Мой город Очерк

Сергей Носов 8
МОЙ  ГОРОД
ОЧЕРК

      Мне кажется, что у каждого человека есть или должен быть свой город - город где он родился, город который ему очень полюбился, город с которым накрепко связаны самые дорогие его воспоминания, надежды и мечты.
         Для меня такой «свой город» - конечно же Санкт-Петербург ныне и Ленинград в прошлом. В этом городе я родился. В нем прожил всю свою жизнь до настоящего момента. И в нем живу и сейчас.
           На самом деле я никогда не покидал Ленинград-Петербург более чем на два месяца. Хотя я много где в свое время и бывал.
            Бывал в Лондоне и Оксфорде. Бывал в Париже и Лилле. Бывал в Варшаве и Лодзи несколько раз. Бывал в Армении. Бывал и в Мурманске и вообще на берегу Северно-Ледовитого океана (на полуострове Рыбачьем). Многократно бывал на берегах Онежского и Ладожского озер. Был и в Крыму и на кавказском побережье Черного моря (в Абхазии, в  Сухуме и в Пицунде). Дважды плавал на теплоходе по Волге от Перербурга до Астрахани и обратно с заходом во все многочисленные волжские города. Был и Прикарпатье и в Закарпатье.
                И так далее.
                Много где я не бывал конечно - весь мир не объездишь. Да и к этому и не стремился. Однако, мир или многое в мире я все таки видел и узнал для себя.
                Но ни к чему в мире я тем не менее при всем при этом особо «кровно не привязан» - кроме своего Петербурга.
                Забавно, что я и в Москве-то толком не был. И плохо ее знаю.
            Причем, не был не преднамеренно - из застарелой ревности петербуржца к Москве и москвичам, в которой много писали и о которой любят говорить.
              Вовсе нет. Просто так получилось - дел у меня в Москве не было. А «по начальству» я никогда не скитался и по нему никогда не тосковал. Не стремился быть у московского начальства «на виду». Даже наоборот - мне казалось разумнее держаться от начальства подальше и лишний раз не показываться ему на глаза.
               Словом, получилось что я только раз по настоящему в ходе нескольких экскурсий осматривал Москву - когда приплыл в нее на теплоходе по «Каналу имени Москвы» на обратном пути из Астрахани. Приплыл с тем чтобы уже из Москвы возвратиться на том же теплоходе в свой Ленинград-Петербург.
                Это было еще советское время и в Москве на самом речном вокзале меня встретил победоносный советский плакат - «МОСКВА -  ПОРТ СЕМИ МОРЕЙ.»
                Да уж порт «семи морей»…. По этому московскому каналу наш речной теплоход с трудом мог разойтись с каким-нибудь  бурсиром или баржей. А тут - «семи морей порт.» Ни больше ни меньше.
                Но на самом деле тогда в Москве мне было хорошо. Я был молод и полон жизни.
                Днем мы ездили на организованные экскурсии по городу. Бывали и в Кремле и в Третьяковской галерее… И на автобусных экскурсиях по Москве….
                А вечерами - танцевали на корме своего белоснежного теплохода… И отдыхали в теплоходном баре за коктейлем.
                Так я помнится провел в Москве несколько теплых и счастливых летних дней.
                Но все таки глубоких воспоминаний у меня Москва не оставила. Я ее смутно помню сейчас. И особо ярких впечатлений от поездки в Москву у меня так и  не было.
                Я весь жил жизнью своего города - его прошлым, настоящим и будущим.
                Но и в Ленинграде-Петербурге конечно существовали районы, которые оказались мне чужды. Хотя жизнь немало перемещала меня по своей воле по разных частям нашего города. И я попеременно жил во многих районах Петербурга на самом деле.
                Хотя и работал большую часть своей жизни в одной лишь точке города - на стрелке Васильевского острова, в  Пушкинском Доме, расположенном в здании бывшей морской Таможни.
                Я например не знаю и не люблю Купчино. Плохо знаю Московский район Петербурга. И он мне как-то неблизок.  Вообще я мало знаю южные и юго-западные района Петербурга. И может быть поэтому я к ним как-то равнодушен.
                Я уже много раз вспоминал и писал в своих очерках, что я родился на 6-ой линии Васильевского острова в доме номер 5 недалеко от Малого проспекта В. О.
                И хотя я прожил в этом доме на шестой линии только первые шесть лет своей жизни -  этот район, эта линия и эти годы моей жизни отпечатались у меня в памяти.
                Может быть, потому что я и позднее появлялся в своем бывшем доме 5 по шестой линии -  как гость своего дяди, младшего брата моего отца, который продолжал жить там же в старой профессорской дедовской квартире, сделавшейся после смерти моего деда коммунальной.
