Капитан

Анатолий Бызовской
Речной буксир шел вниз по Печоре с составом из двух груженных тысячетонных барж – вел он их толканием, в кильватер. Длина состава - около двухсот метров.
Такие составы, Николай Дмитриевич – капитан этого буксира, начал водить самый первый. Со временем, вождение таких составов освоили и другие экипажи, и все стало обыденным.

Они прошли треть своего речного пути, когда оказалось, что перечень не всех продуктов был закуплен на плавбазе… на горизонте, большой населенный пункт.
Но годы перестройки сделали свое дело и «чужакам», купит продукты, в сельском магазине было очень трудно, иногда даже невозможно.

Николай – Коми по национальности, да и его родное село находится почти рядом. А Коми речь и капитанская форма, должны были исключить все не желаемые вопросы.

 Состав сбавил ход… спустили лодку с мощным лодочным мотором - «Вихрь.» Отдали швартову лодки и течение отнесло ее от теплохода… Николай стал заводить мотор.
 Мотор завелся беспрекословно, капитан сел в кресло за пульт управления. Включил реверс вперед, дал полный газ, и лодка «полетела» на скорости … лодка летела, но она не слушалась штурвала. Штурвал крутился вхолостую, не поворачивая мотор.


Перед этим произвели ремонт мотора, сняв его с лодки. А поставив на место, забыли всего одним болтом – закрепить штуртрос управления к мотору.
И капитан, зная всю технику безопасности, в этот раз ею пренебрег. Не сбавив ход, он пошел к мотору, выяснить причину. Он был человеком крупного телосложения и не малого веса.

Встав на один борт… наклонил лодку и тотчас не закрепленный мотор к тросику управления... в одно мгновение, повернулся в сторону наклона.   
И лодка, круто легла на борт и вошла в циркуляцию по кругу. Естественно капитан, при таком наклоне, и резком повороте, и от неожиданности, не смог удержаться в лодке и выпал за борт.
 
Все бы ничего, погода довольно еще теплая, на воде можно продержаться, ожидая помощи долго, даже не имея на себе спасательного жилета. Николаю всего тридцать лет, крепкого телосложения, великолепно плавал - воды никогда не боялся и всегда себя чувствовал, свободно в этой среде.

Но, на воде неоднократно происходили эти закономерные случаи. Лодка, кружа по диметру, как бумеранг, всегда возвращается к своему месту – началу поворота.
Так и в этом случае… пустая и уже легкая лодка – с ревущим на полных оборотах мотором и на бешенной скорости, описывая круг, возвращалась к своему месту - старта.

 И на ее пути был наш капитан, и она неслась прямо на него - Николай нырнул, но видим не успел: намокшая одежда, не дала глубоко занырнуть, а бешенная скорость лодки, не позволила правильно сориентироваться на воде.


 Лодка пронеслась… потом показалось на минуту, на поверхности - неподвижное тело капитана, и затем навсегда исчезло в глубине Печорских вод.
Работающий винт мотора, видимо нанес непоправимую рану, для жизни человека. Так на глазах у всей команды, в течении всего каких-то десяти минут - нелепо погиб их – любимый капитан.

Тело, сколько не пытались - найти не смогли.

Так не стало доброго, отзывчивого, всеми уважаемого - хорошего, знающего специалиста, верного товарища: капитана - Бабикова Николая Дмитриевича.

А напротив, где погиб капитан – на берегу в память о нем стоит большой металлический памятник… дань памяти от родных, близких и товарищей по совместной работе.