Тельняшка. I. Глава 18. На борту Братска

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

НА БОРТУ "БРАТСКА"

Мы поднялись на новеньком финском лифте до верхней палубы, на которой находилась каюта старшего помощника. Старпом «Братска» встретил нас радушно. Наши опасения о том, что Яковлевич сообщит о наших «подвигах» на «Макарьине», не подтвердились. Кроме того, каждому из нас старпом предоставил отдельную каюту.
Мне досталась шикарная каюта буфетчицы, которая по каким-то причинам пустовала, несмотря на то, что буфетчица на судне естественно была.
В каюте было очень уютно. Больше всего меня порадовал миниатюрный санузел с финской сантехникой. Всё-таки финны знают толк в проектировании и отделке судовых помещений. Чисто, аккуратно — всё не по-нашему!
После расселения по каютам мы отправились на обед в столовую команды. И сразу же после обеда, по распоряжению старпома, меня снарядили на вахту у трапа. У вахтенного второго помощника я получил комбинезон, точь-в-точь как тот, в который был облачён вахтенный матрос в момент нашего появления на борту «Братска». Вместе с комбинезоном мне выдали новенькую портативную японскую радиостанцию Furuno. Моему восторгу не было предела! Я натянул комбинезон, надел нарукавную повязку вахтенного матроса, перекинул через плечо кожаный ремень футляра радиостанции и направился к трапу.
Я стоял на вахте у трапа, периодически преграждая путь абсолютно всем посетителям. Пару раз меня обругали почём зря, дескать, своих не пропускаю. Но я был непреклонен — проверял документы абсолютно у всех, причём умудрился проверить документы даже у капитана «Братска», за что получил «одобрение» от вахтенного помощника. Когда у очередного визитёра не оказывалось с собой документов, удостоверяющих его личность, я доставал рацию и вызывал второго помощника, который, чертыхаясь в динамик, незамедлительно появлялся у трапа.
«Братск» снялся в рейс после ужина. Шли в одиночку — без каравана. Как потом выяснилось, «Братск», в отличие от «Ивана Макарьина», самостоятельно мог двигаться в ледовом поле без помощи ледокола при толщине льда до 1,5 метров. Насколько мне известно, этот финский проект оказался настолько удачным, что и по сию пору суда этого типа успешно работают и в Арктике, и в Антарктике.
На следующий день я заступил на ночную ходовую вахту. На мостике капитан и старпом пили кофе.
— Скажи, сынок, а на руле ты стоять умеешь? — вкрадчиво спросил капитан.
— Конечно, умею. Я на «Макарьине» вахты на мостике стоял, мы за ледоколом в караване шли.
— Замечательно. Тогда мы со старпомом пока отлучимся на пару минут, а ты будешь управлять судном.
— Как управлять? Позвольте, ведь мы не за ледоколом следуем — кругом лёд!
Перспектива оказаться на мостике одному при плавании во льдах меня абсолютно не обрадовала.
Капитан прищурился и указал на небольшой айсберг на горизонте.
— Видишь вон ту глыбу? Вот на неё и правь!
Я утвердительно кивнул головой и взял курс на глыбу.
Капитан со старпомом покинули мостик, и я оказался совсем один.

Мне никогда доселе не приходилось оставаться на мостике одному во время ледового плавания. Даже во время прохождения морской практики на борту «Ивана Макарьина» на ходовом мостике постоянно находилось несколько человек. Мне стало жутко от осознания того, что я совсем один-одинёшенек и случись чего, помощи ждать не от кого. Крепко-накрепко вцепившись в миниатюрный штурвал, я правил на неуклонно приближающуюся глыбу.
Когда до льдины оставалась пара кабельтовых, на мостике появился старпом, и в этот момент я испытал огромное облегчение.
— Ну, как дела, юнга? Ложись на 1400, не будем повторять участь «Титаника»! — с иронией заметил он.
До конца вахты мы двигались указанным курсом. Я был абсолютно спокоен и даже начал мурлыкать себе под нос любимую песенку.
По окончании вахты я передал управление судном своему однокашнику, после чего подошёл к старпому спросить разрешения покинуть мостик.
— Молодец, не сдрейфил, когда один остался на мостике! Завтра будешь стоять вахту с ревизором. На руле будет стоять матрос, а ты будешь главным по камбузу. А теперь свободен!

Про камбуз старпом упомянул не случайно.
Дело в том, что на флоте существует старая добрая традиция во время ночной вахты с 0 до 4 (вахта второго помощника) готовить жареную картошку.
Как правило, вахтенный помощник отправляет на камбуз своего матроса за час до окончания вахты, так же поступает и вахтенный механик со своим мотористом. Матрос и моторист вместе чистят и жарят картошку, после чего вся вахта в полном составе приступает к трапезе. Именно этим мне и предстояло заняться на завтрашней вахте. Должен признаться, что на тот момент картошку мне приходилось только чистить. Такова суровая правда жизни — всё когда-то бывает в первый раз! С этими мыслями я спустился в свою каюту и завалился спать.
Утро наступило в районе полудня. После сытного судового обеда я решил подышать свежим морским воздухом и отправился на ют (кормовая часть судна). «Братск» просто «парил» по волнам с крейсерской скоростью, а привычное глазу ледовое поле осталось позади.
На юте в этот час было оживлённо людно. Здесь собрался весь экипаж, за исключением вахты. Практически все моряки дымили сигаретами — «на палубе матросы курили папиросы»!
Здесь следует заметить, что на флоте послеобеденное время считается священным.
Правда, на военном флоте служить мне не довелось, но от морских офицеров я слышал о том, что на военных кораблях «адмиральский час» действительно существует.
По их утверждениям, в этот послеобеденный час на корабле отдыхают абсолютно все моряки, кроме вахтенной службы, так повелось ещё со времён Петра 1.
А вот на торговом флоте после обеда считалось особым шиком выкурить сигаретку под очередную байку боцмана в курилке или, если позволяли условия плавания, на верхней палубе.
Вдоволь надышавшись свежим морским воздухом, всем составом ночной вахты мы отправились в столовую команды на просмотр видеофильмов. Причём просмотр был «закрытый»: смотрели порнуху, которая была на судне в единичном экземпляре. Посему представители женского пола — буфетчица, дневальная и повариха — до просмотра допущены не были.
Поскольку мне предстояло торчать полночи на мостике, после ужина я отправился спать в каюту. Спал я крепко, а во сне мне привиделась жареная картошка с селёдкой и малосольными огурцами…

На фото: многоцелевое ледокольное судно "Братск" (Дальневосточное морское пароходство/FESCO) у причала.
Фото из архива ДВМП.