Пирамида осознания. Часть 4

Яков
...продолжение...

Зайдя в дом, старец  предложил  молодому  монаху  немного  перекусить, поскольку  было  уже  обеденное время.  На  обед у старца  была постная  чечевичная  похлёбка  и  блины  с  начинкой из  яиц,  лука  и сныти.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту, еда  была  необыкновенно  вкусной  и сытной.

После  нехитрого обеда старец  и монах продолжили разговор  об  осознании, к  этому  времени всё небо затянуло и вот- вот  должен  был пойти  сильный  дождь. Раскаты  грома,  доносившиеся  откуда-то   издалека, становились всё  громче  и  громче, в  комнате стало темновато и старец включил  свет.

- Пару  часов  назад   нам  помогало  солнце  и  деревья, а  теперь  вот  и  дождик помогает  нашему  разговору,  - с  привычной улыбкой начал  старец.

- В каком смысле помогает ?  - переспросил  молодой монах.

- Не важно,  - ответил старец, - потом поймёшь.  Ты  останешься  ночевать или поедешь в  город ?

- Поеду,  отче, как  дождь кончится,  у меня  завтра  много  дел  в  городе.

- Ну, смотри,  как  знаешь.  Мы  остановились  с  тобой  на  том, что для  сознания крайне  важно не  останавливать своего  роста, а  подобно древу, постоянно устремляться  к  солнцу, которым  для  души  является  духовное  сердце, как место сосредоточения всех  энергий, куда  и приходят  первичные  эманации Бога в  виде  трёх лучей или  пучков энергии ума, чувства, воли.

Остановка роста осознания для души подобна смерти и такой известный  душевный  порок как  окамененное нечувствие как  раз  и является результатом остановки роста  осознания  после   чего пирамида осознания останавливает  свой  рост и  ум как  бы  каменеет  или  закосняется.  Это  худшее, что может  случиться с иноком, схимником и исихастом,  поскольку  после  этого связь  с  духовным  сердцем  и Логосом становится невозможна.

В этом состоянии окамененного  нечувствия сегодня пребывает основная часть верующих и священства  и  это самая  большая проблема для  церкви  и современного иночества  и монашества.

- А из-за  чего это происходит,  известно ? – переспросил  молодой монах.

- Известно.  Это происходит  из-за  того, что  верхний  и постоянно  расширяющийся слой осознания теряет остроту и подвижность, покрывается  толстой  коркой  омертвения, которая не  даёт  ему расти  вверх и сознание  начинает расти  в  других направлениях  и  после  этого  уже  деградирует, а  не  развивается, поскольку развитие связано  только с Логосом, а  это  направление духовного сердца.

В  других направлениях Логоса нет и  потому сознание, которое  расширяется в  других направлениях,  становится  слепым  и  однажды  превращается  в ту самую засохшую  вишенку, которую  я  тебе показывал в  саду.  Окамененное сознание  чахнет  из-за  того, что  не приближается к Логосу  и не  получает  от  него  питания  и света.

Преподобный Григорий Синаит  об  этом  говорил   так: «Впасть в окамененное нечувствие есть то же, что быть мертвым, а  быть слепым  умом  то же, что не видеть телесными очами. Ибо  впадший в нечувствие   лишился живодейственной силы; а  не видящий умом  лишился  божественного света, дающего зреть и  быть  зримым».

- А  сознание можно соотносить и со  светом ? – переспросил  молодой монах.

- Конечно,  свет  - это  даже  лучший  образ  для  отражения сознания, чем древо.  Древо лучше характеризует природу  ума, структуру  и все   стадии  его  роста, а  свет – это лучший  образ для   характеристики  качества  самого сознания, подобного  внутреннему  солнцу.

Помнишь, я  тебе как-то  говорил, когда   мы  обсуждали  тему  Логоса,  что  ту  же  роль, какую играет  обычное  солнце для тварей чувственных и телесных, солнце  Бога  играет для умственных и  духовных.  Все святые  отцы  напрямую соотносили Бога  и  Логос с  самым  ярким светом духовного сознания.  Вот  что  говорил об  этом  преподобный Никита Стифат:

«Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испущающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога».

- Значит, в  твоей метафоре о  древе, сознание можно  было бы  сравнить не со старой яблоней, а  с  самим  солнцем?

- Разумеется,  это  было  бы  даже более  точное сравнение  для Логоса, но и  более  трудное для  понимания.  Я привёл  тебе  образ  плодоносного древа  в  качестве  примера  только человеческого духовного  сознания, как  того состояния, к  которому  должен  стремиться  ум.

Образ солнца – это пример  высшего  сознания Бога  и самого Логоса, которое для  человека недостижимо  во  всей  полноте, хотя  частично достижимо. Тебя  наверно смущает  то, что  же  связывает плодоносное  древо  с  солнцем,  да ?

- Да,  именно это  меня и смущает, Если  духовное  сознание  - это плодоносное древо,  то как  оно связано  с  солнцем, которое на  древо  совсем не похоже ?

- Связь  тут  самая прямая,  но  только  для   видящих.  Твоя  проблема в  том, что  сравнивая дерево и  солнце,   ты  исходишь  сугубо  из  внешних образов. Связь  между  деревом и солнцем  носит внутренний  характер  той  энергии  тепла  и света, которая  исходит из  солнца  и питает  древо,  понимаешь?

- Нет, не совсем,  объясни подробнее.

- Повторяю,  древо и  солнце соединены  особой  энергетической  связью,  поскольку  древо как  бы принимает или  точнее воспринимает  солнечную  энергию своей кроной и листвой, превращая её в  соки, собственную  структуру  и плоды.  Точно  также и  душа  человека имеет  с  солнцем Бога  и Логосом внутреннюю энергетическую связь  через духовное  сердце, которая также  выливается в  свои  плоды.

Разница  только  в  том, что древо, как  и  любое  живое  растение, превращает энергию солнца  в плоды  физические, а  душа превращает энергию Духа  и  Логоса в  плоды  духовные, а  именно  в  структуру осознания при  помощи трёх сил  души.  Иными  словами,  создание  силами  души  структуры  сознания – это и  есть основа умного  делания.

Вспомни, я  уже  говорил тебе , что три  силы  души  -  ум, чувство  и  воля, как  три старых  пряхи – Клото, Лахесис  и Атропа  прядут  священную  световую  нить  жизни  из  которой и соткана  тонкая  световая  ткань  души, как нового небесного человека  во Христе.  Эта  световая  ткань  души  и есть  структура  осознания, так  понятно ?

- Да,  так  понятно,  - ответил молодой монах.

В  этот момент  за  окном  сверкнула  молния  и  раздался  гром, а  лампочка, освещавшая  комнату,  моргнула.

- Дух подаёт нам  знак,  - сказал  старец  и  быстро  поднявшись  направился  в свою  комнату.  Через  минуту  он  вышел  оттуда,  держа в  руках  горящую  лампадку,  которая  стояла  под  иконой. 

-  Вот  тебе ещё  один пример и  образ сознания -  свет, -  сказал старец.  – Для  объяснения  сознания   отцы   пользовались  разными  образами. В  данном  случае я  сравниваю  сознание со  светом.  Вот  эта  горящая лампадка – это образ  души,   а  огонь и свет – образ ума  и сознания  человека,  а  лампочка в моей  комнате, -  старец  указал на лампочку  под  потолком,  - это образ сознания  Логоса.

И  лампочку и лампадку объединяет именно  свет, который  всё  делает  видимым в  моей  комнате,  но  лампадка работает на лампадном масле,  а  лампочка питается энергией  электричества,  но и  та и  другая  дают в  итоге  одно качество -  свет.  То  же самое имеет  место и по  отношению  к сознанию,  которое  также есть свет.  Вот  такая  связь. 

Отче,  я  ведь  инженер – электрик и  знаю,  что  свечение нити  накаливания  из-за  эффекта  резистенции  – это  одно, а экзотермическая реакция горения  масла  – это совсем  другое,  хотя  и  эффект в  общем  схожий.   В  общем  это как  бы  разные процессы  и  энергии.

- Так,  значит,  ты  решил  меня поймать  на  знании науки ? – с  улыбкой переспросил  старец.  – Не  забывай, что у меня  в  прошлом два  высших образования  и  заочная аспирантура  и я  могу с  тобой  говорить не  только на  религиозные и  сугубо  духовные темы.

Твоя ошибка в  том, что ты  опять  цепляешься за  внешнее и  не можешь  оторвать  глаз от  материи и вещества, чтобы  видеть мир божественных энергий  и единство  всего сущего перед  Логосом.

Ты,  наверно,  знаешь притчу  о  том, как  один  известный  святой  отец  на одре в  момент  перехода в  вечность  говорил своим  братьям, окружившим  его – «всё  не  то, всё  не  так,  всё  не  то, всё  не  так…» ?

Так  вот  он  говорил  как  раз  о  том, что  не  всегда  столь   ясное   уму   в мире материи,  оказывается подлинным   в   мире  духовном,   и не всегда  религиозное  имеет  отношение к  подлинной  духовной  реальности, где  буквально «всё  не  то»  и «всё  не  так», как  думают  многие  верующие. 

Просто в момент  смерти  сознание  любого человека  на миг касается точки  повышенного  осознания  и Логоса, а потому  напрямую  осознаёт истину о мироздании и  Божьем  замысле  и  это осознание  истины  вызывает то  самое сокрушение  о  несовпадении реального  с воображаемым. 

-  Я  знаю,  отче,  эту  историю  из  древнего  патерика,  - ответил  молодой  монах,  -  но  какое она имеет отношение  к  энергии  и  горению ?

-  Самое прямое, - ответил  старец.  -  Ты  специалист – электрик, а  я  видящий  энергию  души  и  поэтому  я  тебе  говорю  с  точки зрения видения, что в  душе  человека  нет никакой  экзотермической  реакции  горения, а  есть  свечение  осознания.

В  душе  человека горит  и светит  почти  такая  же спираль и  нить  накаливания  как в электрической  лампочке,  только нить накаливания  души на  несколько  порядков тоньше и представляет собой  ту самую  священную нить  жизни,  по  которой  циркулирует энергия Логоса,  и которую и прядут три старых  пряхи – Клото, Лахесис и Атропа, символизирующие силы  человеческой души.

Открываю тебе  духовную  тайну  -  в человеческой душе  под  действием  тока  божественного  электричества  светит и  горит  священная  нить духовного осознания по  наличию  и по  свечению  которой и определяется реальная духовность и  реальная святость  человека.  Эта  нить духовного осознания, укладываемая  слоями   в  ткань  души,  и  есть  задача  развития ума  по  принципу пирамиды.  Фактически  именно пирамида  духовного  сознания  и  обладает самым  ярким  и интенсивным свечением, поскольку  она подобна Логосу.

Вот  о чём,  действительно,  притчи Христа «О  брачных одеждах» и  «О десяти  девах», которые  просто идеально передают эти  образы  через  метафоры  свечения  и света   и  говорят о  божественной природе Спасителя, который  непосредственно  видел структуру  души и  сознания.

Молодой   монах  был просто  сражён  этим  откровением старца, который в  пух  и прах разбил  все   его доводы  и  одержал  победу  на  том  фронте,  где  он,  работая  инженером – электриком,  считал  себя сильным  и знающим.   Видя  это  разочарование молодого монаха, старец  решил его немного приободрить.

- Как  тебе образ  сознания в  виде  света,  если   я  сообщу  тебе,   что   согласно  древнего  знания  и  иудейская  менора  и  ханукия - это прямые    символы  свечения  души  и  энергии  осознания, как  и образ  неопалимой   купины, которые  сочетают  в  себе  и  образ  древа  и  света  одновременно ?

- Я просто шокирован им,  отче,  и  никогда  не смог  бы до  него  дойти сам.