               В такие поездки меня охватывали снова и снова ранние детские мои воспоминания о шестой линии  - и в итоге эти воспоминания с годами как-то окрепли и прочно вросли в мою память.
               Но сам по себе Васильевский остров наоборот с течением времени постепенно  становился все дальше от меня, от моих дум и новых впечатлений. И память о нем угасла.
               А когда-то я очень любил широченный  и окруженный с обеих сторон бульварами Большой проспект Васильевского острова. Любил Гавань с ее небольшой пассажирской морской пристанью и возведенным позднее на этой короткой морской набережной Морским Вокзалом - замечательным памятником ленинградской архитектуры, который до сих пор так всерьез и не оценен в полной мере.
                Эти места когда-то были мне родными. Но потом я в них слишком долго не бывал или бывал крайне редко - и они забылись, стерлись в памяти.
                Позже (когда я пошел в пятый класс школы) мы переехали в северо-западную часть города, на Лесной проспект, в ранее знаменитый сталинский Дом Специалистов (где еще при мне жил художник Альтман, автор знаменитого портрета Анны Ахматовой в молодости, а ранее жил в последний период своей жизни и возвратившийся на родину Куприн). Но и сам этот Дом Специалистов и весь этот район Лесного проспекта остались у меня в памяти каким-то «темным пятном» - нехорошо мне там было.
               В гавани мы жили в скромной пятиэтажке. Но там кругом были зеленые дворы, полные ребятни и веселые. Где я в детские годы постоянно резвился, радовался жизни и озорничал порой, возвращаясь домой лишь вечером и уже в сумерках.
               В этом же мрачном сталинском доме с неуклюжим громоздким фонтаном посреди двора казалось и детей-то не было. По крайней мере дети просто так во дворе этого дома не бегали и не гуляли.
                Выходить на улицу и одиноко слоняться по улице и по двору мне стало тоскливо. И я конечно вскоре бросил это занятие. Замкнулся в домашней жизни - в своих фантазиях и в чтении книг.
              Да и вообще этот советский грохочущий Лесной проспект (по нему шли и грузовики и многочисленные громыхавшие без конца трамваи) был ужасен. Он вызывал у меня откровенное отвращение.
               Кстати, и вся эта сталинская архитектура советских времен которой был окружен тот наш дом вызывала у меня внутреннее отторжение - она была и тяжеловесной и мрачной, давящей и неприятной.
                Словом, большим счастьем для меня был наш скорый переезд с Лесного проспекта к парку Сосновка на бывшую Ольгинскую улицу (нынешнюю улицу Жака Дюкло) в новый только что построенный тогда дом для сотрудников Академии Наук.
                Там для меня в мои молодые годы было раздолье! Совсем рядом был настоящий сосновый лесопарк - не случайно он и назывался Сосновка. Там я гулял и зимой и летом. Катался по парку зимой на лыжах. Устраивал большие пробежки по парку весной и осенью.
                А летом… летом я загорал и купался на расположенном совсем рядом с нашим академическим новым домом большом и облагороженном, превращенном в настоящий цивилизованный пляж бывшем песчаном карьере - он официально назывался теперь Ольгинские воды… И на нем в теплое время года было действительно очень хорошо!
                Причем, за парком Сосновка начинались уже и Озерки - район Блока куда я нередко тоже ходил пешком. И где купался конечно в двух первых озерах.
                Там тоже было очень хорошо - очень привольно… Кругом незастроенные просторы и зелень кустов и деревьев… И золотые пляжи озер.
                Были в Озерках тогда и какие-то смутные воспоминания о дореволюцинном дачном прошлом, когда здесь и любил бывать Александр Блок - фундаменты и полуразвалившиеся ступеньки старых дач на берегах озер, какие-то выложенные старой плиткой и камнем дорожки, ведущие неведомо куда.
                Если человек ничего не знал о Блоке, о его волшебной «Незнакомке», написанной под впечатлением бесконечных прогулок Блока по дореволюционным пригородным Озеркам - то такому человеку, может быть, и «сам воздух» Озерков был безразличен.
                Но не мне же. Я любил Блока с детства и отрочества. Блок был кумиром моей одинокой юности. И вольные Озерки Блока – были потому и моими. Они мне близки и до сих пор.
                Когда квартира наша расположилась недалеко от тогдашней северо-западной оконечности города (ведь район нынешней Гражданки и районы новостроек Шувалова и Парголова тогда отсутствовали) мне стало доступно и северное побережье Финского залива.
