Гражданская позиция российской попсы

Александр Щербаков 5
Когда в первые же дни спецоперации России в Украине в спешном порядке за  границу уехали многие известные российские популярные артисты, включая Аллу Пугачеву, Максима Галкина, Валерия Леонтьева и многих калибром поменьше, мне лично стало понятно, чем они дышат и какие у них ценности в жизни. Впрочем, об этом я знал и раньше, так что большого открытия этот отъезд поп-звезд не сделал.

Попса, поп-музыка, поп-исполнители - это синонимичные понятия. "Поп" - сокращение от слова "популярный", то есть пользующийся известностью, знаменитый. Из  статьи вы узнаете значение этого термина и его характерные особенности.

Поп-музыка vs попса
Есть такой термин, как поп-музыка. В широком смысле он указывает на любую музыку, кроме классической, джазовой и фольклора. В узком же значении подобным словом обозначают эстраду, иначе говоря, известную музыку в сочетании с обыкновенным вокалом, не враждебную и, как правило, танцевальную или лиричную. Это песни, которые можно услышать по радио.

Попса - это никакой не термин. Это сленговое слово, которое обозначает поп-музыку в очень узком смысле и нередко выражает отрицательную оценку человека к подобному "искусству". Что касается негативного смысла, то распространенный перечень минусов обычно выражается в незатейливости, отсутствии глубины, невысоком уровне исполнения и, что любопытно, чрезмерной популярности.

Проще говоря, попса - это то, что не достигает музыкального эталона в понимании некоторых людей. Таким образом, попсой порой называют любую музыку, если таковая является простой, не производящей никакого впечатления. Нужно лишь принять во внимание тот факт, что музыка (попса в частности) всегда воспринимается людьми по-разному.

Предположим, почитатели творчества группы "Пинк Флойд" вполне способны назвать певицу Леди Гагу "попсовой" по той причине, что она тривиальна. Другими словами, песни попсы часто имеют незатейливый текст, простенькие аранжировки, легко запоминаются, а мотивчик "преследует" целый день.

Более серьёзные исполнители и группы с мировым именем ("Пинк Флойд", "Дип Пёрпл", "Битлз", Владимир Высоцкий и многие другие) создают действительно "сильные" вещи, которые актуальны в любое время.

Попса - это то, что имеет значение только сегодня. Через время такая музыка не вызывает интереса даже у тех людей, которые слушали её только потому, что она была на пике популярности.

История
В Советском Союзе термин «попса» возник достаточно запоздало (предположительно во второй половине 1980-х). До его возникновения певцов соотносили лишь с "советским искусством". Прилагательное «советское» тут весьма к месту, поскольку именно под этим термином подразумевалась музыка, одобренная партией для развлечения жителей СССР.

Разные группы людей недолюбливали эстраду по-разному. Рокеры, например, находили ее слишком уж складной, беспринципной в отношении правительства, творчески связанной, обусловленной целым рядом формальностей. Другим же не нравилась ее несерьезность, зависимость от модных тенденций музыки.

Попса стала формироваться в период, когда неформальное искусство исполнения песен набрало относительную популярность. В молодежных кругах совершался сначала непримечательный, а потом и нарастающий разлад между музыкой, предназначенной для танцев, и душевными песнями, в которых каждый человек находил для себя особенный смысл.

Иными словами, русская попса с самого начала являлась музыкой сугубо развлекательного характера для молодых людей 1980-х годов. Тогда "свежий" термин обрел широкое продвижение в некоторой рок-сфере, затем уже вылился в повсеместную речь и получил другие значения.

Непосредственно слово «поп» (в переводе с английского "popular" значит "известный, популярный") не обозначает ничего мятежного. Но нельзя не заметить, что оно стало часто произноситься лишь с появлением западных прогрессивных технологий и средств массовой информации.

Неоднозначность термина Термин "попса" крайне субъективный и неопределенный. Сначала его использовали с целью выразить свою позицию по поводу несерьезной и неглубокой музыки, однако при данной формулировке сразу появляется недоумение. Во-первых, что обозначает неглубокая музыка и можно ли также назвать, например, великую группу "Битлз" попсой? Туда же можно причислить добрую половину всенародного творчества и пр. В конечном итоге в сфере искусства, не относящегося к песням попсы, будет разве что только передовое и другое трудное для массового восприятия творчество.

 По большому счету формулировка, что попса – это просто музыка, которая пользуется популярностью и которую любит подавляющая часть людей, неточная. Поскольку известная музыка не является жанром или даже стилем, это всего лишь свидетельство события. В эту категорию можно отнести как "группы-однодневки", так и действительно талантливых певцов. Как можно сравнивать "Битлз", "Аббу", Моцарта или Высоцкого? Самое важное - то, куда денется вся эта "популярность" через несколько лет. Потому, если о песне или группе напрочь забывают, то значит, грош цена ее известности.

Таким образом, востребованность – это никак не признак попсы, как бы ни желали заставить нас думать так те, для кого показатель широкого охвата является главной задачей всей деятельности. В таком случае... Попса – это музыка для развлечения Интересно, что же подразумевает данное определение? Если под таким термином понимать музыку, которая предназначается для атмосферы развлечений, то получается, что и Бетховен вполне может являться попсой. А если приравнять попсу и музыку для танцев, то попсовыми можно назвать как танго, так и вальс. Кроме того, практическая электронная музыка 1990-х достаточно интересна в творческом ключе, и слепо обозвать ее попсой весьма ошибочно. Но неужели…

Незамысловатое, дилетантское творчество Низкосортная музыка – это, разумеется, не есть хорошо. Однако как расценивать ее простоту и "неглубокость"? Если иметь в виду аранжировку, тогда Булату Окуджаве со своей гитарой нечего соперничать даже с группой "Мираж". Если же говорить о выражении текстов, то в таком случае песни группы "Любэ" написаны более профессионально, чем тексты большинства песен именитого Цоя. Что до вокала, то все и так знают, что Николай Басков берет ноты лучше, скажем, Высоцкого. Если кто-то скажет про искреннее исполнение - и тут найдется пример: ведь как Шевчук, так и Пугачева поют, не жалея сил, вкладывая всю душу. Так кто из них русская попса?

