Церковь и война. Духовные смыслы спецоперации РФ

Сергей Сизов Омск
Первая публикация:
Сизов С.Г. Церковь и война. Духовные смыслы специальной военной операции России (Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Омской духовной семинарии 12 мая 2022 года) / С. Г. Сизов // Вестник Омской православной духовной семинарии. – 2022. – № 2(13). – С. 160 – 167 (200 с.) – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49966241, свободный. Загл. с экрана. ISSN: 2500-1787

Сегодня, когда проходит спецоперация России по освобождению всей исторической Юго-Западной Руси от украинского нацизма, весьма актуальным является вопрос об отношении Церкви к войне. Постановка этого вопроса, конечно, не является новой. И это напрямую связано с более масштабным вопросом об отношении христианской религии к ведению войны. Проблема эта обсуждалась и древними авторами, и современными богословами [1] . Вопрос об отношении Церкви к войне ныне волнует многих, поэтому необходимо подробно разъяснить эту позицию, опираясь и на Священное Писание, и на примеры из истории нашей Церкви и Отечества.Начать хочется с вопроса о допустимости войны в принципе, с точки зрения Библии. Следует заметить, что ещё в Ветхом Завете отношение к войне определяется рядом условий. Библия свидетельствует, что Бог не запрещает войну. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий», но и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)». Более того, нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов, которые его прогневали своим нечестием (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.).

Стоит заметить, что именно война по промыслу Божию становится средством получения Земли Обетованной еврейским народом. Возможность мирного сосуществования с исповедующими идолопоклонство и развращёнными народами представляло для иудеев как «богоизбранного народа» большую опасность. Поэтому такие войны и называются в Священном Писании «войнами Господа» (см.: 1 Цар. 17: 47; 2 Пар. 20: 15). Логика здесь понятна: с этой точки зрения, войны представляли собой намного меньшее нравственное зло, чем совращение в идолопоклонство.

Вот ряд цитат на эту тему. Бог приказывал Своему народу: «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему» (Числ. 31: 2); «В городах сих народов, которых Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев, и Аморреев, и Хананеев, и Фарезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Втор. 20: 16–17); «И послал тебя Господь в путь, сказав: “иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их”» (1 Цар. 15: 18).«Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3: 8). Эта фраза как будто бы предусматривает определённое место для войны в условиях нашего падшего мира.

Бог не осуждает тех, кто воюет, выполняя его волю. Псалмопевец Давид осуждается не за убийство Галиафа и множества иных врагов в ходе военных действий, а за фактическое оставление врагам без защиты своего подчинённого Урии, на чью жену он польстился. Именно эту смерть Давид и оплакивал, поскольку оценивал её как злонамеренную, то есть как фактическое убийство.

В Библии также затрагивается важный вопрос о причинах войн и, прежде всего, войн против иудеев. В качестве главной причины таких войн Священное Писание во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи, наиболее же за грех отступничества. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: «Когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями» (Иудифь 5: 18). И в книге пророка Исаии читаем: «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис. 42: 24–25).

Теперь поговорим об отношении к войне в Новом Завете. Следует сказать, что это отношение тоже далеко не однозначное. В Евангелие от Луки, например, говорится о сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Спасителя: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк. 7: 9).

Другой пример уважительного отношения к воину мы находим в Деяниях апостолов: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога… он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» (Деян. 10: 1–3).
Обращает внимание тот факт, что ни первому, ни второму сотникам ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение их воинской службы и не заповедали оставить её.

Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: «Что нам делать?», – в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14).

Апостол Павел в своих посланиях хвалил за воинские подвиги: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования… были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11: 32–34). Преподобный Ефрем Сирин комментирует это так: «В глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы». Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором при­зван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам». Далее мне хочется обратить внимание на аргументированное мнение по данному вопросу протоиерея Валентина Свенцицкого (1881 – 1931) о допустимости войны. Он высказал его в статье «Война и Церковь» (1919) [2]. Работа эта была написана в тяжелейшие годы Гражданской войны в России и не потеряла своей актуальности. О. Валентин, признавал, что война бывает добром или злом в зависимости от преследуемых целей. Иногда благословить её «есть прямой долг Церкви». Для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву». Продолжая разговор о допустимости войны обратимся к истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви.

Обращает на себя внимание, что наша Церковь веками прославляет святых воинов – верных защитников родной земли. Назовём некоторые святые для нас имена (приводимый список, конечно, неполный): преподобные Илия Муромец, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Довмонт Псковский, праведные Феодор Ушаков, Иоанн Русский. Мы признаём их ратные деяния абсолютно справедливыми и поддерживаем их как необходимую защиту от зла. Преподобный Сергий Радонежского, игумен земли Русской, благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, явив тем самым образец высочайшего патриотизма. Великое мужество в борьбе с польскими интервентамипроявил священномученик Патриарх Московский и всея Руси Ермоген (1530 – 1612). Из заточения он обращался с посланиями к Русскому народу, благословляя освободительную войну против иностранных завоевателей. Невозможно предать забвению и подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря в 1608 – 1610 годах. Тогда около полутора лет 2400 стрельцов, дворян, крестьян, монахов защищали Троице-Сергиевский монастырь от 15-тысячной армии Лжедмитрия II. Этот монастырь выдержал пятнадцатимесячную осаду интервентов, став одним из оплотов Народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Тамошние архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын помогали ополченцам крупными пожертвованиями, поддерживали дух войска. Из монастыря за подписью архимандрита Дионисия по всей Руси расходились обличительные грамоты, взывавшие к уму и сердцу народа в суровую для Родины годину [3].