                Я часто ездил на побережье Финского залива - в Солнечное, в Репино, в Комарово - на бесконечные одинокие прогулки по взморью, которые я безумно любил.
                Золотой песок и синие волны волнуют меня и ныне… Хотя сейчас я вижу их, увы, все реже.
                Ныне стало модным у петербургских стихотворцев «средней руки»  переселяться в Царское село   -    как же… там некогда находился Лицей Пушкина, там жили когда-то юная очаровательная поэтесса и «нимфа» с берегов Черного моря  Анна Ахматова и Директор Царскосельской гимназии, неподражаемый и утонченный  Иннокентий Анненский.
                И нам мол средним сочинителям и квалифицированным стихоплетам надо именно туда, в Царское село - чтобы прославиться. И хоть «боком», но войти в Историю вслед за другими, более достойными.
                Конечно же, именно поэтому там ныне оказался и популярный еврейский советский стихотворец Кушнер - он тоже мечтает «по следу» Анненского и Ахматовой проникнуть в Историю….
                Там же обосновались и другие его собратья по сочинительству.
                Все они как мечтают не только прилипнуть к чужой славе, но и «прильнуть к истокам» - к животворящему источнику Поэзии и культуры, который-де одухотворит наконец их  расчетливые  и  изворотливые души…
                Ну  ну… Не понимают эти господа-товарищи,  что не петербургское место вовсе - это Царское Село.
                Да, там дворцы, пруды, статуи и красоты парков. Это есть в Царском Селе. Но духа Великого Петра, создателя и строителя нашего удивительного города - там и близко нет!
                Царское село отстроила как известно Екатерина Вторая. Она была необычайной тщеславной, хитрой, умной, лицемерной и властолюбивой Императрицей, немкой по происхождению.
                И общего с Петром Великим у нее не было ничего. Хотя она (тоже из тщеславия конечно)  и стала инициатором создания в честь Петра 1 Медного Всадника - нынешнего прославленного символа Санкт-Петербурга.
                Екатерина 11 пользовалась плодами государственных преобразований Петра Великого сполна. Но она эти преобразования не продолжила. Она была им чужда.
                Екатерина не понимала  и желала понимать , что поступь истории требует решительных шагов по дальнейшему преобразованию Российского Государства. Она панически боялась серьезных реформ и решительных нововведений.
                И уже при ее власти, Российская Империя, стала постепенно клониться к упадку.
                Роскошь и красота дворцов и парков Екатерины – это все не о славе России и не о прославлении и несгибаемости русского духа.
                Это о разложении и упадке духа. О безудержных чувственных удовольствиях века Екатерины. О разврате и безграничном лицемерии  царивших при ее дворе.
                Ни образа Петра Великого, ни чарующего образа города-рая, блистательного Санкт-Петербурга,  на островах широкой и вольной Невы и у морских просторов в Царском Селе не найти.
                Другое дело - Петергоф. Или даже заброшенная Петром Стрельна. Или даже Сестрорецк.
                Здесь всюду видна широкая поступь Петра. Здесь Петербург престает как морской город. Как северная столица у моря. Таким его и любил и хотел видеть в настоящем и будущем Петр Великий. И здесь Петербург - это его великое детище даже и сейчас.
                В последние годы моя энергия уходит не на путешествия по свету, а на творчество. Я все время пишу, создаю все новые и новые стихи… Их уже больше 27-ми тысяч наверное. И мне трудно их конечно точно сосчитать.
                Я живу этими стихами. Они просто превратились в мою жизнь. И мне кажется в этом есть что-то мистическое, как будто предуготованное (или ниспосланное) свыше.
                Стихи рождаются у меня сами собой - как вода сама собой течет из лесного целебного и чистейшего источника…
                Но такая наша страна ныне… Так мы ныне живем, что никто не будет  в наше время  признавать художественное значение чьих-то литературных сочинений и стихов... Каждый теперь сочиняет свои собственные вирши. И ими восторгается. Находя сочувствующих  среди таких же  стихоплетов  как он сам.
                Такова наша эпоха в  поэзии. Это время можно назвать и беспросветным для настоящей поэзии. Но жить нам все равно надо... Так или иначе.
                И я нахожу в этом времени для себя счастливое одиночество и благословенную свободу.
             Я могу быть ни от кого не зависеть, никому я ничем не обязан и ни с кем я не связан. И в этом - мое счастье. Мои ПОКОЙ И ВОЛЯ как говорил Пушкин.
                И кстати место трагической дуэли Пушкина совсем рядом с моим нынешним  домом (с 1995-го года)  у Черной речки. А вовсе не в Царском селе. 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -