Тельняшка. I. Глава 14. Певек

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

ПЕВЕК

Над тундрою Чукотки опять кружится снег.
Лежит у самой сопки арктический Певек.
И в нём души не чая, презрев земной уют,
Не просто певекчане, романтики живут.

Пусть лето здесь коротко и пусть зима долга,
Но тянет нас Чукотка, зовут её снега.
Мы верим в этом веке у северной воды
Мы вырастим в Певеке зелёные сады.

Промчатся годы ходко, как талая вода.
И встанут на Чукотке большие города.

Геннадий Елгин. Стихотворение "Певек"


Бывший рабочий посёлок на берегу Ледовитого океана, а ныне город полярников — Певек предстал перед нашим взором во всей своей «красе».
У подножия сопки раскинулись улочки с безликими пятиэтажками на «курьих ножках» без привычных глазу материкового жителя кустарников и деревьев. На вершинах сопок лежал снег, и лишь местами пробивалась зелёная трава, оживляя и без того безликий северный пейзаж.
Глядя на Певек, я подумал о том, как тяжело живётся здесь людям. Не чукчам и эскимосам, которые испокон веков обитают в тундре, а нашим русским людям, которые родились в благодатных районах России и приехали в край вечного холода на заработки.
Дело в том, что во времена СССР на Крайнем Севере можно было заработать приличные деньги, чтобы через несколько лет добровольной ссылки купить на родине квартиру, машину, гараж, дачу и прочие блага советской цивилизации.
Ехали на Север целыми бригадами, работали много и жадно.
В северных городах возводили кинотеатры, дворцы культуры и оранжереи.
Я до сих пор помню строчки из песни, которую мы разучивали в школе на уроках музыки — «Пионерский дворец на Чукотке строят все пионеры страны!».
И вот всё это я увидел воочию.
«Иван Макарьин» стоял у стенки причала. Над открытыми крышками трюмов сновали клювы портовых кранов, жадно заглатывая грейферами уголь из стального чрева теплохода.
 Певек
В первый день нашей стоянки в Певеке я заступил на вахту возле трапа в качестве вахтенного матроса. Чтобы скоротать время на вахте, я приготовил и положил в карман тулупа удочки-донки.
Выпросив у поварихи кусок мяса и разрезав его на мелкие кусочки, я забросил донку с мясной наживкой за борт и приступил к любимому процессу рыбной ловли.
Каково же было моё удивление, когда буквально через несколько минут манипуляций с донкой я вытащил на палубу огромного морского бычка!
По правде говоря, я рассчитывал поймать камбалу или минтая, а на поверку оказалось, что в северных водах на донку можно выловить только рыбу всех времён и народов — морского бычка!
Возле трапа собралась толпа зевак. Это были суровые полярники из числа докеров, приехавших на заработки. Они дружно принялись обсуждать мой улов. Видимо, нечасто им приходилось видеть такое зрелище в родном порту.
Дело в том, что бычков мне приходилось ловить у себя на родине. Эти твари заглатывают любую наживку и обрывают самые прочные снасти. Бычок годится только для одной цели — из него получается хороший бульон для настоящей морской ухи.
Поскольку для ухи, помимо бычков, нужна ещё и другая рыба, которой в этих водах попросту не было, я решил покончить с рыбалкой. Мясо выбросил за борт, а донку смотал и положил обратно в карман тулупа.
В Певеке мы простояли под разгрузкой несколько дней. Пару раз с ребятами из экипажа мы выходили в город, бродили по грязным улочкам среди домов на сваях и возвращались на борт родного судна.
Помимо вахт у трапа, во время стоянки в порту мы работали в палубной команде у боцмана.
По распоряжению старпома нас отправили на зачистку трюмов.
Мне никогда доселе не приходилось спускаться в трюм грузового судна. Правда, несколько раз я подходил во время погрузки в Беринговском к открытым крышкам трюмов и заглядывал вовнутрь. Ощущение было такое, как будто я стою на крыше пятиэтажного дома и смотрю вниз!
Представьте себе огромный стальной котлован, на дно которого вам нужно спуститься! Вот это и есть трюм «Ивана Макарьина».
Боцман собрал нас в подшкиперской и провёл инструктаж по технике безопасности. Нам предстояло спуститься в трюм и отчистить днище трюма от кусков угля и угольной пыли.
Я спускался на дно трюма по стальной вертикальной лестнице. Мои ноги и руки тряслись мелкой дрожью. Страх преследовал меня до самого окончания спуска. Пот струился из-под каски и заливал глаза, а тело покрылось испариной.
Наконец я достиг самого дна трюма, огляделся по сторонам и, убедившись в том, что все ребята благополучно спустились, облегчённо вздохнул.
Дело в том, что я с детства боюсь высоты. Несколько раз мне случалось забираться на крыши городских многоэтажек. Помню, как однажды я с мамой поднялся на крышу первого шестнадцатиэтажного дома в моём родном городе. Мама работала главным инженером в ЖЭУ, и по какой-то надобности ей нужно было попасть на крышу именно этого дома.
Мы с мамой стояли на крыше шестнадцатиэтажки, и я смотрел на город с высоты птичьего полёта, при этом одновременно испытывая и страх, и восторг.
Но одно дело стоять и смотреть с крыши вниз, а другое — ползти вниз по лестнице, как в верхолазы в кинофильме «Высота».
Работа в трюме абсолютно ничем не отличалась от работы на палубе. Мы отчищали трюм от остатков угля, а потом тщательно выметали угольную пыль.
Пока мы зачищали трюмы с парнями из палубной команды, разгрузка судна подошла к концу, и «Макарьин» поднялся над пирсом, как гигантский исполин, освободившись от угольного бремени.
Мы были готовы к выходу в рейс. Из многочисленных динамиков судна прозвучала долгожданная команда старпома: «Швартовной команде по местам стоять на отшвартовку, судно снимается в рейс!».
«Иван Макарьин» отошёл от пирса и занял своё почётное место в караване за ледоколом, следующим в Беринговский.

Автор фото: Шароварин Вадим.