- Не принижай своих способностей,  из  точки повышенного осознания любой  может  об  этом  знать. Всё  гениальное на самом деле просто и  всё  духовное  имеет отражение  в  материальном.  Если  развить  эту  точку  зрения,  то  даже  эта  комната  может  послужить ещё  одной  моделью  вселенной Духа, передающей принцип  работы Логоса  и  души.

К  примеру,  лампочка под  потолком – это образ Божественного  сознания,  наш  стол – это земная  реальность,  лампадка – образ  свечения  сознания  человеческой души. Примерно  так устроена  и  духовная  реальность,  только в  лампадке души  вместо  масла  горит  и светит  сеть  духовного осознания.  Догадываешься  что  произойдёт, если  я  выключу свет ?

- Догадываюсь,  - ответил  молодой монах.

Старец встал со стула  и  демонстративно  выключил  в  комнате свет.  Сразу  стало  гораздо  темнее,  за  окном  где-то вдалеке  и ещё  были видны  вспышки  молнии  и  слышны  отдалённые  отзвуки  грома,  шёл  дождь  и  только  марцающий  свет лампадки  освещал стол,  как символичную  землю.

- Вот  так  мрачно  и  выглядит  жизнь  без  духовного сознания, - произнёс  старец. – Люди  на протяжении  всей истории  ищут альтернативу Богу  и  Его  вечному  духовному  электричеству, а  находят только  окисляющееся  масло, которое однажды  заканчивается  и сгорает всё  до конца, как  и в  этой  лампадке.

Ты  не поверишь, но эта   лампадка просто  идеально передаёт принцип  работы телесного и  душевного ума, который  также  полностью сгорает разрушается в  момент  смерти тела  и не переходит в  Логос. 

Старец дунул на  лампадку  и  она   погасла. В комнате стало совсем  мрачно и полутемно.

- Вот  тебе  идеальный пример  умственной  тьмы  и вечной смерти.

- Отче,  ты  хочешь  сказать, что и рациональный  ум и нравственно-религиозный  разум большинства  людей  полностью  разрушаются в  момент смерти ?

- С позиции видения  именно  это и происходит в  духовной реальности  при  переходе сознания в  Логос.  И  рациональный  и нравственно-религиозный  разум – это  всё  не  плоды  Духа, а  результаты, развития  рассудочности,  логического  мышления,  морали и  нравственности. Рациональный ум - это ум  высшего  хищника, религиозный разум - это переходный  ум к  Логосу.  И  тот и  другой  прочно завязаны  на  нервную систему  и мозг,   которые полностью  разрушаются в  момент  смерти.

Переходит в  духовный мир и Логос во всей  полноте  только энергия  духовного  осознания,  тождественная самому Логосу,  а  это исключительно духовный  ум, который подобен Логосу  и Духу. Я  тебе   уже  говорил, что в Логосе  нет  рассуждения  и умопостроения  на  основе  нейро-синаптических связей  и  импульсов , поскольку  в  Логосе  нет  синапса  и  нейросети, а   есть только ведение  и знание.

- А как  же  геенский  огонь,  что тогда  сгорает в  этом  огне? - поинтересовался  молодой  монах.

- Геенский  огонь - это и есть та  самая  духовная резистенция  и сгорает в  этом  огне  всё  то, что не  синергийно Логосу  и  не проводит божественного электричества, а  это все  горизонтальные связи всех  сетей  ума  и  разума.

- Отче,  ты  часто   используешь  понятие  сети  сознани,  ты  знаком с  нейропсихологией  и  понятием о нейросетях мозга  и  разума ? – с  удивлением переспросил  молодой монах.

- Отчасти знаком, эта  тема была  актуальна  уже в  то время, когда  я  учился в  заочной аспирантуре,  хотя  тогда она  касалась  больше  самих основ  программирования  искусственных  нейросетей. А что тебя в  этом  так заинтересовало ?