Для того, чтобы правильно определиться с позицией Церкви надо ответить на главный вопрос: права ли Россия, проводя спецоперацию? Мой ответ: «Безусловно, права!». Все мирные средства разрешения конфликта, включая Минские соглашения, действительно были исчерпаны. С другой стороны, агрессия Украины против жителей Донбасса становилась всё более очевидной. Готовилось масштабной вторжение в расположенные там народные республики. Украина заявила о готовности создать ядерное оружие. США создали здесь сеть биологических лабораторий, в которых велась работа над бактериологическом оружием. Активно строились западные военные базы (в частности, база в Очакове). Требование России к США не втягивать Украину в НАТО и дать гарантии, что там не будет размещено ракетное оружие передового базирования, игнорировались. С нашей стороны эти военные действия являются справедливыми, поскольку они действительно освободительные. В ходе данной спецоперации осуществляется защита наших соотечественников от геноцида и украинского фашизма. Это война не только и не столько с Украиной, но, прежде всего, с коллективным Западом, который привёл к власти нынешний режим, поддерживал и вооружал её, эта война против диктата глобалистов и стремления их разрушить Россию и весь Русский мир. Особое значение в этой связи имеет позиция Русской Православной Церкви и её Предстоятеля. Патриарх Кирилл в своей проповеди на Прощённое воскресенье 6 марта 2022 года впервые назвал происходящее на Украине метафизической войной.Он подчеркнул, что «мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение». И отметил, что «прощение без справедливости — есть капитуляция и слабость». «Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божьей правды», — сказал патриарх [5].

В той же проповеди Патриарх высказал свою поддержку Донбассу. Он, в частности, сказал: «Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними — в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестёр, чтобы Господь приклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью»[5].

В последующее время руководство Русской Православной Церкви ещё более определённо высказалось в поддержку спецоперации. 3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооружённых сил Российской Федерации. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В словах Патриарха отразилось чёткое понимание того, что мы выступаем за мир, но это не значит, что мы можем забыть о необходимости защиты своего Отечества. Поскольку эти слова имеют большое значение, приведу пространную цитату. «Сегодня Отечество наше переживает непростое время. Сегодня вновь с наименованием «военный человек» связано пребывание не только в мирном состоянии, но также и пребывание на поле брани. К счастью, Отечество наше не так часто сталкивается с полем брани, но не иссякает приход в Вооружённые силы молодых людей, которые стремятся стать офицерами, которые стремятся посвятить свою жизнь защите Отечества. И если в мирное время это можно объяснить какими-то привилегиями или материальными соображениями, то в военное время служба в Вооружённых силах — это настоящий подвиг, а именно такое время мы сейчас переживаем. Служба требует готовности от каждого, кто принял присягу, защищать Родину, не жалея жизни своей; и поэтому сегодня особая молитва наша о Вооружённых силах, о наших воинах, с которыми связывается надежда на безопасность, на свободу, на подлинную независимость нашей страны. Сегодня слово «независимость» часто прилагается почти ко всем странам мира. Но это неправильно, потому что большинство стран мира находятся сейчас под колоссальным влиянием одной силы, которая сегодня, к сожалению, противостоит силе нашего народа. И поелику это так, поелику там большая сила, то и мы должны быть очень сильными.

Когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, Вооружённые силы — но не только. Весь наш народ сегодня должен проснуться, встрепенуться, понять, что наступило время особенное, от которого может зависеть историческая судьба нашего народа. Именно поэтому я сегодня именно здесь, в этом храме, совершал Божественную литургию — чтобы встретиться в первую очередь с представителями наших Вооружённых сил, обратиться к ним, а через них — ко всей нашей армии, к флоту, ко всем защитникам Отечества, чтобы они сознавали историческую важность переживаемого момента. Ещё и ещё раз хочу сказать: мы миролюбивая страна и очень миролюбивый, многострадальный народ, который пострадал от войн так, как мало кто из европейских народов. У нас нет никакого стремления к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причинить вред другим. Но мы уж так воспитаны всей нашей историей, что любим своё Отечество и будем готовы защищать его так, как только русские могут защищать свою страну.

