородие. Снова всё зацвело, поднялись хлеба, а деревья принесли плоды. С тех пор ежегодно, пока Персефона у мужа, поля оголяются, настает зима, а с возвращением дочери на Землю радостная Деметра оживляет уснувшую природу.
 
Греки всегда приносили Деметре жертвы, строили храмы, устраивали в её честь праздники. Делали это и жители Горгиппии. В 1965г. при рытье траншеи на пересечении анапских улиц Протапова и Ленина рабочими было обнаружено скопление терракотовых протом  - погрудных изображений Деметры и её дочери Персефоны, и винные сосуды (Деметре жертвовали колосья и делали возлияние вина на алтаре у её храма), а ещё статуэтки Деметры, сидящей на кресле и держащей в правой руке чашу или гранатовое яблоко – символ плодородия.  По всей видимости, здесь, на окраине Горгиппии, недалеко от начала некрополя (скорее всего, уже за городской стеной) находился храм Деметры.

Вблизи агоры стоял и храм Афродиты, культ которой был очень высок. Археологи нашли  каменную плиту с надписью, в которой говорилось о сооружении в Горгиппии храма, посвящённого Афродите Наврхиде – покровительницы моряков.
Имелся в Горгиппии и храм Посейдона. Греки считали Посейдона братом Зевса. Посейдон – это бог морской стихии. Он мог, ударив по морю своим трезубцем, вызвать шторм и бурю, мог устроить землетрясение и рассечь скалы.  Он же создал коня и научил людей управлять им, поэтому Посейдон считался покровителем конских состязаний. Священными животными  бога являлись конь и дельфин, а деревом – сосна, употреблявшаяся для постройки кораблей. Культ Посейдона у греков имел чрезвычайно широкое распространение. Анапские археологи нашли обломки мраморной плиты с надписью такого содержания: члены фиаса навклеров (союз судовладельцев) воздвигли статуи Посейдона и восстановили его храм. Вполне вероятно, что в Горгиппии храм Посейдона стоял на высоком берегу, вблизи горгиппийской гавани, либо на мысе, выступающем в море.  Жаль, что не сохранились какие-то части этих храмов, как на Акрополе в Афинах или в бывшем Пантикапее. Наверное, пожар уничтожил все,  что можно.

Город мёртвых – некрополь – начинается сразу за улицей Крепостной. Жители Анапы прекрасно знают, что Театральная площадь, часть ул. Горького – это горгиппийский некрополь.  В 1954г.  в Анапе рыли котлован для фундамента кинотеатра «Родина», и вдруг из ковша экскаватора вместе с землей посыпались глиняные сосуды, статуэтки и человеческие кости. Экскаватор перерезал могилу. При расширении котлована обнаружились десятки таких могил. Оказалось, что этот участок входил в зону горгиппийского некрополя. В итоге с 1954 по 1956гг. было расчищено 97 древних могил на участке строительства кинотеатра и ещё 33 могилы на ул. Астраханской. А в 1963-1971гг. на углу улиц Астраханской и Протапова, в этом же районе, археологи откопали ещё 100 могил.

 Могилы обыкновенных людей не отличались роскошью -  простые земляные ямы продолговатой формы, иногда перекрытые досками, плоскими черепицами или каменными плитами. В редких случаях умершего клали в деревянный гроб или в саркофаг, чаще  сразу на землю, посыпанную известковой крошкой.  Младенцев  иногда хоронили в больших сосудах. Умерших чаще всего помещали в могилу головой на восток. Археологи раскопали только малую часть некрополя. Он занимал огромную площадь от Первомайской улицы до Серебряной (ныне Ивана Голубца) с востока на запад и от городского парка до ул. Трудящихся - с севера на юг (если статью читают анапчане, они представляют размеры горгиппийского некрополя – он больше, чем площадь самого города).

