Два портрета архитектора В. П. Стасова

Владимир Варнек
1.  А.Г. Варнек. Портрет архитектора В.П. Стасова. Х.м. 74,5х58. 1820-е. Государственный Русский музей.
2. Неизвестный художник. Портрет-миниатюра  архитектора В.П. Стасова в молодые годы. Выполнен в Италии в 1805-1808 гг., где находился в это же время и выпускник Академии художеств  Александр Варнек.  В публикации высказано предположение, что именно он является автором данного портрета.

15 августа 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова (1769–1848), представителя высокого классицизма. Его причисляют к ста великим архитекторам и к самым знаменитым зодчим России. Наиболее значительными работами Стасова являются Павловские казармы (1817–1820), Преображенский и Троицкий соборы (1827–1835), Нарвские(1827–1834) и Московские(1834–1838) триумфальные ворота, восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 года.

Помимо этого, в послужном списке В. П. Стасова имеется, как ни у какого другого архитектора его масштаба, огромное количество функциональных объектов самого разного назначения – провиантские склады, магазины, рынки, церкви и жилые дома. Число таких объектов, представленных лишь на архитектурном сайте Санкт-Петербурга Citywalls.ru , равно 29. А сколько строил он кроме этого еще в Москве и провинции! Рассматривая, кстати, работы зодчего на названном сайте, восхищаешься не только красотой их форм, но и тем, насколько прекрасно они выглядят и сейчас, хотя  «возраст» многих из них приближается к двумстам годам.

Стасов был необыкновенно цельным человеком–очень образованным и трудолюбивым. Он вел напряженную трудовую жизнь, всегда был чрезвычайно занят и не терпел безделья, к работе относился ответственно и серьезно. В результате архитектор довольно быстро продвигался по служебной лестнице и достиг очень высокого положения. Вместе с архитектором Росси он возглавил всю архитектурную жизнь в столице, и его влияние распространялось, по существу, на всю Россию. Однако знаменитый зодчий не кичился своим положением, был прост и доступен в обращении, внимателен к людям. При этом он пользовался уважением как своих младших сотоварищей, так и людей правительственной сферы.

Круг интересов Стасова не замыкался на архитектуре. Он был очень любознательным и разносторонним человеком, много читал, в совершенстве владел французским и итальянским языками, знал немецкий, любил музыку и посещал концерты. Мысли свои Василий Петрович формулировал коротко и четко, а говорил всегда чрезвычайно продуманно. Несколько суровый в среде сослуживцев, он был общительным и приятным собеседником в кругу родных и друзей. Число знакомых и друзей Стасова было достаточно велико. Он находился, в частности, в близких отношениях с президентом Академии художеств Алексеем Николаевичем Олениным и являлся постоянным посетителем его дома-салона, где регулярно собирались многие известные писатели и поэты, художники, скульпторы и музыканты.

Об архитекторе Стасове написано немало. Ему посвящена, в частности, основательная монография В. И. Пилявского «СТАСОВ архитектор», изданная в Ленинграде в 1963 г. Биографии выдающегося зодчего опубликованы также в различных энциклопедиях и словарях, в том числе в биографическом словаре «Знаменитые люди Санкт-Петербурга», изданном в 2002 году. При этом к данным биографиям прилагается, как правило, один и тот же портрет архитектора, написанный в 1820-е годы художником-портретистом Александром Григорьевичем Варнеком (1782–1843) и находящийся в собрании Русского музея. Как это ни странно, но других  портретов у зодчего, написанных в его зрелые годы, просто нет.

Это кажется удивительным, поскольку в те времена, когда еще не была изобретена фотография, людей такого масштаба пытались запечатлеть на своих полотнах многие художники. Не знаю, почему этого не произошло, но думаю, что Стасов просто не любил позировать. А  возможно, ему было жалко на это времени, которого всегда не хватало.

Интересуясь жизнью и творчеством художника А. Г. Варнека (своего пра-пра-пра-деда) и биографиями тех людей, которых он запечатлел на своих портретах, автор статьи встретил в литературе доказательства того, что художник был хорошо знаком с архитектором  В.П. Стасовым. Впервые я прочитал об этом в статье В. С. Турчина «Полузабытый мастер» в восьмом номере журнала «Художник» за 1976 год. В ней перечисляются знакомые Варнека, в том числе и архитектор В. П. Стасов, названный в статье другом художника.

Позже  в монографии Турчина «Александр Варнек», изданной в 1985 г. в Издательстве «Искусство», я встретил графический портрет (набросок) архитектора Стасова, выполненный Варнеком в Риме. Здесь он находился с 1804 по 1809 г. в качестве пенсионера Академии художеств (так называли тогда выпускников Академии, направляемых за границу для повышения своей квалификации). В это же время в зарубежной поездке находился и Стасов. Названный выше портрет-миниатюра с его изображением является своеобразным свидетельством того, что познакомились художник с архитектором в молодые годы.

Вот что написано об этом периоде времени в упомянутой выше монографии В. И. Пилявского: «Одновременно со Стасовым в Италии находился пенсионер петербургской Академии художеств А. Г. Варнек, впоследствии ставший известным портретистом. Пребывание на чужбине их сблизило. Как воспоминание о совместных прогулках по Риму сохранился набросок пером, исполненный Варнеком в 1805 или 1806 гг., и изображающий Стасова на Тибрском мосту в Риме. Его высокая фигура обращала на себя внимание итальянцев». В примечании, приведенном в конце книги, говорится:

«Впоследствии Варнек написал прекрасный портрет Стасова, находящийся в собрании ГРМ. Возможно, его руке принадлежит и миниатюра масляными красками на слоновой кости, где зодчий изображен на фоне итальянского пейзажа (Пушкинский дом-музей, № 3493)».
 
