3. Спецаппарат

Валерий Суханов 3
         В связи с организацией горкома КПСС нагрузка на меня возросла. Раньше 10-и часов домой не возвращался. Субботы тоже все были моими. Как-то подошёл к Евгению Ивановичу Астафьеву и попросил, в связи с тем, что народу сейчас в аппарате НГДУ много, выбрать есть из кого, освободить меня от обязанностей секретаря парткома. Он пообещал сделать это. Однако прошло несколько месяцев, а изменений никаких не произошло. Пришлось заходить ещё и ещё раз. Евгений Иванович всё время отвечал:
 
- Я помню!

Видя, что вопрос не решается, решил действовать самостоятельно. Однажды, придя в очередной раз к начальнику отдела добычи нефти спецаппарата ПО "Башнефть в Западной Сибири" Юрию Сергеевичу Калашникову, рассказал ему про свою проблему. Буквально через неделю, в мае 1986 года стал работать его заместителем.

         В круг моих обязанностей входило распределение по предприятиям поступающего на БПТОиКО (база производственно-технического обеспечения и комплектации оборудования) нефтепромыслового оборудования, работу по направлениям:
внедрения новой техники, рационализаторства, нормирования материально-технических ресурсов.

В отделе тогда работали Владимир Яковлевич Лагойда – занимался вопросами поддержания пластового давления, Людмила Широкова – работала по направлению внедрения новой техники и рационализаторства,  Ольга Красавина выполняла техническую работу по оформлению документов, сводок, решений совещаний и технических советов, Абоимов – курировал направление по связи. Были ещё две сотрудницы, к сожалению, запамятовал их фамилии.

Здание на улице Мира было обычным жилым домом литовского проекта, слегка переоборудованным под офис. Отдел располагался в маленьких комнатах малометражной квартиры на третьем этаже. Кухню занимал сам Юрий Сергеевич. Проводя со мной, "вводный инструктаж", он привёл мне слова шефа (В.Ю. Алекперова) о графике работы:
 
- У нас 8-ми часовой рабочий день, с 8-ми – до 8-ми.

В июне Калашников уехал в отпуск, и мне пришлось исполнять обязанности начальника отдела.
         Вскоре состоялся пуск в эксплуатацию самого крупного по запасам месторождения региона – Тевлино-Русскинского. Тогда оно называлось Сарымо-Русскинским. В связи с тем, что секретарь парткома НГДУ "Ватьёганнефть" Наиль Явдатович Багаутдинов был в отпуске, право открыть митинг на пусковой ДНС, как его заместителю, было предоставлено Валентину Васильевичу Шелепову. С этим заданием Валентин справился достойно.

         Однажды рано утром приехал без предупреждения мой коллега по НГДУ "Уфанефть" Марат Миннигалеевич Галин. К тому времени Абоимов уже уволился. Поговорив с Маратом, я позвонил шефу и предложил ему кандидатуру Галина на освободившееся место в отделе. Мы вдвоём зашли к В.Ю. Алекперову. В течение 5 минут, прошло собеседование. Тут же Вагит Юсуфович дал команду выделить 2-х комнатную квартиру, которую занимал Абоимов – Галину, и Марат, получив ключи, через два часа после приземления на Когалымскую землю, стал обладателем хорошего жилья.

         Летом этого года в Мексике проходил очередной чемпионат мира по футболу. Трансляции начинались в четыре часа утра. У Мунира Усаметдиновича Сатдарова, страстного футбольного болельщика, ныне покойного, не было телевизора. А у меня был цветной. Он приходил ко мне, и мы вместе с ним болели за нашу сборную, тем более что в стартовом матче со сборной Венгрии, сборная выиграла со счётом 6:0, показав очень красивый, яркий, наступательный футбол. Однако с каждым матчем игра нашей сборной  тускнела, и вскоре, даже не добравшись до четвертьфинала, сборная СССР проиграла Бельгии, и уехала с чемпионата. В тот раз чемпионом мира стала сборная Аргентины, а её лидер Диего Марадона был признан лучшим футболистом мира.
 
