Судебные байки

Владимир Давидович
4 судебные байки
1.Царь Соломон

Однажды к царю Соломону  пришли на суд две женщины. Обе недавно родили ребенка.
Прошлой ночью  один из младенцев умер. Каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.
Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:
- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца. 
Одна из женщин взмолилась:
 - Отдайте ребенка ей, только не убивайте его!
Другая же согласилась с решением царя:
- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне.
Соломон изрек:
- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.
* * *
2.Из рассказа Джека Лондона

ВЕЛИКИЙ КУДЕСНИК
В поселке было неладно.У Гунии пропали одеяла.
Но в поселке чужих не было.  Обратились к шаману.
– Пусть все люди племени соберутся сюда, на это место!
Шаман подошел к толпе. Под мышкой он держал большого сонного ворона.
– Слушайте все. Я принес с собою ворона, которому открыты все тайны и ведомы все дела.
Я посажу его в угол дома и накрою черным горшком. Светильник мы погасим и останемся в темноте. Каждый из вас по очереди войдет в дом, положит руку на горшок. Когда ворон почувствует руку преступника, он закричит. Готовы ли вы?

– Мы готовы, – был многочисленный ответ.
– Тогда начнем. Я буду каждого выкликать по имени, пока переберу всех.
Уже половина жителей прошла через испытание.
Наконец, наступила очередь последнего, а ворон все молчал.
Ничего не случилось, а испытывать больше было некого.
– Разожгите костер, – приказал шаман.
– Осталось еще одно испытание. Пусть все, мужчины, женщины и дети,
   поднимут руки над головой – быстро, разом, все!

Все руки взлетели в воздух.
У всех руки были измазаны сажей, и только у одного ладони остались чистыми,
не замаранными прикосновением к горшку.

– Мудр ли я, дети мои? – спросил шаман, обращаясь к толпе.
– Поистине ты мудр, о Шаман! – ответили все в один голос.
* * *

3. Учитель и ученик
К  древнегреческому  учителю-софисту Протагору однажды явился юноша по имени Эватл с просьбой сделать из него хорошего оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе в качестве защитника или обвинителя.
Протагор согласился, но с условием, что Эватл заплатит ему за обучение 20 монет, причем половина должна быть уплачена немедленно, а другая половина - по окончании обучения, да и то только в том случае, если Эватл выиграет тот судебный процесс, в котором он выступит впервые.
Юноша согласился и стал ежедневно посещать уроки.
Наконец Протагор  объявил, что курс обучения закончен, и Эватл может смело выступить на суде.
Но тут произошло то, чего никак не ожидал мудрый учитель.
- Знаешь что? - заявил Эватл. - Я своевременно заплатил тебе половину условленного гонорара, но второй половины  я имею полное право не платить!
- Это почему же? - удивился Протагор.
- На основании закона и нашего договора, - ответил Эватл.
Протагор возмутился.
- Я подам на тебя в суд и ты принужден будешь там защищаться.
Если судьи скажут, что ты должен уплатить мне вторую половину, то ты будешь обязан сделать это на основании приговора суда.
Если же суд откажет мне в иске, другими словами, если ты выиграешь свой первый судебный процесс, то ты заплатишь мне на основании заключенного между нами договора.
Эватл возразил:
- Ничего подобного! Я буду иметь право не платить тебе ни в том, ни в другом    случае! И вот почему:
 Если судьи скажут, что я обязан заплатить тебе гонорар полностью, то есть другими словами, если я проиграю свой первый судебный процесс, то я не заплачу тебе денег на основании нашего с тобой договора!
Если же суд решит, что я не должен платить тебе, то я и не заплачу ничего на основании приговора суда.
* * *
4. Судья и кошелёк
Нищий, гуляя по рынку, нашёл кожаный кошелек. Открыв его, он обнаружил,
что в нём содержалось сто золотых монет.
В этот момент нищий услышал крик человека в торговых рядах:
— Награда! Награда ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошелек!
Будучи честным человеком, нищий подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.
— Вот ваш кошелёк. Я могу теперь получить награду?
— Награду? — усмехнулся торговец, жадно считая золото.
    В кошельке, который я обронил, было двести монет золота.
    Ты уже украл больше чем награда. Уйди или я позову полицию!

— Я — честный человек, — сказал нищий вызывающе.
     Позвольте нам решить этот вопрос у судьи.
Судья терпеливо выслушал обе стороны и сказал:
— Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Торговец, вы заявили, что,
     когда вы обронили кошелёк, в нём содержалось двести монет золота.
     Хорошо, это — значительная сумма.
     Но, кошелёк, который этот нищий нашёл, имел только сто монет золота.
     Поэтому это не мог быть тот, который вы потеряли.
 И с этими словами судья отдал кошелёк и всё золото нищему.
* * *