Талисман - Петра Карловича Клодт

Алексей Решетняк
               
                Поведение – это  зеркало,  в  котором  показан  свой  облик.
               
                Гете.
      Этот  рассказ,  родился в  моей  голове,   после  случайной встречи,  с  интересным  человеком.  Все  мною  восстановлено,   по  воспоминаниям  собеседника.
     Читатель,  вот  что я написал,  сразу вернувшись,  домой.  Боялся, что жена,  налетит со своими расспросами,  где  был? Правду  сказать  нельзя,   не поверит.  Начну придумывать и  все  что  помнил, забуду.   Вам,  все  как было  опишу,  читайте!
    Иду я по  Невскому  проспекту,  гуляю.  Передо  мной  Аничков  мост.  На  нем  конные  статуи.   Человек упирается,   коня  усмиряет.  Красота!  Думаю, надо сфотографировать.  Стою,  щелкаю.   Подхожу  ближе,  захотел  все крупным  планом  ухватить.  (Смотри  фото) Передо мной,  человек.  Я  попросил  его отойти,  мол,  мешаете  фотографировать. А  он смотрит на меня,  улыбается,  значит  что – то  сказать хочет.    Приподнял  шляпу,  представился   Карл,  немец.  Я даже растерялся.  Остановился,  меня  зовут,  читатель,  для вас это не интересно.      
-  Ну, немец,  и что? Слушаю  Вас.
-  А  Вы знаете? -  улыбнулся - кто  сотворил  это  чудо?  - Мы посмотрели  на  статую.
- Знаю!  Петр  Клодт, – твердо сказал я.
- И все?  Значит, не знаете,   запоминайте   барон  Петр  Карлович  Клодт  Фон  Югенсберг.  Через   несколько  поколений,  прожив  в России,  его  родители,  и  он  нашли  здесь   свое   Отечество. 
        Мой герой,  стал просто Петр  Клодт.   Прославил  своим   искусством  Россию, стал академиком.   Кстати  конная статуя  императору  Николаю  1,  его работа.   А я, - он замолчал,  подумал – вчера  приехал из Германии,  к  дальним  родственникам  ездил, - он вздохнул. Покачал головой.  Хотел  уйти.
- Расскажите, что там произошло! - Я  стал  упрашивать  его.  Он, смотрит  мне  в глаза и говорит:
- Иду  по улице,  радуюсь,  скоро мой дом.   Впереди вижу,  молодые  ребята  куч куются.  Смеются.
Прохожу мимо них, говорю по телефону.  Слышу!
- Тю! Маскаль,  нэ по нашему  балакает.  И давай на меня наседать,  ругают.  Я попятился назад и бежать. Слышу,  смеются, но за  мной  не побежали. Перешел на противоположную сторону, прижался к людям,  так и проскочил.  Ты торопишься?
- Да нет. Просто гуляю.  Мы подошли  к  перилам   моста.  Внизу  вода  бежит.  Он посмотрел  на  воду.
- Вода,  для  меня,  как вечность. -  Карл  повернулся  ко  мне, и продолжил  свой  рассказ:
-   Петр  Карлович  в  общении,  стал  русским  человеком. Но не  характер!  - Он улыбнулся,  -  будешь  слушать?   
- Да!  Знать о таком  человеке больше,  это уважать  себя, - сказал  я.
- Так!  Как впоследствии рассказывал  его сын!  Сколько  он  себя  помнил,  у его  отца  всегда  висел  на  цепочке часов  золотой  брелок  в  виде  медальона,  на котором изображены несущиеся  во  весь  опор, выполненные  из  перламутра  дикие  лошади.  Он его  купил  в  антикварной  лавке, где – то у Обводного канала.  Он часто говорил,  что брелок – талисман!  Всегда  ему  помогал  буквально  во всем.  Карл  задумался.  -  Сын  вспоминал:
-  Однажды  я  сам  видел, его знакомый,  посмотрев на брелок  сказал: «Похоже,   древняя  персидская  работа, - посмотрев на  отца,  добавил,  -  наверняка  вещь  не  простая.  Восток  всегда полон  загадочной  мистики».
