Ремонт на Купала

Елизавета Герасимова 3
Купала... Самый загадочный, мистический и неоднозначный день в году. Сколько странных обрядов, поверий и тайн связано с Купальской ночью! Но я, жительница Северной столицы, до определённого возраста знала о Празднике летнего солнцестояния только из книг и кинофильмов. И лишь на четвёртом десятке всё изменилось. Купайло ворвался в мою жизнь, словно яростный порыв предгрозового июньского ветра, и чуть не свёл с ума.

В тридцать пять лет я во многом напоминала подростка. Постоянно нервничала, психовала по любому поводу, курила, как паровоз, писала стихи по ночам, крадя время у сна. Платьям и туфлям на каблуках предпочитала спортивные наряды. Выглядела намного моложе своего возраста, и меня зачастую принимали за старшую сестру Кати и Наты, моих дочерей. Растила их одна; на дворе стояли нелёгкие девяностые, и приходилось крутиться, лишь бы дети не ложились спать голодными и не ходили в рванине. Кроме того, каждое лето старалась отправить юных проказниц на дачу к свекрови, с которой, как это ни странно, даже после развода умудрилась сохранить неплохие отношения.

И вот летом девяносто восьмого года я сплавила своих стрекоз на лоно природы и занялась преображением апартаментов. Надо сказать, что раньше подобные вещи делал мой супруг вместе с дружками. А нас с Катей и Наташей заблаговременно отправлял на дачу. Муж не позволял мне пробивать трубы, носить тяжести и браться за любую неженскую работу. Но после развода я была вынуждена в одиночку прочищать раковину, забивать гвозди, заниматься поклейкой и покраской. Мой экс-благоверный уехал на другой конец страны. «А, может, чёрт с ним, - промелькнула в голове предательская мысль. - Следующим летом будет больше сил и...»

Но ремонт не делали уже много лет. Облупившиеся полы, стены с изрисованными, отставшими тут и там обоями прямо-таки молили о том, чтобы кто-нибудь их подлечил, привёл в божеский вид. «Как ты можешь растить дочерей в таком гадюшнике? Ведь детей нужно с ранних лет приобщать к прекрасному», - укоряла я себя, направляясь в ближайший хозяйственный магазин.

Следующая неделя стала сущим адом. Жара стояла страшная, рисунок на бумажных шпалерах никак не желал сходиться. В довершение ко всему, приходилось общаться с дочерьми только по телефону. Ведь работу-то никто не отменял. Выкрасив полы и тем самым покончив с добровольным рабством, засобиралась к своим непоседам. «Всё-таки пятница самый замечательный день», - думала я, сидя в автобусе и вдыхая пары бензина, почему-то напоминавшие отвратительный запах краски.

Жара, тряска и усталость сделали своё дело, и я задремала. Проснулась от сильнейшей головной боли. Небо за окном стало совершенно алым. «Господи, сколько же я спала? И не проехала ли станцию?» - вскоре автобус остановился и, выйдя на воздух вместе с другими пассажирами, поняла, что самые мрачные опасения сбылись. Местность была абсолютно незнакомой и немного зловещей. Более того, неизвестный воришка похитил у меня, сонной, сумочку с деньгами и документами.

И медленно, словно кто-то вёл меня на расстрел, я поплелась куда глаза глядят. «Надо найти участкового или просто добрых людей, которые пустят переночевать. Деревенские жители добрее и доверчивее городских», - успокаивала себя, не подозревая, как, в действительности, ошибаюсь на их счёт. Шла по какой-то дороге, и ноги в грубых коричневых сандалиях, утопали в пыли. Любимая клетчатая рубашка липла к телу, а джинсы оказались слишком тёплыми для такой погоды.

Занятая собой и собственной злостью, не сразу заметила, что над головой происходят удивительные вещи. Огромное бордовое солнце вдруг стало горчично-жёлтым, потом приобрело неестественную оливковую окраску. А после начало бледнеть. Я стояла посреди дороги одна-одинёшенька и наблюдала за сумасшедшим поведением разбушевавшегося светила. «Да ведь сегодня День Ивана Купалы. В этот праздник такое случается. Солнышко меняет свой цвет, танцует на небе, а может и вовсе померкнуть», - вспомнилась статья из какого-то журнала. И тут, словно прочитав мои мысли, светоч погас. Мне захотелось упасть на землю и закричать. Оказаться бог знает где да ещё и во мраке это, скажу вам, испытание не для слабонервных.

Но солнце, видимо, решило прекратить глупые шутки и вернулось на небо. Я обрадовалась этому кроваво-красному шару, как родному. И тут ко мне подбежала непонятно откуда взявшаяся Наташа.

- Мама, мама, - зашептала она. – Мне страшно, девушка с бутылочными волосами плетёт венок из маленьких детей. Мёртвая царица превратила Катю в папоротник, а бабушке закружила голову, и она утопилась.

Эти слова поразили меня до глубины души, и я не сразу заметила, что ресницы у Наты позеленели.

- Доченька, что у тебя с...

- Она околдовала и меня. Когда Зеленоволосая закончит работу, я превращусь в Купальское деревце, и меня утопят или бросят в костёр. Сельские подчиняются Зелёной ведьме. А детей приносят в жертву ради урожая. Венок из Кати и других ребят тоже уничтожат.

- Но как... Как вы тут оказались?

- Травянистая ходила по нашему дачному посёлку и пела. Её чарующий голос завёл нас сюда, в край болот и людского зла, - Наташа всхлипнула. – И тебя они погубят. Разденут догола, уберут цветами и утопят в реке, а, может, и вовсе сожгут.

- Полно, Наташа! - я прижала дочурку к себе. - Какие-то ужасы говоришь. Не бывает такого. Мы постучим к кому-нибудь в окно и попросимся переночевать.