В 1975г. произошло важное археологическое событие чрезвычайного интереса. На ул.Горького при рытье котлована под фундамент многоквартирного дома экскаватор напоролся на склеп. Строители немедленно сообщили об этом сотрудникам Анапской археологической экспедиции. Скоро удалось расчистить погребальную камеру. Слой земли всего лишь в 80 см отделял сложенный полукругом свод от поверхности. Вероятно, некогда над склепом возвышался курган, но со временем насыпь исчезла. Это был расписной склеп. Таких склепов пока найдено 42 на территории бывшего Боспорского царства.
 
Погребальная камера площадью 14 кв.м. имела высоту 3,5 м. В ней стояли три одинаковых каменных саркофага. На стенах и потолке камеры сохранилась полихромная роспись, выполненная в технике фрески (рисунок по сырой штукатурке). Роспись сюжетная в сочетании с декоративными элементами. Нижняя часть стен окрашена в красный цвет. Над этим красным цоколем тянулась полоса метровой ширины, имитирующая пестромраморную облицовку и состоящая из чередующихся красных овалов на белом, жёлтом или голубом фоне, а также зигзагов и крапинок в кругах. Между ними нарисованы колонны с капителиями, над орнаментарной полосой изображена драпировка ткани с бахромой и кистями, на которой воспроизведены маски. Ещё выше – серия рисунков, иллюстрирующих все двенадцать подвигов Геракла.  Поэтому раскопанный склеп получил название «Склеп Геракла».

Помимо рисунков с подвигами  греческого легендарного героя, на стенах склепа имелись и другие росписи: напротив входа в склеп – сидящие в креслах мужчина и женщина и стоящий перед ними юноша. Вероятно, это изображение умерших. Ещё можно было видеть  нарисованных павлинов, черепах, козлов, сцену травли пятнистого оленя двумя собаками. На потолке склепа очерчен круг, в который вписана шестилепестковая роза. Круг опоясан орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.  Эта роспись относится к концу  II – началу III в. н.э.Раскопки «Склепа Геракла» были очень трудными. Когда его раскопали, в него стала быстро поступать грунтовая вода. И люди работали, стоя в ней. Чтобы спасти фрески, пришлось их разобрать и вывезти для реставрации в Москву.

Тем же летом 1975 года на расстоянии 1 м от «Склепа Геракла» был обнаружен ещё один склеп, но без настенных росписей. Он отличался от первого своей конструкцией: погребальная камера была вырублена в скальном грунте и засыпана землёй.  В камере стояли два саркофага. В отличие от первого погребения, которое было разграблено, эти погребения оказались нетронутыми. После снятия каменных крышек археологи обнаружили клад! В одном саркофаге лежали две девочки, а в другом – мужчина.  Они были похоронены по правилам . На глазах – золотые наглазники, на губах – золотые нагубники. В мужском саркофаге рядом с человеком находились все принадлежности воина, естественно, из золота и серебра.
Здесь были золотые бляшки с вставками из бирюзы; золотые обкладки рукояти ножен кинжала, украшенные бирюзой и гранатами; золотые пластины в виде птиц от деревянной шкатулки; золотой венок с пластинкой, на которой  оттиснуто погрудное изображение Афродиты с Эротом; золотое ожерелье, браслет, перстень с резным агатом; серебряная ложечка; чаша из цветного стекла и многое другое.
Прекрасные стеклянные и бронзовые сосуды украшали нишу склепа. Оба склепа принадлежали, безусловно, знатной семье. Археологи считали, что, может быть, семье правителя Горгиппии.

Курортный город  Анапа стоит над скрытыми под землёй руинами древней понтийской Горгиппии. Но ведь ещё и половины истории этого удивительного портового полиса  не открыто. Следы давно ушедших веков, вероятно, так и останутся там, внизу. Хотя наиболее интересные и значимые находки появляются неожиданно… 
По решению Краснодарского крайисполкома на месте раскопа «Город» в 1975г. был создан заповедник «Горгиппия» с филиалом Анапского археологического музея. Несколько открытых кварталов Горгиппии  II-III вв. превращены в музей под открытым небом. Среди вновь разбитого парка сохранился  уголок древнего города. Любой человек может увидеть плиты мостовой, где более двух тысяч лет назад проезжали античные колесницы,  поглядеть на подвалы древних домов, погибших в страшном пожаре…

2019г.