Тяжелые роды

Коломбина Арлекинская
КАК Я ПОЛУЧАЛА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
в Эстонской Академии Музыки и Театра
(которая в те времена называлась просто КОНСЕРВАТОРИЯ)

 Нечто биографическое
***
Окончив музучилище Днепропетровска,и выйдя замуж в неполные 19 лет, я уехала по месту прописки мужа в Таллинн, где летом легко поступила в Таллиннскую консерваторию на факультет фортепиано. "Легко",так как база,особенно в гармонии, у меня была дай Бог каждому композитору: наше музучилище им.Глинки было очень сильным,плюс домашняя муштра мамы и бабушки до такого идиотизма,что у меня была всего одна близкая подруга ,которая допускалась к моему телу строго по расписанию. На предварительных собеседованиях по фортепиано и гармонии в консерватории они удивились моему профессионализму,хотя я абсолютно не готовилась к поступлению из-за элементарной причины: мне было негде! Мы жили в крохотной комнатушке общежития гостиничного типа,где свое пианино я все же втиснула,но доступа к нему не было: из-под него вылезала наша двуспальная кровать, на которой спал муж в самое неподходящее для этого время, работающий по сменам.То есть мне нужно было , сидя в его ногах на кровати ниже уровня мирового океана,играть беззвучно ,подняв при этом руки над головой. Ночью,когда он был на работе,играть я также не могла из-за специфики коммунного проживания. Можно добавить к этому сильный токсикоз вследствие беременности и работу на полную ставку в музыкальной школе Таллинна и поблагодарить-таки ту самую днепропетровскую базу! Если с  моментальным поступлением мне повезло,то с преподавателем фортепиано явно нет! Аккурат ко времени моего поступления в консерваторию на преподавательскую должность заявилась некая известная в литовских музыкальных кругах пианистка Александра Йозапенайте. Выйдя впервые замуж в 34 года за эстонского диктора ТВ Энна Ээсмаа (она давно умерла, куда ей и дорога,а он-вице-спикер эстонского парламента, здравствует по сей день),переехала на мою голову из Вильнюса в Таллинн,где,как концертирующая пианистка по призванию, ОБЯЗАНА была заниматься и преподавательской деятельностью. Надо сказать,что кроме того, что она была типичной старой девой с соответствующим характером,она же являлась типичной литовской националисткой,люто-ненавидящей все нелитовское, в том числе своего мужа-эстонца,о чем сама мне говорила дважды. Кроме того, она так же люто ненавидела всех своих немногочисленных учеников (аж 7) и преподавательскую работу,о чем сама мне тоже говорила :" За что мне это наказание с этой Эстонией и учениками в консерватории! Я терпеть не могу все это!"
Первый год прошел в мелких стычках,на втором я разошлась с мужем и перевелась на заочное отделение,приезжая на сессии два раза в году. В первом семестре , приехав на зимнюю сессию,не выдержала издевательств преподавательницы (трудно ее так называть вообще) над своей тихой застенчивой подругой. Однажды в классе на ее уроке мы были втроем. Попросив мою подругу что-то сыграть липкими от пота в волнении пальцами,она вытолкнула ее со стула около инструмента,села сама иллюстрировать,по ходу ее третируя:" Фу! Какие у вас отвратительные грязные липкие пальцы! Вы вообще когда-нибудь руки мыли?" И здесь я,которая до этого сидела молча ,вскочила как ужаленная ,подскочила к ней и, глядя прямо в глаза,прошипела :" Как ты разговариваешь с учениками, мразь? Немедленно извинись перед ней,слышишь???" Сказать, что она остолбенела,не сказать ничего,и оторопев,прошептала той,плачущей :" Извините! Я не хотела вас оскорбить!" "Еще один раз ты кого-нибудь оскорбишь,пеняй на себя! Поняла?"-продолжила я более спокойно,увидев, что ее нокаутировала. Та лишь кивнула головой.... А я,остыв,поняла, что мне конец! Но, на удивление обе сессии по ф-но сдала на 4,а на третьем курсе взяла академотпуск на год,предварительно получив от нее задание.К моей подруге она больше не приставала,а со мной была почтительно-холодна...Вернувшись через год зимой на третий курс,пришла к ней на урок,начала исполнять любимую,до того уже пройденную в музучилище 8 сонату Бетховена, в которой плавала как рыба в воде...Надо сказать,что на сессии на протяжении двух недель у нее не было со мной НИ ОДНОГО УРОКА : то она была на гастролях,то болела. До экзамена остается ровно две недели. Вдруг во время моей игры,она вскакивает и начинает на меня орать :" Дорогая моя!!!! Интересно, что вы делали целый год??? Это абсолютно сырое произведение! Чем вы там занимались?" Я ей отвечаю :" Во-первых,родами; во-вторых , ты что со мной хоть раз ею занималась? Какое право ты (я к ней обращалась исключительно на ТЫ,а она ко мне с ненавистью на ВЫ) имеешь предъявлять мне претензии,если я уже две недели ТУТ, а тебя НЕТ? Больше я на твои уроки ходить не собираюсь.Сдам экзамен сама. Прощай!",-и ушла,хлопнув дверью. Проходит неделя, я к ней не прихожу,и она меня не ищет.Еще через два дня ко мне в общежитие приходит ее ученик и просит прийти к ней на урок,на что я ответила отказом. Назавтра она мне передает записку о том, что ОЧЕНЬ просит прийти к ней на урок .Девчонки мне посоветовали не лезть на рожон, а пойти. На экзамене мне поставили тройку и сказали, что со мной хочет поговорить ректор. На аудиенции он ОЧЕНЬ попросил меня перевестись от них в Украину. "Понимаете",-сказал он,-"какой нам прок давать вам высшее образование,если вы не останетесь у нас работать? К тому же вы конфликтуете с вашим преподавателем,и она не хочет больше с вами заниматься" Честно говоря они мне также остохренели,как горькая редька,и мой покойный папа поехал в Донецкий пединститут на музыкальный факультет ,чтоб узнать условия моего перевода.Тогда еще у нас в Днепропетровске консерватории не было-она образовалась позже на базе музучилища. В пединституте ректор,увидя его орлиный профиль, сразу прямо спросил : "Вы евреи?" На что мой папа так же прямо ответил,что абсолютно все написано на его лице.Тогда ректор продолжил :" Мы ее не примем. Ей лучше завершить образование там. Это от меня не зависит"