         Вскоре, Вагит Юсуфович Алекперов, позвонив как-то вечером, предложил мне поехать старшим туристической группы в Болгарию, предварительно скомплектовав её. Это была первая туристическая группа нефтяников из Когалыма. Инициатором явился председатель профкома аппарата ПО "Башнефть в Западной Сибири" – Александр Евгеньевич Сидорин.

Мне пришлось срочно выехать в Тюменский обком профсоюзов и там оформить все необходимые документы. Однако оставалась проблема с комплектованием группы. Помог её решить Виктор Николаевич Ярыгин, работавший главным инженером ЦБПО БНО, в будущем главный механик АК "Транснефть". Он и стал старостой группы.

Первый раз я был в Болгарии в 1978 году, как передовой мастер по добыче нефти от НГДУ "Уфанефть". И вот, через восемь лет я снова в этой красивейшей стране, населённой дружественным народом.

Сначала мы неделю жили на курорте Камчия, недалеко от Варны. Затем поехали в Велико-Тырново, древнюю столицу страны. После этого посетили Плевен, Габрово, где побывали в музее юмора. Затем через знаменитый Шипкинский перевал, на котором в 1877 году замёрзло несколько тысяч русских солдат, приехали в Пловдив. Здесь мы побывали в двух римских амфитеатрах, и у памятника советским воинам - Алёши. После этого нас завезли в городок под названием Велинград, расположенный в Родопах. И только в конце поездки мы попали в столицу страны Софию.

Зайдя с Ярыгинами в книжный магазин, мы с женой были поражены обилием дефицитных в СССР изданий, напечатанных на русском языке. Мы в основном ударили по книгам, а Ярыгины по пластинкам. Потом их на границе заставили прокрутить и прослушать все эти "Модерн Токинги".

         Секретарём партийной организации аппарата была инженер отдела охраны труда и техники безопасности Альбина Алексеевна Корнилаева. По её большому настоянию, на очередном собрании, меня выбрали заместителем секретаря по идеологии. Пришлось раз в неделю собирать коммунистов аппарата и проводить с ними работу по разъяснению политики партии. Ну, раз надо, так надо. Никуда не денешься.

         В это время, до Когалыма дошла волна антиалкогольной компании. В регионе было организовано общество трезвости. Возглавил общество Семён Михайлович Вайншток. По его инициативе, в подвалах жилых домов, стали оборудовать клубы по интересам. Причём это записывалось в ежемесячные поручения по предприятиям заместителя генерального директора ПО "Башнефть в Западной Сибири", и было обязательно для исполнения.

Стандартный клуб по интересам представлял собой неплохо отремонтированный подвал жилого дома, в котором была барная стойка с прохладительными напитками и мороженым, несколько полированных столов и стульев. Всё изготавливалось умельцами на предприятиях, которых находили на "большой земле" и включали в состав вахты. Процесс отдыха по интересам сопровождала музыка, воспроизводимая большими катушечными магнитофонами. Крутили советскую эстраду, иногда и зарубежную, реже песни бардов. Одно или два предприятия сделали в качестве клуба по интересам сауны, но после того, как в них случились пожары, быстро переделали их под принятый в городе стандарт.

         Также по инициативе Семёна Михайловича, на предприятиях были организованы свинарники, теплицы, а позже возник в городе и коровник. Землю в теплицы брали из мешков, в которых привозилась картошка. С этой картошкой интересная в том году история была. В сентябре 1986 года завезли её в город необычно много. Причём вся она была помыта и впервые затарена в сетчатые мешки. Говорили якобы, что это польский картофель. Народ удивлялся:

-Ну, надо же, уже и помыли!

Однако вскоре поползли слухи, что это белорусский дезактивированный, после Чернобыльской аварии картофель. Никто эти слухи не опроверг. Так его и съели.
 
         Семён Михайлович, в то время увлекался бардовскими песнями. Особенно ему нравились песни Ю. Визбора. Однажды, в кабинете главного инженера ПО "Башнефть" по Западной Сибири Пензина у нас с ним возник спор на тему исторической литературы. Семён Михайлович  сказал, что Пикуль, это Карамзин для бедных. Я возразил. Ну, в общем, в итоге, у нас была боевая ничья.