- Это  точно, - сказал отец,  крепко зажал  брелок  в кулаке.  Старался  надежно  его  укрыть от  чужих  нескромных  взглядов.  По его словам, он ему помог  и женится.  Жена стала ему  верной  и любящей  женой.  Рассказчик  вздохнул  и  продолжил:
- Я сам  реставратором  работаю.   Когда  прикасаюсь  к  скульптуре, начинаю  работать,  у меня такое  опущение,  что  автор  через  плечо  смотрит, следит.  Стараюсь  сделать хорошо.  Закончив  работу,  если  на  душе спокойно,   воспринимаю  как благодарность.  Самому  приятно.
   -  Да!  Не  зря   он  этот  талисман  выбрал,  с изображением  летящих,  словно  вольные  птицы,  коней  с развевающимися  на  ветру  длинными  гривами,  А  под   ногами,  как  молодая  степная  трава  сияла  яркой  зеленью  россыпь  мельчайших изумрудов.
     Он говорил медленно, как будто  сам  рассматривал  брелок.  Глаза  восхищенно  горели. 
-  Это  видимо  был трофей  победителя, офицера.  Вернулся  домой,  проигрался,  заложил  в  ломбард.
Повернул  голову, посмотрел  на  мост:  « Живешь  не  как хочешь, а как придётся».  Бодро заговорил:
- В светских  кругах говорили,  что барон Петр  Клодт  просто  помешен на  лошадях.  Рассказывали,  когда он учился  в   Академии  художеств,  якобы он давал на водку извозчикам и заводил  лошадь  в  свою  квартиру, она была на  первом  этаже,  что бы  сделать  наброски с натуры, проработать все до  мелочей, таких  как ноздри.
-  Да! Я  тебя  не задерживаю?
-  Нет,  мне  очень  интересно.
 Рассказчик,  радостно  потер  руки.
- Но  я  хочу рассказать  не  об  этом!  Улыбнулся, - жизнь  каждого,  это  не  кино. Плохие  кадры  не вырежешь.  Каждую  секунду  надо  прожить  самому. Какой  бы  страшной  она  не  казалось.  Слушай:
- Случилось  это  так! -  рассказчик на шаг отошел  от меня, он был  небольшого роста, чтобы удобней было на меня  смотреть,-  Барон  Петр  Карлович,   был  большой  знаток  лошадей,  всеми правдами и  неправдами,  купил  себе,  самых  лучших  рысаков.  Рассказчик  даже подмигнул  мне,  мол, внимательно  слушай!
 -  Однажды  под  вечер,  его  экипаж,  с ним проезжал по  Дворцовому  мосту, -  вижу,  он весь  напрягся.
Как будто  сам  сел  в коляске. 
-  Кучер,  зорким  глазом,  заметил  впереди  коляску  самого  императора    Николая  1.  Она была  запряженная  прекрасными  лошадьми.  Кучер  Петра  Карловича,  как и хозяин, был  заядлый  лошадник.  И в нем  взыграла  ретивое!  Барин, закрыв  глаза,  думал о своем.  Кучер  хитро  так это  говорит  ему:
-  А что барин?  Может, покажем тем,  кто  в  переде    нас  плетется,  каково  пыль  глотать? -  рассказчик улыбнулся,  сделал  паузу,  -  с  ухмылкой,  спросил  лихой  кучер. Барин  не чувствовал  подвоха.  « Давай!»   Зная страсть  своего  кучера  к  быстрой  езде.  Разрешил.  На  свою голову.
    Кучер  дал  коляски  оторваться,  на  большое  расстояние,  привстал на козлах,  дико  гикнул,  щелкнул
вожжами.  Кони  полетели.  Ветер свистит,  даже в  ушах  закладывает.   Коляска несется  по  мосту, -  рассказчик замолк.  Выпрямился.  Его  глаза   смотрели  на  лошадь.
