Чем знания отличаются от веры

Софрон Бурков
     Ничем.
     Судите сами.
     Простой пример. Каждый из нас считает, что знает, кто его родители, хотя на самом деле это не более, чем вера, заложенная в нас в незапамятное для нас время. Когда-то наши родители сказали нам, что они – наши родители, и все окружающие неоднократно говорили то же самое, и в конце концов это превратилось в неоспоримую внутреннюю убеждённость. Мало кому приходит в голову получать доказательства того, что его родители – это действительно его родители, но иногда жизненная ситуация заставляют этим заняться. Результаты анализов ДНК, кажется, дают объективные знания, но и в этом случае мы получаем не знание, а веру, только гораздо более многоступенчатую, так как нам надо поверить, во-первых, в то, что анализы ДНК проведены на самом деле; во-вторых, в то, что они проведены на профессиональном уровне; в-третьих, в то, что проведён объективный анализ результатов; и наконец в то, что нам доведен реальный итог исследований. Поэтому говорить, что мы знаем, кто наши родители – бессмысленно: здесь царствует вера.
     Я утверждаю это не ради красного словца, а лишь затем, чтобы проиллюстрировать факт, зачастую остающийся вне внимания большинства людей: вера ничем не хуже знаний, а знания ничем не лучше веры, и по своему внутреннему содержанию эти понятия практически неразличимы. 
     Теперь более сложные примеры.
     Никто никогда не измерял ни диаметр, ни окружность Земли, но мы уверены, что знаем их величины только потому, что некие специалисты провели в своё время какие-то наблюдения и расчёты, с которыми со временем все согласились. Другие специалисты в другое время провели другие наблюдения и расчёты, и теперь мы знаем скорость вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, химический состав воды, воздуха и вообще всего на свете. Ещё какие-то специалисты выдвинули ряд теоретических предположений и так или иначе обосновали их некими наблюдениями и расчётами, базирующимися на каких-то других размышлениях – и появились наши знания о возрасте Вселенной, о зарождении жизни на Земле, о прогрессе, о развитых и отсталых народах, и т.д. и т.п. Наверное, нетрудно заметить, что все эти знания ничем не отличаются от веры: кто-то что-то сказал, мы в это поверили, доверяя источнику информации, и дальше живём, пользуясь полученными знаниями. Но если выстраивание жизни на основе достоверной информации ничего, кроме пользы, принести не может, то, ориентируясь на информацию ложную, можно зайти очень далеко, не ведая ни начала, ни конца пути.
     Итак, когда же знания получили статус категории неизмеримо более высокой по сравнению с верой? Это произошло в «Новое время», время так называемого «освобождения» человеческой мысли от различных «пережитков старого», а по сути своей – время перестройки, подготовленной эпохами Возрождения и Просвещения, всей жизни человека. «Новым» назвали время, дистанцируясь от «Средних веков», предыдущих нескольких сотен лет, когда человек жил, соотнося свою жизнь с заветами Божественного Откровения. Эти заветы были объявлены сначала закоснелостью, потом – заблуждением, и наконец – предрассудком. Вот оно, главное – предрассудок. Новое время – это время, по мнению «прогрессивно мыслящих людей», торжества разума: вера под клеймом «предрассудок» сбрасывается с пьедестала истины, а различные умозаключения объявляются знаниями и превозносятся до небес в качестве новых истин. Но в шуме радости по поводу освобождения от власти тёмного невежества и схоластики формировать мировоззрение человека начал золотой телец. Для этого и понадобилось дискредитировать Божественное Откровение с извечной заповедью «Бог или мамона». Спрятанная под лозунгами борьбы за свободу, равенство и братство перестройка жизни проводится «прогрессивно мыслящими людьми» из века в век по неизменному сценарию: шельмование носителей традиционных ценностей, обезглавливание государственной власти путём убийства её ключевых представителей, развязывание гражданской войны, иностранная интервенция и в финале – массовый голод, чтобы угрозой смерти заставить оставшихся в живых принять новую систему координат жизни. Переподчинение человека власти мамоны идёт безостановочно, и сегодня осталось немного островков жизни, сопротивляющихся глобальному переформатированию человека в бездумный придаток гигантского монстра, пожирающего человеческие души в процессе выколачивания прибыли из окружающего мира.
     Но безбожный порядок чужд исконным представлениям человека о мироустройстве. И борьбу с ним можно начинать с малого – с признания приоритета веры в Бога над верой в умозаключения людей, возможно, и разумных, но далеко не всегда чистых помыслами.