Я взяла Наташечку за руку и вместе с ней побрела по пыльной дороге. «Где Катерина и Марфа Христофоровна? Как Ната оказалась здесь, на этой богом забытой станции? И почему у неё зелёные ресницы? Последнее можно хоть как-то объяснить. Покрасила их зелёнкой, чтобы разыграть взрослых», - и в этот момент перед нами вырос дом. Деревянный, потемневший от времени, недобрый. К тому же в дверь кто-то воткнул нож. «Ну да, ну да, так на Ярилин день спасаются от злых духов», - пропищал кто-то у меня в голове.

Я обернулась и, к своему ужасу, обнаружила, что дочка куда-то исчезла.

- Наташа! Наташечка! - кричала я, бегая вокруг мрачного приюта тёмных сущностей.

«Наверное, проскользнула внутрь», - и я прямо-таки влетела в эту облупившуюся халупу.

В комнате валялись тряпки, пустые вёдра и щётки. А посреди этого безобразия сидела сказочно прекрасная девушка в цветастом платке, с бело-красной повязкой на глазах.

- Я плету венок

Для тех, кто одинок.

Чтоб июнь в знойный день

Нашёл любви тень.

От этой песни, похожей на колыбельную, сразу же захотелось спать. Длинные тонкие пальцы незнакомки двигались быстро-быстро. В руках она держала удивительно красивый венок. Мне вспомнились жуткие слова Наташи. «Да нет, ерунда это всё. Глупый розыгрыш», - успокаивала я себя, но внутри всё дрожало.

- Извините, вы не видели девочку с длинными светло-русыми волосами? На вид ей шесть лет, - никогда ещё голос мой не был таким жалким и заискивающим.

- Не ищи свою дочь, не найдёшь. В купальское деревце её превратил зелёный дождь, - голос незнакомки буквально гипнотизировал меня. - Я мертва триста лет, отвратительный скелет. Возродиться я могу, если папоротник сорву. Местные все за меня, потому при свете дня похищаю я детей. А мешать ты мне не смей.

И тут девушка сорвала с себя цветастый платок и глазную повязку. Её длинные малахитовые волосы были заплетены в косу, а ресницы по цвету напоминали траву.

- Я - Зеленоволосая, повелительница деревни Зеленовласки. Местные жители приносят мне жертвы, чтобы я не испепелила их земли, - заговорила ведьма другим, грубым и неприятным голосом. - У каждого селения есть своя Мёртвая королева, возрождающаяся в Ночь на Ивана Купалу с помощью цветка папоротника. А получить его можно только, принеся на берег реки венок из маленьких детей, Купальское деревце, бывшее когда-то шестилетней девочкой, и прах сожжённой заживо взрослой женщины, познавшей счастье материнства. Да-да, селяне уже развели костёр и прыгают через него. Скоро тебе придёт конец.

Но что это? Ведьма и всё пространство начали распадаться на идеально ровные изумрудные квадраты. Всё тело свело невыносимой болью, и я едва сдержала рвотный позыв.

Я открыла глаза. Взору моему предстала белая палата, суетящиеся вокруг медсёстры, прыщеватая физиономия младшего брата Тараски и перепуганное личико какой-то юной блондинки.

- Ну ты нас с Риткой и напугала, Женька! Хорошо, что у меня был ключ от квартиры! – заметил Тарас.

- Господи, господи! – без устали повторяла Рита. Так, судя по всему, звали испуганную Белоснежку.

Из сбивчивого рассказа Тарасика и бессвязных восклицаний Ритули поняла следующее. Закончив свой персональный лакокрас, я упала в обморок. Духота и пары краски продолжали воздействовать на меня, и мой многострадальный мозг создавал поистине фантастические картины. Произошло это событие в Ярилин день. А незадолго до этого ваша покорная слуга писала статью о Празднике летнего солнцестояния и связанных с ним ритуалах и суевериях. Вот и сны мои, если их можно так назвать, крутились вокруг ведьм, огня и цветка папоротника. В этот момент началась гроза, и проходивший мимо моего дома Тарасушка решил укрыться от непогоды у старшей сестры вместе со своей девушкой Маргаритой.

Выписали меня довольно быстро, и я наконец-то смогла увидеть дочерей. Ната с Катюшей очень загорели и как будто выросли за долгие дни нашей разлуки.

- Как можно делать ремонт на Сонцекрес? - ужаснулась пожилая соседка, переехавшая в Санкт-Петербург из глухого украинского села. - Грех в этот день трудиться. Теперь всю жизнь будешь расплачиваться за своё легкомыслие.

После этих слов на меня нахлынула тревога. Но, к счастью, пророчество доморощенной Ванги не сбылось. Наоборот, полгода спустя я встретила чудесного во всех отношениях человека и вскоре вышла за него замуж.

На здоровье этот инцидент тоже не особенно повлиял. Первые два месяца меня одолевали приступы головокружения и дурноты, но потом они прошли. Правда, после злополучного Иванова дня я органически не переношу запах краски и растворителей. Даже ногти красить не могу. Есть в жидкости для снятия лака какое-то вещество, на которое у меня с того жаркого вечера аллергия. Какое? Названия его, к сожалению, не помню. Хотя в школе училась довольно-таки неплохо, но по химии у меня, как у ангела-хранителя из «Ералаша», пара была.

Как-то подруга подарила мне дорогую жидкость для снятия лака с другим растворителем. Но пахла она, прямо скажем, не розами. А гель-лак и шеллак, как говорила моя бабушка, кусаются. Так что...Пришлось позабыть о красе ногтей. Но у меня, как говорит муж, есть и другие достоинства. Впрочем, это уже совсем другая история.