  -  Царский  экипаж,  поздно  заметил  преследователя, не  смотря  на  все  усилия своего  кучера,  стал  отставать.   Коляски  поравнялись.  Кони  Петра  Карловича,  стали  обходить  коляску!  И тут барон  услышал!
- Это  что  же! – недоуменно  закричал,  привстал  с  сидения  строгий  император  и  сердито  погрозил 
пальцем барону.   
-  Явно узнал  обгонявшего  его  седока, - рассказчик  повеселел.  Громко,  добавил:   
- Чего греха  таить,  барон  тоже  узнал  того кто  ехал  в  коляске.  Не  на  шутку  струхнул.  Крутой  нрав 
императора  всем  был  известен. 
-  Обгонять  царскую  коляску!  Да еще,  совсем  рядом  с  Зимним  дворцом!  Страха  не боятся!   
-  Сибирь! – рассказчик  притих,  было  ощущенье, что  у него  мурашки  по телу  пошли.
Приехали  домой,  на  ходу,  велел  кучера  позвать к себе.  Тот вошел:
- Что ж  ты  братец  со мной  делаешь! – погрозил  ему  кулаком.
- Учти,  на  каторгу вместе  отправимся!
Кучер  взмолился, вы же  академик,  барон,  чины всякие,  звания! 
     Наступила  тишина.  Рассказчик  обмяк.  Оперся   на перила.  Тихо добавил.  Петр  Карлович, был
   мягким  человеком.  Приказал  кучеру:
-  Все! Ездить  только  шагом.  Не дай бог  приблизиться  к  царскому  дворцу!  Объезжать  за  три  версты!
Кучер, опустил голову, истово  каялся  и  божился.  Карл замолчал.  Хитро  посмотрел  на  меня.
- Это  присказка,  сказка  будет впереди!  Время позволяет?  - я кивнул  головой, - слушай!
    История  этим  не закончилась.  Шло  время,  под  равномерный  бой  часов.  Петр  Карлович  занимался своими  делами. Успокоился.
    Тем  не  менее, как  рассказывал  сын  барона,  каждый  раз  при  выезде,  в город.  Азарт над  кучером быстро  брал  верх над  страхом, совсем  лишил  его  чувства  самосохранения.   
   Но, и царский  кучер,  был также  лихой  наездник.  Не  стерпев позорного  поражения  на Дворцовом  мосту.  Тайком,  через  верных  знакомых,  передал  кучеру  барона:
-  Пусть  теперь  крепче  вожжи держит, -  вызвал  на честное состязание.
-  Докажем  всей  столице,  кто  из  нас  лучший.  У  кого  кони  резвее!
   По  всей столице от  дома, к дому  поползли  разные  слухи.  Только  барон  и  император  ничего  этого  не  знали.  Рассказчик,  внимательно следил  за  моим  поведением.  Я  смотрел  на него,  не мигая.           Каждый  из  кучеров  ставили на  карту   свою  честь,  и  жизнь,  не понимая,  но и  жизнь  хозяев.
    Богатые  купцы   втайне,  бились  об  заклад, на хорошую  сумму. Шло  время.  Внешне  все  было  спокойно. Рассказчик  отошел   еще на шаг,  смотрит  в мои  глаза:
-  И вот! Вскоре  на  Морской  улице, кучер  барона,  издали  заметил  царский  экипаж! Карл  сжал  кулаки.   
 Молниеносно, у кучера  барона,  сыграл  азарт.  Экипаж  пустился   вдогонку.  Императорский  кучер,
так же  заметил  погоню. Решил не уступать.  И  началось!  Карл  даже  присел,  ухватился за перила,  как будто  сам был на козлах.  Барон  почувствовал  неладное,  в  испуге,  что  есть силы  бил  тростью 
по спине  кучера,  кричал, что бы  остановил  коляску.  Да! Куда  там!  Азарт  затмил  разум  кучера.  Он
гнал  что есть  мочи.  Пролетая  мимо  царской  коляски.  Барон  с ужасом  увидел,  как  государь  погрозил  ему  кулаком!