С тем папа и вернулся домой...

А летом за три дня до экзамена по фортепиано у меня произошло ЭТО! Я красила брасматиком глаза,щеткой попав в роговицу и ослепла...Ослепла и ослепла-кого это? Но мне ведь нужно было играть и не абы что, а первую часть концерта Шумана,кроме прочей часовой лабуды! Пошла я к врачу который сказал, что до следующего брака пройдет,наложил мне повязку на глаз а-ля адмирал Нельсон и послал меня... Пришла я к ней,рассказываю ситуевину, а она говорит :" Хоть с глазом,хоть бЭз играть вы будете и точка!" И я с гордо поднятой одноглазой головой Кутузова вышла на сцену... И сыграла! И они мне не зачли! Но разрешили прилететь через три месяца и пересдать.

В сентябре я прилетела опять, и сыграла НЕ ХУЖЕ! Они мне поставили двойку и пожелали всего доброго: зав.кафедрой фортепиано была закадычной подружкой моей Иозапенайте,гореть им обеим в аду,где они обе уже и находятся. По дороге она ко мне подошла и прошептала :" Мы просили вас уйти по-хорошему,но вы решили по-своему.Что ж..."
Звоню я матери,которую до сих пор боюсь как огня, и докладываю,что я свободна от ее ненавистной музыки,как афганский народ! В ответ я услышала отборную брань и пожелания сдохнуть под Таллинским забором от голода,но домой не возвращаться,пока я не улажу конфликт. Типа не для того они меня в такой семье рОстили и долбали столько лет музыкой,чтоб я осталась без высшего образования. Меня понесло обратно в консу с шашкой наголо...

Не разбирая дороги,ослепленная яростью, я начала тарабанить обеими руками в кабинет ректора.Ректор сдох.Тишина была могильная.Я развернулась спиной и начала тарабанить в дверь ногой в грязном ботинке-та же реакция.Через пять минут моего дебоша напротив открылась дверь и вышла пожилая сухопарая дама .Она поинтересовалась,почему я так некрасиво себя веду. В ответ я у нее спросила,какое ее дело, и где ректор.Она абсолютно спокойно ответила, что ректор в командировке ,но она проректор,и приглашает меня зайти к ней ,выпить кофе и неторопливо рассказать, что происходит. И тут я,железный Феликс ,начала горько рыдать,сквозь слезы рассказывая, как этой проклятой музыкой моя мама испортила мне всю жизнь,прохаживаясь матом по Иозапенайте.

Терпеливо выслушав всю историю с географией,включая повествование о личной несчастливой жизни, с удивлением сказала, что была сейчас на моем экзамене, выступление ей очень понравилось, и она не понимает, что они от меня хотят! Я ей объяснила, что они хотят, чтоб я ушла по-любому! И тут она категорично мне заявила : " Знаете,голубушка,а летите ка вы спокойно домой к ребенку,а я все улажу.Я забираю вас к себе в класс : мне через два года на пенсию, и как раз я с вами отсюда уйду! Пока еще я здесь хозяйка и мне на них плевать. Я сделаю вам сейчас тройку,чтоб вас перевели на 4 курс!"

После этих слов я впала в ступор надолго,предварительно подумав: "Чудеса,все-таки случаются!"
Вернулась я туда уже зимой на 4 курсе,с огромным удовольствием посещая ее уроки у нее дома на вилле в необыкновенно-сказочном лесу.Ее муж был известным эстонским архитектором. Всегда,когда бы я ни пришла, она принимала меня с распростертыми объятиями и вкусной едой. Эти полтора года за ее спиной я провела как у Бога за пазухой! После выпускного экзамена она радостно выскочила и сказала :" Дорогая!Вы играли великолепно! Я понимаю, что пятерку вам не поставят из-за конфликта, но четверка вам точно гарантирована!"
... Они мне поставили...3+! КЛЯНУСЬ!Могу предъявить выписку из диплома. Это была единственная тройка (с плюсом!) из всех пятерок и четверок

Моя любимая преподавательница по фортепиано,кстати в прошлом известная эстонская пианистка,профессор,композитор Хельо Сепп,расплакалась от моего унижения! А мне было ПОФИГ!!! Кого интересовали вообще отметки в дипломе? Я давно уже работала в Днепропетровске в  музыкальной школе при заслуженном авторитете,иногда халтурила в оркестре театра,и диплом о высшем образовании мне нужен был только для того, чтоб  повысить зарплату

P.S До сих пор по прошествии многих лет мне снится все тот же кошмар:я выхожу на сцену с перевязанным глазом,и моя голова тут же улетает в русский ресторан " Глория",где я провела замечательных 6 лет, а пальцы остаются на том проклятом рояле сами в пляске святого Вита...
2016