К сожалению, мне не удалось найти прямых свидетельств общения архитектора и художника в Санкт-Петербурге, куда первый из них вернулся из Италии осенью 1808, а второй – осенью 1809 года. Но есть несколько косвенных свидетельств тому, что они контактировали после возвращения домой. Прежде всего, сближало их здесь то, что каждый из них в течение всей жизни был тесно связан с Академией художеств. Так Варнек за портрет графа И. О. Потоцкого получил в 1810 г. звание академика и преподавал после этого в Академии до конца своей жизни (с 1834г.– в звании заслуженного профессора). 

Стасов звания академика Санкт-Петербургской академии художеств был удостоен осенью 1811 г. за проект памятника-мавзолея «В честь храбрых российских воинов, окончивших жизнь под Полтавой», после чего он продолжал сотрудничать с Академией все последующие годы. Особая роль в том, что дружеские отношения, установленные между архитектором и художником в Италии, сохранялись и в дальнейшем, принадлежала президенту Академии художеств А. Н. Оленину, который благоволил к тому и другому. Они были постоянно связаны с Олениным по работе, встречались у него и дома.

А еще Варнек и Стасов в период с 1817 по 1830 г. были почти соседями, проживая  на Васильевском острове: художник на 3-ей линии вблизи Академии, а Стасов на 1-ой линии в доме № 16. Возможно, что в эти годы они дружили семьями. Так или иначе, но думаю, что портрет Стасова работы Варнека появился на свет не на основании официального заказа, а благодаря дружеским связям архитектора и художника. Можно предположить также, что он был написан в домашней обстановке на квартире Стасова. Эту версию подтверждает то, что изображен зодчий на портрете в теплом домашнем халате.

Рассматривая портрет Стасова, я обращаю внимание на характерные его особенности и отмечаю, прежде всего, простую и незатейливую его композицию. При написании подобных поясных портретов у художника имеется сравнительно мало художественных элементов, которые он может привнести в композицию. Тем не менее,  А. Г. Варнек их часто находил. Это мог быть пышный галстук на шее, награды, положение рук и кистей рук, какой-то предмет в руках, скупой аксессуар или элементы ландшафта на втором плане. В портрете Стасова ничего этого нет, и мне кажется, что эту простейшую композицию определил («навязал») сам архитектор, склонный и в своей работе к простоте форм. Однако малозаметные, на первый взгляд, приемы художник все-таки использовал.

Всматриваясь в портрет, веришь, что изображенный на нем человек деятельный и активный, с богатым внутренним миром. Об этом говорят неприглаженная прядь волос на голове (вихор) и несколько задранная вверх часть воротника, прямой пытливый взгляд умных глаз, динамичное положение корпуса с легким наклоном вперед. Спинка  стула, на котором сидит портретируемый, уравновешивает композицию, но видно, кроме того, что это простой деревянный жесткий стул, который подчеркивает приверженность его хозяина к простоте. Очевидно, что портрет Стасова неофициальный, и был написан он для дома, для семьи.

Историю портрета оказалось не так сложно восстановить путем сопоставления информации из каталога Русского музея и из других первоисточников. Так, после смерти архитектора портрет оказался у его сына Стасова Дмитрия Васильевича (1828–1918), петербургского адвоката и известного коллекционера русской живописи. Затем он перешел к дочери адвоката, Варваре Дмитриевне Стасовой-Комаровой (1862–1942), которая в 1919 г. передала его в Русский музей.

Здесь до настоящего времени он находился лишь в запасниках, по-видимому, из-за той простоты его композиции, о которой говорилось выше. Однако востребованность этого портрета оказалась исключительно высокой при издании биографических словарей и энциклопедий, в которых приводятся биографии В. П. Стасова. Следует заметить также, что еще в 1948 г. были изданы две почтовые марки к столетию со дня смерти архитектора, на которых искомый портрет был воспроизведен (на одной из них В. П. Стасов изображен на фоне  Павловских казарм – главной из его работ).

Любопытно, что у портрета В. П. Стасова работы Варнека  в 1830-е гг. появилась копия, выполненная  маслом рукой дочери архитектора Софьи Васильевны. Копия эта, хранящаяся в Пушкинском доме-музее, воспроизведена наряду с оригиналом в монографии  В. И. Пилявского.  Облик изображенного на этой копии архитектора имеет заметные отличия   от оригинала, и поэтому она имеет ценность лишь как семейная реликвия.

В заключение хотел бы высказать свое мнение относительно того, является ли Варнек автором упомянутой выше миниатюры с изображением  Стасова? Имеются, на мой взгляд, убедительные аргументы в пользу этого предположения, и прежде всего то, что Варнек именно в те годы, когда она была выполнена, находился в Италии. Но главный аргумент заключается в другом.

Хорошо известен автопортрет художника, написанный им в Италии, благодаря которому о нем стали писать и говорить, как об одном из основателей романтизма в русской портретной живописи. Именно эти признаки романтизма, а также другие признаки стиля Варнека можно увидеть и на портрете-миниатюре с изображением молодого Стасова.

Следует учесть еще и то, что миниатюра стала в последующие годы одним из направлений в работе Варнека как педагога – в 1815 году Совет академии художеств, закрепив за ним  учеников портретного класса, поручил ему одновременно и класс миниатюрной живописи. Вполне вероятно, что портрет-миниатюра с изображением архитектора Стасова является самой первой работой художника в этой области.

15.05.2022