    Больше  он  ни  о  чем  не мог  думать.  Перед  глазами  кулак  императора!   Ужас!  Сибирь!
По возвращении  домой  Петр  Карлович  с  порога  всем  сказал,  что  он  болен,  ушел  в  свою  комнату.   
Слуга  пытался  зайти: «В  настоящее  время никого  не принимать!»  Жуткий  страх  одолел  барона. 
     Шло  время.  Все по  не многу   успокаивалось. Он даже  приступил  к  своей  работе.  Может  быть, он делал  памятник  Ивану  Андреевичу  Крылову,   с большой  любовью  лепил  из глины  образ  баснописца, 
с   книжкой  в руках,  образы  животных  из басен.  Читал  наизусть  его  басни!
     Неожиданно  поступил  заказ.  Карл поднял  руку  и показал  пальцем  в небо.  Сверху!
     Требование  изготовить  конные  скульптуры  для  Аничкова  моста.  Он был  счастлив,  конные! Она увлекла  его.  Время летело!  Закончив  в глине, руководил  аккуратным   переводом  из  глины  в твердую  форму.  Полностью  ушел  в работу.
     И  тут!  К  неописуемому   ужасу  вновь  пришлось  вернуться  к  суровой  действительности.  К  нему  приехал  царский  генерал -  адъютант,  сообщил:   
-  Его императорское  величество  желает  лично  увидеть  скульптурные  группы.  Вы  готовы?
- Конечно,  конечно! – выдавил  из  себя  перепуганный  Петр  Карлович.
    Я  посмотрел  на  Карла.   Он  стоял  с опущенной головой.  Держал  в  руке платок, видимо,  когда он включал  свое  воображение,  он  потел.  Прошла  минута. Рассказчик  продолжил:
- Приезда  императора,  Петр  Карлович ждал с  замиранием  сердца.  А  вдруг  он  ему  припомнит  гонки!  Император,  прибыл  неожиданно,  с  многочисленной  свитой.  Холодно  кивнул  скульптору  головой.
Долго  рассматривал  со  всех  сторон модели  знаменитых  коней.   Приказал  знаком   автору  подойти
ближе.  Петр  Карлович  взялся  за  свой  медальон – талисман,  медленно  шел,  приговаривал: 
-  Спаси!  Господи  меня грешного!  Пресвятая  Богородица,  будь  моей  защитой. Подошел.  Молчит.
-  Со  своих  лепил? – император  смотрел на него.   
-  Да, Ваше  величество, -   говорил,  как мог, -  есть  такой  грех.  Сердце  медленно  опускалось  в  пятки.
- Ладно! – взгляд  императора  смягчился,  по  лицу  скользнула  улыбка.
- Ради  коней  тебя  прощаю. И!  Благодарю!   Получишь  достойную  награду. Заслужил!
В  голове одна  мысль.  Помог   Господь! Вынесли  родимые.  Барон  погладил  талисман. 
     Я  слушал внимательно.  Смотрел то на рассказчика,  то на лошадей.
Карл  подошел  к  лошади,  поднял  голову, тихо  заговорил:
-  Я  люблю сюда  приходить,  когда  мне  грустно  на  душе. Они  для меня  как талисман.  Успокаивают  душу.  Потом  повернулся  ко  мне,   сказал громко,  уверенно:
 - Я  точно  знаю,  Петр  Карлович  здесь  был, - он посмотрел  на  мост, - тут  стоял.  Я это  чувствую.  Потом  погладил  постамент  конной статуи.  Я  подошел,  к  конной  статуи,  сделал снимок, крупным  планом.  Поблагодарил  за  захватывающий  рассказ. Пожали  друг  другу руки.  Разошлись.
     Закончив  писать  рассказ, я подумал  -  людям всегда  интересно  то,  что  не вписывается  в  размеренный  образ  жизни.  Когда известные  люди  попадали  в  смешные  истории,  недоразумения,  нелепости.