         Своеобразным человеком, хотя, если разобраться, каждый из нас своеобразен, был Виктор Николаевич Долгов. Шло экстенсивное развитие региона. В кратчайшие сроки строилось громадное количество объектов производственной и непроизводственной сферы. Виктором Николаевичем была выстроена система управления служб Заказчика и Подрядчика, позволившая избежать срывов в сроках ввода объектов в эксплуатацию. Огромная его заслуга в том, что, несмотря на сумасшедшие темпы и объёмы освоения месторождений и строительства города, удалось избежать грубых просчётов и аварий, неизбежно сопровождавших освоение новых территорий в советское время. Видимо находясь под прессом такой серьёзной ответственности, Виктор Николаевич частенько распекал своих и не только своих подчинённых.

        Очень интересным человеком был главный геолог Гелий Фёдорович Александров. В детстве он перенёс клиническую смерть, испытывал голод, преследование за сбор остатков неубранного картофеля и колосков. Окончил Грозненский нефтяной институт. Успешно работал начальником одного из ЦДНГ НГДУ "Чекмагушнефть". Заядлый рыбак и охотник. Всегда досконально вникал в суть вопроса, и потом, страстно доказывал свою правоту.

         Владимир Иванович Слета, заместитель В.Ю. Алекперова по транспорту и снабжению запомнился принципиальностью в отстаивании интересов региона на всех уровнях власти, а также тем, что под его непосредственным руководством были созданы, ставшие потом образцом для подражания транспортные и снабженческие предприятия.

         Александр Сергеевич Прокаев, зам. по бурению, профессионал высокого класса, знающий процесс бурения в совершенстве. При его непосредственном участии был достигнут годовой рубеж в миллион метров в год для каждого из трёх буровых предприятий.

         Постепенно филиал "Башнефти" в Западной Сибири стал работать более автономно и всё менее зависеть от Уфы. Соответственно, его функции и численность стали расширяться. В нашем отделе выделилось техническое направление, которое я как заместитель Юрия Сергеевича возглавил.

 Более плотно стали заниматься вопросами автоматизации производства, внедрения новой техники, связи, рационализации. Заместителем начальника отдела по производственным вопросам стал работать Владимир Геннадьевич Бурмистров. Каждое из этих 2-х направлений заняло свою комнату в той же малометражной квартире. Вопросы автоматизации и связи взял на себя Марат Галин, внедрение новой техники и рационализацию – Людмила Широкова.

         В 1986 году уже функционировал первый ресторан в городе «Миснэ», в переводе с языка ханты – лесная красавица, а по-русски – баба Яга. Новый 1987 год встречали всем коллективом аппарата в этом ресторане. Присутствовало руководство. Все были с жёнами. Неженатые - с подругами. В общем, было очень весело. Жизнь налаживалась.

         С 1 января 1987 года из состава НГДУ "Ватьёганнефть" выделилось новое НГДУ "Когалымнефть". Все месторождения, расположенные на север и на запад от Когалыма, отошли к новому НГДУ. Начальником был назначен Ралиф Рафилович Сафин, главным инженером Нажип Анварович Бахтияров, а главным геологом Валентин Васильевич Шелепов. Временно, контора управления расположилась во втором подъезде нашего здания.
 
         У меня началась полоса командировок. Сначала в Сургут с Александром Александровичем Унгвицким – главным метрологом, по вопросу внедрения нового поколения систем нефтепромысловой телемеханики, поступавшей по линии СЭВ из Венгрии. Затем в  Нижневартовск с Михаилом Яковлевичем Мавриным, с целью ознакомления с опытом работы ПО "Нижневартовскнефтегаз" по внедрению новой техники и химизации при процессе добычи нефти. Побывал также, совместно с Владимиром Яковлевичем Лагойдой, в командировке в Уфимском институте ВНИИСПТнефть, занимающимся проблемами транспорта нефти.