Прощание с Эстонией

Вера Кириченко 2
Узнав, что я решилась уехать из Эстонии навсегда, сослуживец Вальтер предложил ознакомиться и попрощаться с настоящей жизнью эстонских островитян:

- Вера, ты жила в Пярну около десяти лет, но ничего не знаешь о жизни коренных эстонцев. Мои родители живут на острове Кихну. Можешь взять с собой подругу и сына и мы на "Волге" по льду отправимся к родителям в гости. Они будут очень рады гостям.
Подруга сразу же отреагировала:
- А почему бы и нет? Я никогда и не мечтала побывать на острове. Вера, соглашайся.
- А мы успеем возвратиться к отходу поезда? Ведь билеты я уже взяла на послезавтра, - сказала я.

- А мы только погостим день - и обратно.Нам  с другом надо быть на работе в понедельник,а сегодня суббота, - ответил Вальтер.

Вечерело. Оказалось, что надо было брать лоцмана на первом острове, чтобы по морскому льду ехать на о.Кихну. Сидя в машине, я испытывала страх. Вокруг расстилалась ледяная пустыня.
 Машину на гладком льду закручивало так, что нельзя было понять, в каком направлении двигаться. Я уже за себя не боялась, а тревожилась за судьбу сына. Но изменить уже ничего  не могла, и  надеялась лишь на волю Бога. Лоцман ехал на мотоцикле впереди автомобиля метров за тридцать. Я удивлялась его умению выбирать курс среди ледяного простора. Мне казалось, что  вот-вот пойдем под лед. Друг Вальтера отвлекал сына рассказами о своем детстве, расспрашивал  о его друзьях, выяснял, знает ли он алфавит, ведь мальчику было уже около семи лет.

Наконец-то показались огоньки острова и мигающий маяк. Я в душе благодарила Бога за благополучный приезд.

На острове нас ждал незабываемый праздник. Остров был маленький, далеко в море, и приезд людей с материка для жителей становился праздником. Все собрались в доме, где мы остановились, принесли с собой еду, домашнее пиво и рыбные деликатесы: угорь копченый, угорь вяленый и рыбец во всех видах. Огромная деревянная кружка с пивом ходила по кругу. Каждый отпивал немного, передавая следующему. Баянист играл беспрерывно. Положив руки на плечи соседа, все гости в такт музыке покачивались и пели песни островитян. Потом  все отправились кататься на финских санях. Мы с сыном были в восторге. Мы, как будто попали в другую эпоху. Многие не владели русским языком, но понимали нас без слов. Чувствовалось искреннее радушие и гостеприимство. Время пролетело быстро.. Лоцману надо было уезжать: его ждала работа.

При возвращении я уже не испытывала животный страх, ибо очень верила в интуицию и опыт лоцмана, который осторожно ехал впереди нас.
 
Уехав из Эстонии, я навсегда сохранила в сердце эту поездку, ибо поняла, что везде можно жить, и меня уже не страшила неизвестность.


На фото: Я с сыном Григорием (по правую её руку) и Сыном Павлом сорок лет спустя.