О сетях  сознания, как  сетях  света  и  тьмы,  знал  Господь и святые  отцы, уверяю  тебя,  хотя  они, конечно  же,  не знали  нейропсихологии  и нейросетей  мозга  и  разума,  но  прекрасно понимали  именно системность  работы энергий  страстей и  добродетелей  в  душе,  а  это возможно  только на   сетевой основе.

Ты  же  сам созерцал  свет и  световые  волокна Логоса в полуночнице  или  уже  забыл ?

- Я   же  не  видел никаких сетей, а  видел  только сам  свет  или  что-то похожее на волокна  или  струны,  - ответил молодой  монах.

- Волокна  -  это и есть сеть  Духа, просто ты  был не  готов к  тому, чтобы ещё  и  разбираться в её  форме. Посмотри на  ту  же виноградную лозу, образ  которой приводил сам Христос, описывая  работу  Логоса, питающего эту  лозу  от корней  до  спелых  плодов:

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Виноградная лоза – это же  не просто растение  -  это сеть и  сложная  сетевая структура, по которой  от корней к  ветвям  движутся соки  и  энергии жизни,  питающие любое  живое  растение.  То  же  самое происходит  и в  душе человека,  только плодом для  человека является не виноград, а  энергия духовного сознания,  открывающая доступ к  дарам  Духа -    знанию, целительству, пророчеству, бессмертию  и  новому  человеку  во Христе.

- Отче, а  как притчу о виноградной  лозе  можно соотнести со структурой  сознания ?

- По принципу  роста любого растения от самых  корней. В случае  сознания корни – это  и есть нейросеть мозга. На  основе  нейросети мозга развивается более утончённая  сеть нравственно-религиозного разума, как  основа вертикального ума  и мышления – это ствол древа и наиболее крупные ветви. На  основе сети нравственно-религиозного разума и  создаётся тончайшая  сеть духовного сознания, которая и есть крона и плодоносная основа  древа сознания.

- Мой ум  просто отказывается в  это  верить. Неужели так просто задумано Богом сознание  человека ?

- Я  бы  не  сказал, что это  просто,  - ответил  старец. – Это просто  только для  того, у  кого есть ум, разум  и само  сознание, а  для обычного  человека – это невообразимо  сложно. Чтобы  донести  это  знание до  ума  простых  людей  и  учеников  Христу пришлось придумывать десятки  притч по зёрна  и  плевлы, про таланты, про брачные одежды, про  лозу,  про разумных и  неразумных дев  и т.д.  и всё  равно  до  глубины Логоса  Его  мало кто понял.

Чтобы  ты знал правду – все притчи  Христа  не  о морали и  не  о нравственности, а  о  развитии духовного сознания,  просто сеть  духовного  сознания невозможно развивать сразу,  не  развив, прежде, сети  нравственно-религиозного разума.  Поэтому  и церковь  и  большинство  верующих попросту  застревают в развитии нравственно-религиозного разума, как переходной  стадии  к  Логосу  от  эгоизма, а задачи развития духовного сознания перед верующими никто не ставит.

Это  задача  уже иночества  и исихии, которая  требует полного схождения с  рационального ума и  мышления  и  решается она  уже в  институте схимы  и анахоретства по учению  отцов, а не в  институте общинности и киновии. Именно поэтому в  рамках  официальной церкви  и  киновии  ты  не  найдёшь ни  одного реального схимника  или исихаста. Все  они анахореты,  хотя  многие  схимники всё  же придерживаются  общинности  и  общения с  миром.

- Отче, а  ты сам  проходил  весь  этот путь от  начала  и  до  конца ?

- Разумеется, если  бы  я   сам  его не прошёл,  то как  бы  я  мог  говорить  тебе  об  этом столь  подробно.  Но  в  этом нет  моей  заслуги,  это  заслуга  моего  учителя, который буквально силой,  хитростями  и страхом загонял меня  на  этот путь много  лет.  Сегодня  я  ему  за  это  безмерно благодарен, а  было  время, когда  я  его ненавидел за въедливость,  жестокость  и  безжалостность ко  мне.

