На рыбалку

Андрей Долженко
Несмотря на то, что прошло столько лет с той поры, я помню всё до мелочей. А будь иначе, я бы не стал рассказывать об этом сейчас. Поэтому пусть у тебя не возникнет и тени сомнения в правдивости моей истории, что я хочу достать на свет из тёмных карманов своей памяти.

Я не могу назвать себя заядлым рыбаком. Как правило, в качестве удочки у меня всегда была составная бамбуковая, у которой даже отсутствовала катушка, а леска со снастью моталась на скобы из проволоки. Даже поплавок на леске был из настоящего гусиного пера, выкрашенного до половины маминым лаком для ногтей.

Меня больше прельщала сама ловля рыбы. Этот по истине медитативный процесс, простого созерцания поплавка на поверхности воды. Тот ни с чем не сравнимый азарт, охватывающий тебя, когда поплавок начинает поигрывать от первой неуверенной поклёвки. Поэтому я никогда не понимал, как можно называть отлов сетями рыбалкой?!

В тот раз я стал готовиться ещё с вечера, потому что мало было проверить снасти, нужно было отпроситься у родителей. Наученный горьким опытом, я уже предвидел отказ. Но нет, обошлось. Меня отпустили. То ли из-за того, что у отца было хорошее настроение, то ли потому, что шёл второй месяц летних каникул. А скорее всего и то, и другое…

На рыбалку я решил встать рано утром, ещё на рассвете. Почти в пять часов я вышел за калитку, держа разобранную удочку и пакет с наживкой. В качестве последней было полбулки хлеба. Да-да, самого обычного. Мякоть, что так легко скатывается в шарики, уйдёт на корм рыбе. А оставшиеся корки будут съедены мною, изголодавшимся к тому времени.

Ой, чуть не забыл упомянуть. Перед тем, как выйти из дома, я на цыпочках прошёл в комнату родителей и оставил записку: «Я ушёл на рыбалку. Андрей». Листок бумаги легко прилип к наэлектризованному экрану старого телевизора. Позже мама рассказывала, что записка всё же продержалась до того момента, когда они с отцом проснулись (просто, такой фокус не всегда срабатывал).

Оказавшись на улице, я бодро зашагал на окраину города, с трудом представляя свой дальнейший маршрут. Нет, не подумай, я уже ни раз бывал на том пруду, но то были поездки на машине с родителями. А вот идти по обочине дороги представлялось мне не лучшей идеей. Хотя бы потому, что и без того длинный путь увеличился бы на несколько лишних километров.

Выбравшись на просёлочную дорогу, я увидел отдалённый участок города, некогда появившийся вокруг кирпичного завода. Производство уже давно заглохло, а жители остались по причине отсутствия альтернативы. Поэтому картина, представшая передо мной, была мрачной. Покосившиеся заборы, лай собак, отсутствие людей на улице... И усугубляло всё чадившая неподалёку городская свалка, чьи миазмы приносил лёгкий ветерок.

Спустя какое-то время я оказался за чертой города, возле трассы. Оглядевшись, я быстрым шагом направился к дачным участкам, до которых было около трёх-четырёх километров. Там есть свой водоём, но я решил идти дальше. Моя цель лежала в нескольких километрах впереди.

Судя по солнцу, время уже близилось к семи часам утра. И я ощущал, что за прошедшие пару часов мои ноги уже изрядно устали ходить по неровностям грунтовки. Но молодой неприхотливый организм стоически справлялся, ведомый предчувствием рыбного места.

Каково же было моё счастье, когда, выбравшись из посадки, я увидел, сверкавшую на солнце гладь тех самых прудов. В этот момент открылось второе или третье по счёту дыхание, и я ускорился навстречу близкому берегу. И вот что я тебе скажу: сейчас я бы ни под каким предлогом не отправился так далеко. Всё-таки я не так хорошо отношусь к рыбе.

Моим глазам открылось знакомое местечко. Я шёл по дороге, а слева и справа шумел каскад водоёмов. Здесь можно было наблюдать, как один пруд вливался в другой, сбегая бурным водопадом с края бетонного канала. Как раз где-то там, рядом с буруном, была спокойная заводь, запримеченная мной в прошлый раз.

