Читая стихи...

Саша Челышев
Замечено, что подлинные поэтические шедевры рождаются для выражения горя и страданий.
В стихотворении Байрона ТЫ ПЛАЧЕШЬ можно сопоставить две темы:

Ты плачешь - светятся слезой
Ресницы синих глаз.
Фиалка, полная росой,
Роняет свой алмаз,        чуть слащаво, но всё равно, восхитительно, не правда ли?

Ты улыбнулась - пред тобой
Сапфира блеск погас:
Его затмил огонь живой,
Сиянье синих глаз,    неплохо, но без первых четырёх строчек было бы достаточно заурядно.

В чём же дело? Почему легче и лучше всего пишется о горе, страданиях, тоске, печали и грусти?
Видимо, в нас, в человечестве, самый сильный механизм – сопереживание, нет, не любовь, а сопереживание, готовность, если не к самопожертвованию, то хотя бы к соучастию пусть даже к бездеятельному, и это соучастие или просьбу о нём, мы выражаем в стихах, прозе, иногда и в делах, но сейчас не об этом.
Нас рождают в муках, мы рождаемся криком. Мы расстаёмся с жизнью, чаще всего страдая. Непритворная зависть звучит у гроба тех, кто умер мгновенно или во сне.
Поэтому мы лучше всего ощущаем то: с чем мы появились на свет и с чем уходим из жизни. Болящая сторона нашей жизни - притягательна, для неё придумано большая часть метафор, аллегорий, нам легче всего ощущать себя в этой среде и в этих гранях жизни самовыражаться, в том числе и в стихах.
Стихи о счастье, радости, удовольствии писать трудно, но может быть, если мы будем делать это, то страдание, живущее и гнетущее, будет занимать всё меньше места в нашей душе. А если перенесённое в строчки солнышко, будет вызывать не зависть, а чуть погреет и осветит чужие души...? Это уж как написать...
Может быть, сочинять о наших проблемах – это всё равно, что ворошить головешки тлеющего костра, чтоб он вспыхивал вновь, да и заодно припекал читающих.
Трудно писать шедевры о счастье, без примесей горя, без той острой приправы, которой почти всегда сопровождается любое произведение.
«Цыганское золото» тут всегда легко отличают, не может быть и речи о том, «что честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».
Редкий человек может оторвать от себя липкую грязь: своих неудач, тревог, иногда просто необъяснимых состояний грусти, и отдаться, хоть на короткое время, всё поглотившему чувству счастья, поэтому подлинный ГЕНИЙ тот, кто умеет выразить эти ощущения, пусть даже редкие, в стихах.