Я  много  раз порывался уйти от  него, считая  не  православным, а  шарлатаном,  еретиком и оккультистом, который практикует  очень  странное  и  оккультное  православие,  в  котором   нет  любви  и   ничего  церковного.

Только теперь я  понимаю, что  это  была его безусловная  любовь  ко  мне, которая не  имеет  ничего  общего с той  сопливой  и  умилительной  чувственно-эмоциональной  любовью,  которой поражено всё  массовое  христианство и  православие,  ставшее  социальной идеологией, а  не  религией.

- А что  было  самым  сложным на  всём  твоём  пути развития сознания ? -  спросил  молодой монах.

Старец  задумался на  мгновение  и ответил:

- Самым  сложным  был  выход из  религиозной  толпы  и  не  следование  за  верующим большинством,  -  с иронией  ответил  старец,  - а  если  серьёзно,  то самое  сложное – это схождение с  пирамиды  рационального ума  и  переход  к Логосу, как  обратной пирамиде духовного сознания. Это  было  символичной смертью  эго  и всего  рацио.  Только в  тот момент  я понял что  буквально  значит  восхождение на  Голгофу  и   самораспятие.

- И  с  чем  была  связана эта  сложность ?

- Сложность  в  том, что чем  сильнее развит  ум  и интеллект, тем  сложнее с  него сойти, а  у  меня  было два  высших образования плюс  аспирантура  и всю  эту  конструкцию  рационального  ума  и мышления  мне  нужно  было  разрушить до  самого  основания,   чтобы  начать воздвигать обратную  пирамиду  духовного  ума  и сознания. Это как снести   старый  дом  для постройки нового.

Если  быть  точнее,  то  сложнее всего  было не  разрушать, а  перестраивать. О разрушении при  этом  речи  не  идёт,  поскольку  это разрушение психики  и самого сознания, а  речь  идёт именно о перестройке  прежнего,  но перестройке  глубокой  и  до самого фундамента.  Вот  эта перестройка  ума  до основания  и  была  самым сложным.

- А когда  лучше  всего начинать эту  перестройку  ума  и мышления ? – спросил  молодой  монах.

- Это  не совсем правильная постановка вопроса.  С позиции видения  души есть примерный  интервал,  когда  ум достигает  нужной  структуры  и зрелости,  но ещё  не  успевает  окончательно обусловиться  рациональными ценностями и смыслами, а  находится во  внутреннем  душевно-духовном  поиске.  Это и есть  лучшее  время  для  обращения  к  Богу  и это возраст  от 25 до 35 лет, когда  как  раз завершается  фаза телесного развития  и начинается  фаза развития  душевного.  Это и есть  символичный  возраст Христа  или  возраст крещения.

Вся  массовая религия как  раз и ориентирована на  решение этой  задачи обращения  ума, только  массовая  религия исходит  в  этом  не  из  видения  души и  не  из  духовных, а  из  социальных,  идеологических и  рациональных  соображений,   связанных  с  борьбой  за паству, укреплением  своей  монополии,  расширением  объёмов  собственности,  повышением экономической эффективности и т.д.

Итог такого поголовного крещения, да  ещё  и  с младенческого  возраста,  - это религиозная профанация  и  неосознанность большинства верующих.

-  А если человек обращается к Богу раньше  этого  интервала  времени,  например, ещё в  детстве, разве  он  не  получает  временного  преимущества  в  развитии духовного сознания ?

- Если  он  обращается  к Богу  и вере  в  детстве,  он получает в  точности противоположное – обусловливание чудоверием  или сказочно-чудесной религиозностью с  Богом -  волшебником  и   чудотворцем, а  не Логосом. Это худший  способ религиозной деформации сознания, поскольку этот  чудесный,  искажённый  и  глубоко  ложный  образ Бога  и духовного мира  запечатлевается в сознании  ребёнка  уже  навсегда  и  он  уже сможет перейти  от него  к подлинному  духовному  знанию,  осознанию Логоса  и  реальных законов Духа.  Всё современное обрядоверие – это и есть результат подобного  обращения к  вере  незрелого ума.

