Тельняшка. II. Глава 1. На круги своя

Игорь Шулепов
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН (Часть II)

Мой лес болен луной.
Мой материк, по-прежнему пуст.
Я не хочу пожара, но огонь уже зажжён,
Я стою на самом краю. Но пока держусь.

Моя земля просит воды.
Мой город переполнен и зол, как сжатый кулак.
Ветер больших перемен дует на Восток.
Я чувствую начало конца, чувствую ток.

Если ты веришь мне, ты пойдешь со мной!
Пойдешь со мной!

Константин Кинчев & рок-группа «Алиса», песня «Ветер перемен» из альбома «БлокАда»


ВТОРОКУРСНИКИ (SECOND YEAR A CADETS)

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Конфуций               


НА КРУГИ СВОЯ

И вот наконец свершилось то, о чём так долго мечтали большевики!
Нет, не революция… Я стал курсантом второго курса!
И не просто курсантом второго курса, а бывалым морским волком, прошедшим все лишения и тяготы обучения первого года, а также настоящую морскую практику.
После непродолжительного отдыха в родительском доме и посиделок с друзьями наступил момент, когда нужно было возвращаться в расположение родного мореходного училища.
На дворе стояла осень, прекрасная пора — очей очарование! Первая половина осени особенно хороша в Приморье. Воздух прозрачен и чист, в небе — ни облачка, а море, как в сказках Пушкина — синее-синее! В такие дни по-особенному ощущаешь жизнь, ведь в эту прекрасную пору чувствуется полная гармония и зрелость во всём окружающем.
Мне предстояло вновь надеть морскую форму. Приятно было осознавать, что я уже не желторотый курсант-первогодок — «first», как принято было называть первокурсников в нашей мореходке, а самый настоящий второкурсник.

В прекрасный сентябрьский день я вышел из дома в наглаженной морской форме. Я шёл по улице и улыбался, мне было легко и приятно от того, что я прошёл все испытания, выпавшие на мою долю, и теперь я чувствовал себя намного увереннее, чем ровно год назад, когда поступил в мореходку.
У общаги, в которой находилось наше ротное помещение, было оживлённо людно.
Боже, как я рад был видеть всех своих однокурсников! Мы обнимались, жали друг другу руки и угощали друг друга болгарскими сигаретами. Повсюду были слышны рассказы о морской практике. И во всём этом ощущался неподдельный восторг, восторг мальчишек, которые ещё вчера сидели за школьной партой, а сегодня стали настоящими мужиками, прошедшими суровую морскую школу!
После непродолжительных дебатов и обмена впечатлениями прозвучала команда старшины к построению. Старшина доложил командиру о том, что 1-я рота по его приказу построена.
Наш отец-командир предстал перед нами во всей своей красе.
Шарапов был облачён в парадную морскую форму: чёрный флотский китель с золотыми погонами, на которых красовались уже не четыре маленьких звёздочки, а одна большая звезда. На груди у командира позвякивали медали, а слева на бедре, на специальных подвесках, висел настоящий морской кортик.
Шарапов принял доклад старшины, потом развернулся лицом к роте и зычным командным голосом произнёс:
— Здравствуйте, товарищи курсанты!
— Здравия желаем, товарищ капитан третьего ранга!
— Поздравляю вас с началом нового учебного года!
— Ура! Ура! Ура!
На этом официальная часть была закончена. Игорь Евгеньевич, кажется, так звали нашего командира, прошёлся перед строем и осмотрел каждого курсанта. Иногда он останавливался и отпускал свои остроумные военно-морские шуточки. Что-то вроде: «Ну что, мля, Тютюнников, когда смолить перестанешь? Итак, мля, бледный, как спирохета!»
А Тютюнниковых было двое, они были братьями-близнецами, похожими друг на друга, как две капли воды. И каждый из них краснел, принимая замечание командира на свой счёт. Это очень забавляло Шарапова, и он распалялся ещё больше.
Когда обход роты был закончен, Шарапов объявил перед строем:
— Товарищи курсанты, мля! Все вы прошли морскую практику на судах нашего доблестного морского флота. С чем я вас и поздравляю! Учебный процесс у вас начнётся в октябре. Посему уже завтра мы все дружно, мля, поедем помогать нашему подшефному совхозу. Словом, будем отрабатывать навыки по уборке картофеля, мля, который вы так любите кушать…
Он сделал паузу и улыбнулся в свои шикарные сивучьи усы.
— Словом, до начала учебного процесса будете стоять в позе прачки за комбайном!
Особенно командира позабавила его последняя фраза, при этом он несколько раз хихикнул.
Потом опять сделал серьёзное лицо.
— Вопросы, мля, есть?
Вопросов не было. Над ротным помещением нависла зловещая тишина.
В тот момент, когда командир сообщил о том, что нас отправляют в колхоз, я вспомнил, как в прошлом году нас заселили в ротное помещение 2-й роты, которая в полном составе находилась на уборке картошки в подшефном совхозе. И ещё я вспомнил ту самую «Варфоломеевскую ночь», когда второкурсники вернулись из колхоза…
В ту ночь никто не спал. Слух о том, что из колхоза приезжает 2-я рота, в помещении которой нас временно расквартировали, распространился со скоростью света. Все мы приготовились к худшему.
Сразу после полуночи в ротное помещение ввалились второкурсники и начали «качать права». Первым удар на себя принял дневальный, стоящий у входа на тумбочке. При появлении второкурсников он успел выкрикнуть что есть мочи: «Рота, подъём!» Ну а дальше из кубриков в одних трусах и тельниках повыскакивали курсанты нашей роты с флотскими ремнями, намотанными на запястье. И началась заварушка!
Правда, тогда обошлось без увечий и человеческих жертв, во-первых, потому что нас было больше, чем «second-ов», а во-вторых, потому что старшина Пресич призвал на помощь своих дружков-дембелей и конфликт был урегулирован. Второкурсники ушли несолоно хлебавши, изрыгая проклятия в наш адрес.
С тех пор прошёл почти год, и вот теперь мы стали второкурсниками — впереди был колхоз, а потом возвращение в родное ротное помещение, в котором, скорее всего, временно разместят вновь набранных курсантов. Как говорится, всё возвращается на круги своя.
Правда, как-то непривычно было ощущать себя в шкуре второкурсника и уж тем более не возникало никакого желания повторять «подвиги» курсантов из 2-й роты.
Шарапов многозначительно оглядел строй и продолжил:
— На сегодня отбой — все свободны! Много, мля, не пить и к девкам не приставать! Завтра построение в 8:00 на плацу у главного корпуса с вещами! Разойдись!
Все как будто только и ждали этой команды. Строй распался в мгновение ока, и через пару минут в расположении роты остался только командир да старшина, который получал от ротного последние указания по поводу завтрашнего мероприятия.

Удивительное дело, за год обучения в мореходке я научился по-настоящему ценить свободное время.
Вот и сейчас в моём распоряжении оставались целые сутки драгоценной свободы! И от этого ощущения свободы у меня начала кружиться голова!
Покинув расположение училища, мы с однокашниками первым делом направились как вы думаете куда?
Конечно же, на ближайшую пивную точку, которая поистине считалась «курсантской Меккой». Ибо пиво для курсанта — священный напиток!

Фото из архива выпускников ДВВИМУ.