Тельняшка. I. Глава 13. Ледовый поход

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

ЛЕДОВЫЙ ПОХОД

Нет проигранных битв, нет нарушенных клятв,
— Он уверенно мчит за собою свой верный отряд.
Пусть теряется след где-то ниже ноля — бренны все острова к юго-западу от корабля.
С ним так много надежд…
Среди прочих вершин, — он надёжен как холод, как пламя он несокрушим.
Он идёт напрямик — воин сумрачных льдов — из обветренных памятью вечно-седых городов.
Если б можно бы взять обернуть время вспять — вот это романтика! Чудеса навигации!
Но маяк не горит, тишина!
Говорит — Капитан Арктика. Капитан Арктика…

Катя Белоконь & группа «Вельвет», песня «Капитан Арктика», саунд трек к роману "Машинка и Велик".


«Иван Макарьин» вышел из бухты Угольной и лёг на курс в указанную точку — место сбора и формирования каравана. И вот наконец впереди замаячили силуэты судов. Судов было около десятка. Мы подошли вплотную к флотилии.
В нескольких кабельтовых от нас в дрейфе лежал танкер. Неподалёку от танкера расположился теплоход с тяжеловесными стрелами, гусеничной и колёсной техникой, которая стояла прямо на крышках трюмов.
Мы подошли вплотную к контейнеровозу «Капитан Кремс».
На «Кремсе» проходили практику мои однокашники, и через вахтенного помощника мы передали им привет по судовой радиосвязи.
Каково же было моё удивление, когда я узнал, что «Макарьин» будет первым в караване. Дело в том, что наше судно имело самый высокий ледовый класс, и поэтому нам надлежало двигаться за ледоколом, разбивая осколки льдин своим мощным корпусом.
Случалось ли вам видеть ледокол, и не просто ледокол, а атомный ледокол, да ещё и легендарный атомный ледокол? Всегда очень волнуешься, когда удаётся увидеть что-то легендарное. Особенно, когда тебе 15 лет и ты только и бредишь морскими путешествиями.
«Арктика» заняла своё место во главе каравана. Атомный ледокол, достигший первым Северного Полюса, был прямо перед нами!
Я стоял на мостике нашего теплохода и смотрел на «Арктику»! Точнее, уже на корму «Арктики» с её мощными лебёдками, кнехтами и специальными устройствами для буксировки.
Плавание во льдах — это весьма серьёзное и опасное дело. Поэтому при плавании во льдах на судне вахту несут поочерёдно два капитана — штатный и ледовый.
На мостике постоянно должен находиться вахтенный капитан, вахтенный помощник и два вахтенных матроса. Управление судном происходит в ручном режиме круглые сутки. Боцмана и палубную команду могут поднять по авралу в любое время суток на швартовные операции с ледоколом.
Мы стояли вахту поочерёдно, меняясь с вахтенным матросом на руле. Впереди постоянно маячил мощный торс ледокола. Штурманы дежурили на телеграфе, выполняя манёвры двигателем. Капитан время от времени отдавал команды вахтенному помощнику и рулевому.
Я был очень горд тем, что мне доверили управлять нашим судном. Это было очень непростое и ответственное дело — следовать за ледоколом и повторять за ним все его многочисленные манёвры.
Вначале мы двигались довольно быстро: ледокол продавливал своим корпусом лёд, прокладывая нам дорогу.
 
Иногда палубной команде приходилось заводить буксировочные концы с обоих бортов на ют (кормовая часть) ледокола, что в морской практике называется «идти на усах».
А в особых случаях, когда ледовые торосы становились совсем неприступными, мы следовали в жёсткой сцепке с ледоколом.
Дело в том, что в кормовой части ледокола имеется углубление, напоминающее хвост ласточки. Именно в это углубление заходил мощный форштевень «Макарьина», и в таком состоянии, образуя единое целое с ледоколом, мы продолжали своё медленное движение в ледовом поле.

Ещё один парадокс плавания в северных широтах — полярный день.
Белые ночи в Питере и Магадане длятся совсем недолго, а вот полярный день в северных широтах — явление долговременное.
 Ледокольная проводка балкера «Иван Макарьин»
После вахты я приходил в каюту, закрывал глухарь (крышку) иллюминатора и задёргивал шторки, чтобы имитировать наступление ночи, после чего спокойно засыпал.
Зачем я это делал? А делал я это, потому что не мог уснуть при дневном освещении, ведь солнце никто не выключал. Определить время суток можно было только по судовым часам.
Через два дня плавания в составе каравана мы миновали мыс Дежнёва.
Мыс Дежнёва — это крайняя материковая точка Евразии.
На возвышении мыса установлен крест, который я с большим трудом разглядел в бинокль.
 Атомный ледокол «Арктика» во главе каравана судов
Правда, как я ни старался, но из-за плохой видимости мне так и не удалось увидеть Аляску на противоположной стороне Берингова пролива. Нас несколько раз вызывали по радиосвязи пограничники, запрашивали название судна, порт приписки и порт назначения.
Благополучно миновав Берингов пролив, караван вышел в Северный Ледовитый океан.
Несколько раз нам попадались колонии моржей, путешествующих на льдинах. Это было забавное зрелище — сотни моржей, лежащих на медленно дрейфующей льдине!
И ещё я увидел белых медведей…
Ребята из экипажа, которые уже побывали в «полярке», рассказали о том, что северные медведи, как и их бурые сородичи, очень любят сладкое. И что наши моряки обычно подкармливают белых медведей сгущённым молоком.
И вот однажды, когда наш караван остановился, медведи вплотную подошли к борту судна, и мы, воспользовавшись моментом, выкинули за борт несколько банок сгущёнки.
Один из мишек подошёл к одной из банок, раздавил её мощной лапой и выпил содержимое. Остальные банки постигла та же участь. После чего мишки пошли попрошайничать лакомство к другим судам, стоящим позади нас.

Несмотря на экстремальные условия полярного плавания, жизнь на пароходе шла своим чередом. Днём я стоял вахту на мостике, а вечером крутил кинофильмы для экипажа в столовой команды.
Дело в том, что киномеханик на «Макарьине» был один, а фильмы экипаж смотрел каждый день, поэтому я стал своего рода дублёром киномеханика. Мне нравилось заправлять плёнку в аппарат и смотреть фильмы через окошко в операторской комнате.
И наконец пришёл день, когда наш караван благополучно достиг пункта назначения — порта Певек. Мы ошвартовались у пирса и стали под разгрузку, а легендарная «Арктика» продолжила свой путь с остатком каравана в порт Тикси.

На фото: контейнеровоз "Капитан Кремс" (Дальневосточное морское пароходство/FESCO) во льдах.
Фото из архива ДВМП.