Это происходит  из-за  того, что детский  ум попросту  не  обладает должной зрелостью  и  разветвлённостью  для правильного понимания  и усвоения  душевно-духовных смыслов,  как  малых логосов,  а понимает их   упрощённо,  фантазийно, волшебно  и сказочно, в  заведомо  искажённом и приукрашенном  виде, который потом уже невозможно изменить.

В обращении к  вере в  детском  возрасте есть  только один  реальный  смысл  - это  сугубо  моральный, как  способ развития  морали и  этики  на  основе   нравственных  заповедей  той или  иной  религии. Это  по  сути  подготовка человека к  обычной  социальной жизни  и правильным  отношениям с родителями, семьёй,  обществом,  государством и т.д.  Высшего  духовного смысла в  этом  нет,  а  социальный  и  гражданский  смысл в  этом,  действительно, есть.

- Отче,  а можно  сделать  так, чтобы в  этом был  ещё  и духовный смысл ?

- Ух,  как высоко  ты   сразу  ставишь  планку, - с  иронией  отреагировал  старец. – Для  того, чтобы в  этом был ещё  и духовный  смысл,  обращение должен  делать видящий  наставник, который  будет давать  уму  ребёнка  не  затёртые  до  дыр  религиозные  сказки,  мифы  и  клише, а  наиболее правильные  образы  и смыслы,  помогающие  уму  осознать  Бога  именно как  Дух и Логос, а  не  волшебника на облачке. 

Это  особое искусство, которое  и есть основа  душепопечения  и духовного домостроительства.  Духовный наставник  в  отличие  от  катехизатора,  не  играет в  духовность  и  религиозность, а  строит  в  душе   опекаемого   реальное   здание  духовного сознания  от самого фундамента до  кровли  и  дымохода, поскольку  знает досконально всю  архитектуру   духовного  домостроительства.  Ни  один  современный  катехизатор  этого  домостроительства  не  знает.

Применительно к  ребёнку это  крайне  сложная задача, поскольку сознание  ребёнка – это  открытая  и постоянно  расширяющаяся сеть  сознания, которая быстро  проходит  стадию  за  стадией и  уму   нужно   давать такие  же  открытые  и  расширяющиеся  логосы  и смыслы,  чтобы  от  них  переходить к  следующим и  так  далее.

Только при  таком  подходе сознание  ребёнка будет  постоянно  расти  и  расширяться   по  вертикали  духа, а  не  обусловится  одним  только  чудоверием  и  морализмом,  остановившись   на  уровне  обрядоверия. Таких  учителей давно  нет, как  и системы духовного ообразования,  хотя  у  отцов  была  такая  система.

- А если  человек обращается к  вере уже в  зрелом  возрасте, что  тогда бывает с  сознанием ?

- Это примерно  то же самое, как  и в  случае  с  ребёнком,  только с  некоторыми  другими  отклонениями.  В  отличие  от  ребёнка, ум  взрослого человека  уже сформированный и частично закостеневший  ум,  который с  большим  трудом поддаётся  глубоким  изменениям.

Такой  ум подобен  большому  и старому  дереву,  выросшему  неправильно,  которое  уже не  пересадить и  не  поменять крону  так, как это можно у  молодого древа. Поэтому  сознание взрослых людей  уже  не  меняется  очень глубоко, а  меняется  только поверхностно  и частично. Проще  говоря,  они могут  усваивать  только самые  вершки  религиозного и  духовного знания, но  до понимания  глубин  устройства  души и  структуры  сознания они уже  как  правило  не  доходят.  Это  по  существу  тот  же  вариант чудоверия.

К  тому  же с  возрастом у  человека слабеет вся  энергетическая система, а  усвоение  нового  духовного знания и создание  сети  духовного сознания  требует колоссальное количество жизненной энергии, которое  есть только у молодых и полных сил  людей.

- Отче,  а  образование новых нейронов как-то влияет на процесс  роста  духовного сознания?