Выбравшись на обозначенный участок берега, я тут же стал разматывать удочку и нанизывать на крючок скатанный шарик теста. Только после того, как я забросил наживку, я позволил себе расслабиться и выпить немного воды. Но тут же последовала первая поклёвка, что принесла плотвичку размером с ладошку. Тогда я даже представить не мог, что уже через 2 часа у меня не останется хлеба.

Я вытаскивал одну рыбку за другой. Казалось, снасть не успевает погрузиться, как её хватает чей-то жадный рот. Краснопёрка, плотва, карасики. Я сбился со счёта уже на сорока двух штуках. Чёрный пакет с логотипом BMW, тот самый на 30 килограммов, раздувался от трепыхающейся рыбы.

Хочешь верь, а хочешь нет. Но когда закончился весь хлеб, я поймал ещё несколько рыбёшек на голый крючок. К тому времени я сжевал все подсохшие корки, допил воду и всё ждал, когда же закончится клёв. Краем сознания я всё же понимал, что мне ещё возвращаться обратно. Поэтому сиди-не сиди, а нужно ещё будет найти в себе силы пройти то же расстояние.

Когда я собрался уходить, солнце уже было близко к зениту. «Эх, а ведь уже обед», — мысленно вздохнул я, а мой живот утробно заурчал. «Да-да, я знаю, что неплохо было бы поесть», — так же в мыслях я согласился с ним. Но из еды у меня оставалась только рыба, которую я при всём желании не мог приготовить.

Возвращаясь, я сразу решил выйти на трассу. Прежде чем выбраться на асфальт, долгое время шёл в тени высоких деревьев, что скрывали меня от палящего солнца. Кажется, я шёл со скоростью самой быстрой черепахи в мире. Ты прав, всё же главным является сравнение с черепахой. Но уверяю тебя, черепахи тоже умеют летать, особенно если им хорошенько наподдать.

Уже двигаясь вдоль проезжей части, меня нагнал велосипед, который проехал и остановился в нескольких метрах от меня. На нём был парень, если точнее цыган лет девятнадцати. Он улыбчиво поприветствовал меня и стал расспрашивать что да как. Тут оказалось, что он тоже возвращается с рыбалки. Правда, я не заметил удочки и задал естественный вопрос: «А как же ты столько наловил?»

С его слов он неплохо справляется голыми руками. А доказательством стали несколько сазанов и коробков, показавшихся из мешка на багажнике. Я восхитился, прокомментировав улов: «Вот это я понимаю! Ловкость рук и никакого обмана!» Так за разговорами о рыбалке мы прошли ещё несколько сотен метров, после чего он предложил: «Прыгай на раму, да поехали!»

Честно, я хотел поехать. Но то ли воспитание, то ли предубеждения не давали мне сразу согласиться. Поэтому цыгану пришлось более настойчиво повторить своё предложение на разные лады. В общем, через пару минут я всё-таки сдался и оказался на раме велосипеда возле самого руля.

И знаешь, я до сих пор благодарен тому цыгану, что вот так запросто решил подвезти незнакомого пацана. Признаюсь тебе, но имени его, хоть убей, не помню. То ли Миша, то ли Гриша, но разве это сейчас имеет значение? Мы с ним доехали до одной из центральных улиц города, где и распрощались.

Примерно через полчаса я был уже дома. Помню, как меня встречали. Было ощущение, что я в глазах родителей совершил нечто невообразимое. Как минимум спустился к болотным чертям, отнял у них рыбу и вернулся невредимым. Последний факт удивляет даже меня. Потому что мои вылазки на рыбалку редко обходились без мелких неприятностей. То крючок в ладонь загоню, то утоплю обувку в прибрежном иле, то попаду под проливной дождь в ясную погоду.

А рыба, а что рыба?! Несколько мелких, мы их звали бубыриками, тут же были скормлены коту, а остальное было решено пересыпать солью, чтобы на следующий день я смог нанизать 82 рыбёшки на проволоку и развесить их сушиться.

Теперь-то ты понимаешь, что я вряд ли забуду ту рыбалку? Этот день был наполнен самыми светлыми эмоциями, отпечатавшимися глубоко в детской памяти. Мне кажется, для полного счастья мне оставалось лишь получить премию «Юный рыбак — 2003». И как хорошо, что такой премии не существует, и я её выдумал только что.