Итак, десять лет назад.
"Прощай, немытая Россия...". Нет не совсем так.
"Наш паровоз вперед летит...". Вот, уже ближе.
"А я еду за туманом, за туманом...". Вот так верно.
Уехала. Приехала. Другая страна, другой язык. Естественно, языковые курсы. Девочка я прилежная, училась хорошо и старательно. И вот, очередное домашнее задание. Описать картинку. Учитывая то, что набор иностранных слов на тот момент небольшой, а фантазии разгуляться хочется, обложилась словарями и, высунув язычок, приступила к делу. Дело шло плохо. Ну, не могла я банально написать: "Я вижу дом. В доме две комнаты. В комнатах стоит..." и так далее. Мне ж надо и свой кусачий юмор куда-то впихнуть. А это проблематично, учитывая то, что если сложносочиненные предложения с грехом пополам и выстраиваются, то сложноподчиненные еще не освоены. О причастих и деепричастиях речь не идет вообще. Старалась я, пыхтела, выстрадала.
Осталась собой довольна. Привожу здесь этот текст полностью. Естественно, на русском. Помните об изначальных условиях: набор слов ограничен, предлоги только осваиваю, сложные предложения еще недоступны.
"На картинке мы видим дом ведьмы. В нем две комнаты, кухня, ванная, прихожая и туалет. В доме три этажа. Строители были глупые или экономные. Они забыли сделать лестницу на третий этаж. Теперь бабушка влетает в спальню на метле через окно. На полу стоит ночной горшок. Ночью бабушка не может спуститься в туалет.
Слив из туалета строители сделали. А из ванной и кухни нет. У лестницы нет перил. Бабушка может упасть.
В ванной сидит лягушка. Она не хочет жить в болоте. Она живет в доме у ведьмы. Так ей проще, она приспособленка. Хочет искупаться, набирает воду в ванну. Она неэкономна. Счет за воду бабушка получит большой.
На кухне слуга дракончик готовит ведьме обед. Может быть, это суп из принца. В гостиной на столике одна чашка. Гости к ведьме не ходят.
В спальне на кровати спит огромный кот-бездельник. Телевизор показывает ему фильм про мышей. Кот не реагирует. Под потолком труженик-паук плетет новое покрывало для ведьмы.
На стене висит портрет молодой ведьмы. И в молодости она не была красавицей. На шкафу лежат книги по кулинарии и черной магии. В них рецепты про поимку и правильное приготовление принцев."
И вот наша милая преподаватель Ингрида раздает сие проверенное домашнее задание группе. Всем раздает, а мой листочек в руках держит, готовится разбирать перед всеми. Я горда невероятно! В школе так и было. Мои сочинения, как образец, зачитывали всему классу. Сижу, распираемая значимостью, стараюсь не краснеть заранее, готовлюсь к овациям. Я стану героиней дня. Какое приятное и почти забытое чувство!
Зря готовилась. Тут я получила первый урок про разницу менталитетов и чувстве юмора.
-- Йуулыйа, за что вы так не любите весь мир? Почему вы такая недобрая?
Вот это фокус! Из чего же это следует?! Я в растерянности. А Ингрида продолжает:
-- Вы сразу обвинили строителей. Лестницы на третий этаж нет, перил нет, сливов нет. Но ведь вы не знаете условия договора с заказчиком. Возможно, это было желание ведьмы.
Группа начинает подхихикивать. Ингрида:
-- Далее вы пишете про лягушку. Почему она приспособленка? Она может быть подружкой ведьмы и просто прийти к ней в гости.
-- И "обуть" бабуську на воду, -- раздается мужской голос позади меня. Народ начинает смеяться.
-- Почему "обуть"? Она с дороги. Это нормально -- предложить гостю помыться. Разве у вас, русских, так не принято?
В классе становится шумно. Ингрида:
-- Почему вы, Йуулыйа, называете дракончика слугой? У нас это называется помощник по дому. И почему обед у вас -- из принца?!
Из разных концов класса тут же сыпятся варианты:
-- Из рыцаря... бульон для свиданки с Кощеем... уха из поганок... молодильный холодец...
Ингрида в полном, нескрываемом недоумении:
-- Вы называете кота бездельником. Вы навешиваете на него ярлык, ничего про него не зная! Может быть, он пришел после ночной смены, может, он болен!
-- Ага, упахался помощником в другом доме, -- ржет группа.
-- А паук, Йуулыйа! Почему он у вас труженик? Он же портит ведьме дом. Она потом будет долго убираться после него.
-- Сначала покрывало отнимет, потом взашей его, не заплатив за работу, -- тот же мужской смешливый голос сзади.
-- Про портрет, Йуулыа, это уже совсем ни в какие рамки! Вы позволяете себе критиковать внешность человека. Это недопустимо в нашем обществе, -- Ингрида немного краснеет.
У меня же полное ощущение, что я в палате номер шесть и сейчас войдет Наполеон, после клизмы.
-- Я прошу вас больше не писать такого. Грамматика у вас на высоте. А над содержанием вам надо думать в следующий раз тщательнее, -- подытоживает преподавательница, -- я хотела давать вам вырезки из журналов для описания конкретного человека, но вижу, что этого делать не стоит.
-- Мы можем укусить его гендерную принадлежность, -- веселится группа.
-- Можете! Поэтому будем работать по печатным картинкам, -- Ингриде немного изменяет ее северное самообладание, -- но я довольна сегодняшним уроком. Думаю, его усвоили все.
Усвоили, усвоили. Выходим, смеясь. Меня подкалывают и хвалят. Все-таки я стала героиней дня. Правда, немного не так, как виделось.
А лягушка всё равно приспособленка! А кот - бездельник. И строители безрукие. Вот!