- Отчасти  влияет, но косвенно. Новые  нейроны, которые  в  огромном  количестве  образуются именно у  детей  и  почти  не  образуются  у стариков,  ответственны  только за нейросеть  мозга, как  материальную  основу,  которая  является  корнями и  фундаментом  древа сознания.  Само  духовное сознание – это  совершенно нематериальная и,  если  можно  так сказать,  «облачная сеть», создаваемая  уже  на  основе  сетей  мозга  и  преимущественно разума.

Именно поэтому целостность и  сохранность самой  нейросети мозга  и  разума является предпосылкой для последующего  развития сети  духовного сознания. Но  повторяю,  без  видящего  духовного наставника  и  прямой  помощи Духа  никто не может развивать духовного осознания по  пирамидальному принципу,  хотя,  по  другим  принципам  и  направлениям  может.

Но  ты  же  знаешь, если  духовный  путь  не проходит  через  сердце, в  нём  нет никакого  духовного  смысла. Именно  поэтому пирамида  духовного сознания должна  расти  только в  направлении духовного сердца,  это единое  правило  для  всех.

-  Отче, а  с  какого момента начинается развитие  духовного сознания?

- Я  тебе  уже  говорил  как –то, что  большинство  церковных и  религиозных  людей,  имеющих  представление  о духовности  и  о  пирамиде сознания,  состоящей  из  трёх  ступеней  ума – телесном,  душевном  и  духовном  под  духовным  умом  понимают  верхнюю  её  треть  до самой  вершины.  В  реальности  Логоса  это  не  так.

Вершина пирамиды  сознания – это только  уровень  душевно-духовного  ума с  точкой  повышенного осознания.  Непосредственно духовный  ум  начинается  уже  за точкой повышенного осознания,  как   начало расширения обратной пирамиды Логоса, которая расширяется в  бесконечность и  до  бесконечности.

Поэтому  осознание – это самое дорогое и ценное, что  есть у каждого человека в  жизни,   а  развитие осознания – это самая важная  и  единственно  значимая  задача, поскольку осознание – это сама  духовная среда,  основа  и  тело  нового  духовного человека.  Осознание  - это и есть сама  жизнь  в Духе  и Логосе.  Для видящего  всё сущее  насквозь  пронизано осознанием и мы  буквально плаваем в  океане осознания.

Вот  почему  без наличия духовного осознания спасение души не имеет  смысла, поскольку без духовного осознания душа – это  пустота и  мрак, замкнутый  в  оболочку,  а  с духовным осознанием  душа  - это  полнота  духовного  знания  и  его  яркий  свет по слову преподобного Ефрема  Сирина:

«Как солнце не чужим светом рассеивает тьму,  так в день Воскресения просветятся праведники, ризою их будет свет, покровом их - сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами. В тот же день   нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, и сами из себя источат для себя тьму и мучение».

Да  будет свет,  -  с  улыбкой  сказал  старец  и символично включил в  комнате  свет.  Снова стало  светло  и  метафора старца  о свете  приобрела  совершенно  конкретный  смысл. Дождь практически закончился  и  небо  снова начало просветляться.   Молодой  монах сидел завороженный  магией старца  и не мог  понять как  тому   удаётся так  удачно использовать окружающую обстановку.

- Отче,  ты намеренно всё  это организуешь  для  меня,  ну  я  имею в  виду  столик в  саду,  деревья,   теперь  вот  свет ?

Старец  громко засмеялся и прокашлявшись  ответил:

- Это  всё  Дух делает  для  тебя, Он  подлинный  архитектор,  режиссёр  и  игрок  на  этой  карте, а   я  лишь  его  слуга  и  очень  посредственный  актёр. К  тому  же  ты  понимаешь, я  никак не  мог  запланировать  вначале  жару, а потом  и  грозу, чтобы  подвести её  под   своё  объяснение.

- Согласен, не  мог.  Спасибо  за  всё,  но мне   нужно идти, отче,  автобус в  город  уходит  через десять минут и  я  успею  на  него  быстрым  шагом.

- Не смею задерживать, - с   улыбкой  ответил  старец. – С  Богом.

…продолжение следует…