Когда я говорю эти слова, я вовсе не произношу какие-то пустые комплименты. Я отталкиваюсь от истории нашего народа, от истории наших Вооружённых сил. Ведь мы сломали хребет фашизму, который, несомненно, победил бы мир, если бы не Россия, если бы не подвиг нашего народа. Да поможет нам Господь и сегодня, чтобы мы, будучи мирными, миролюбивыми и скромными людьми, были вместе с тем готовы — всегда и при любых обстоятельствах — защитить свой родной дом. Конечно, когда я говорю все это, я не перестаю чувствовать тревогу за всех людей, которые живут в тех местах, где сегодня происходят военные столкновения. Ведь все это — люди и народы Святой Руси, всё это наши братья и сестры. Но, как в средние века, желая ослабить Русь, разные силы сталкивали братьев друг с другом, погружая их в междоусобную брань, так происходит и сегодня. А потому нужно сделать все, что мы только можем сделать, чтобы прекратилось кровопролитие, и чтобы не было опасности междоусобной брани со всеми её последствиями. Но при этом мы должны быть верны — когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, военнослужащих — своей присяге и готовности «душу свою положить за други своя», как свидетельствует о том слово Божие [6].

Таким образом, нынешние военные действия на Украине – это проявление глубинного конфликта России и Запада. Именно Запад, во главе с США, несёт главную ответственность за развязывание этой войны. Современный неолиберальный фашизм, у которого, к сожалению, есть и последователи в нашей стране, делает всё возможное, чтобы уничтожить Русское Православие и Русскую цивилизацию вообще. Нацистская и русофобская Украина лишь оружие в его руках. Многомиллиардные поставки оружия на Украину, политическая, экономическая, дипломатическая и информационная поддержка укрофашисткого режима, принятие всеобъемлющих санкций Запада против России – свидетельство прямой вовлечённости НАТО и всех стран сателлитов США в этот конфликт. Используются все средства, чтобы сломить Россию. Если они поймут, что нас санкциями не одолеть, то подготовят «похабный мир» – соглашение, которое сведёт на нет все достижения армии России. Сегодня «Нет войне» в нашей стране кричат не сторонники мира, а сторонники поражения России. Партия «Нет войне» – это партия национал-предателей и трусов. Это те, кто не хочет думать о своих русских братьях, которых либо убивают физически, либо убивают духовно, запрещая быть русскими, запрещая чтить героев Великой Отечественной войны, превращая в зомбированных русофобов.

Противники спецоперации сегодня – это те, кто вольно или невольно выступает за то, чтобы нынешний укронацистский режим по-прежнему использовался для антирусской и антироссийской деятельности. Это – «вещелюбы»-потребители, которых не заботит судьба жителей Донбасса, но которые боятся остаться без нового айфона или иметь проблемы с отдыхом за границей. И ещё это те разного рода «низкопоклонники»-«грантоеды», кто давно поставлен на службу «золотому миллиарду» и его антирусской политике и продал своё русское первородство за американскую чечевичную похлёбку. Справедливость действий России по защите Донбасса, по проведению денацификации и демилитаризации Украины, вызывает поддержку абсолютного большинства наших сограждан. Высокой оценки заслуживает и позиция Русской Православной Церкви по поддержке Русского воинства в его защите нашего Отчества и всего Русского мира, обеспечения мира и безопасности на южных рубежах нашей Родины. Следует отнестись с глубоким уважением и к тем священникам, кто отправился в войска и сегодня на передовой духовно окормляет наших героических солдат и офицеров. И конечно, к тем мирянам, кто стал добровольцем в составе воинских контингентов России, ДНР, ЛНР, кто оказывает всестороннюю помощь нашим воинам на Донбассе и в освобождённых районах Новороссии. Мы молимся Богу о даровании Победы. Важно лишь, чтобы те, кто принимает судьбоносные для страны решения, не допустили отступления от заявленных целей спецоперации, не поддались западному давлению для заключения какого-нибудь «похабного мира», который неизбежно будет лишь предтечей новой войны. Сегодня речь идёт о будущем России, Русского мира, Русского Православия, и нынешние вызовы требуют от всех нас, и власти, и общества, и Церкви, высочайшей ответственности.

Библиографический список

1.Григорьев Александр, протоиерей. Священное писание о войне и воинском служении // URL: https://pravoslavie.ru/1324.html (дата обращения 11.04.2022).
2.Свенцицкий Валентин, протоиерей. Война и Церковь. – Ростов-на Дону: Б. и., 1919. – 36 с.
3.Духанин Валерий, священник. Последний штурм обители преподобного Сергия. Страница Смутного времени // URL: URL: https://pravoslavie.ru/141039.html (дата обращения 12.04.2022).
4.Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI–XIX вв. – Архангельск: Архангельское кн. изд-во, 1963. –139 с.
5.Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя 6 марта 2022 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5906442.html (дата обращения 17.04.2022).
6.Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооружённых сил РФ (3 апреля 2022 г.) // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5914188.html (дата обращения 20.04.2022).

======================
Переходите по ссылке
---------------------
https://vk.com/sergei_sizov_omsk?z=video224695290_456239076