Теперь можно неторопливо перейти к последующей формулировке…

Посредственная музыка
Подобное определение гораздо ближе к самой сути. Поскольку попса, в сущности, не одарена авантюризмом и поэтической рискованностью. Вследствие того что... Это, по всей видимости, не музыка как форма душевного и неподдельного творчества, а продукт, сделанный для денег и популярности На самом деле все зависит от приоритетов. Известность (а после нее обыкновенно идут деньги) – мечта абсолютно резонная. Отыскать своих почитателей, обрести материальную возможность улучшать собственное творчество – вот то, о чем сознательно или несознательно фантазирует каждый певец. Но в действительности такая слава ни за что не принесет ему радость, если для нее он пожертвует творчеством.

Помимо всего прочего, отличительное свойство попсы – это желание быстрого заработка, старание окупиться как можно скорее и самым простым путем.

Попса – это специфический рынок для небогатых, как китайские товары широкого потребления, дешевая водка с броской наклейкой, босоножки, изготовленные «под бренд», которые трещат по швам на следующий же сезон. Создателям попсы нет необходимости делать творение. Ведь сотворение шедевра немыслимо без творческих исканий и проб. А всякое неучтенное коммерческое испытание – опасное и скользкое дело. Вот попса и крадет всяческие уже проверенные идеи, лишает их масштабности и глубины. Таким образом, продюсеры поступают следующим способом: создают этаких самородков, шлифуют их или просто находят уже подготовленных «звезд», обрабатывают под требуемые параметры и выпускают на "конвейер".

Характерные особенности попсы
Конечно, многим неважно, что целое множество аналогичных «продуктов» не имеет глубины, душевности и искренности. Кроме того, попсе незнакома интуитивность в творческом деле, поскольку нельзя управлять вдохновением и, следовательно, оно коммерчески неустойчиво. Так что попса как термин могла зародиться непосредственно в одно время с индустрией представлений, то есть определенной мануфактурой, мастерски генерирующей и отвечающей культурным требованиям стандартного массового потребителя.

Соответственно, даже если взять в пример "блатные" песни, которые написаны в местах лишения свободы, и если они творчески небогатые, бессознательно попсой их назвать нельзя. Точно так же и с народным творчеством. Безусловно, оно тоже довольно быстро принимается широкими массами, имеет простой мотив и исполнение, а также отбор тематики. Равно как и попса, фольклор есть практическое творчество, ведь оно применяется для определенных задач и людских потребностей. Однако «первичная культура» появилась внезапно, благодаря этому она естественная, а не фальшивая. А то, что народное творчество формировалось на протяжении многих веков, не могло не отразиться на его творческой искренности и выразительности. Ну и, конечно же, фольклор с самого начала не устанавливал меркантильную задачу заработка, в связи с этим он никак не является попсой.

Определение попсы
В результате можно выделить следующую конкретную формулировку попсы: "Попса – это продукция музыкального характера для широких масс, создаваемая в процессе коммерческой деятельности, в которой желание заработать несомненно преобладает над творческим началом (и даже не сочетается с ним)".

Черты поп-индустрии
Для поп-индустрии характерно стремительное приобретение популярности и прибыли – это, можно сказать, ее ключевая и основная цель. Из нее уже следует типичная для попсы творческая незамысловатость, тривиальность, доступная развлекательность, непринципиальность, замещение уникальности и таланта певца неестественно сформированным образом «звезды», бездумная взаимозаменяемость.

Попса никак не сопряжена с морально-нравственными мерилами, если существует шанс приобрести мгновенный заработок без какой-либо угрозы. Говоря другими словами, чем больше человек готов пожертвовать ради быстрой популярности и прибыли, тем в большей степени он является «попсовым». Очень важно, что слова «попсовость» и «бездарность» не равнозначные, а лишь нередко сочетающиеся.
 
Не так давно композитор и певец, а ныне ещё и блогер Юрий Лоза озвучил своё очередное умопомрачительное предположение... Теперь о том, что "король" отечественной "попсы" и повелитель перьев Филипп Киркоров ничего не слышал о происходящих на территории Украины событиях... Конечно же, предположение само по себе абсурдное, но вот судя по поведению эстрадного "небожителя" это умозаключение вполне себе имеет право на жизнь... Как и раньше, Филипп Бедросович с размахом отметил свой очередной юбилей, собрав на праздничном концерте тысячи поклонниц! По мере необходимости вступался в словесные схватки, благородно защищая от нападок своих близких и не очень близких подруг и друзей... И стоически молчал о всём происходящем в стране!

У "короля" свои заботы! Будь всё охвачено вокруг него огнём, ему, "богоподобному", всё нипочём! Ни перья не загорятся, ни очки не расплавятся! И ведь есть поважнее ваших, люди, вещи - "ЕВРОВИДЕНИЕ"! И на вертолёте на вертолете из Монако в Турин! На фестиваль музыки и песен! На европейский праздник души!

- Ну вот я и на базе, - объявил счастливый "король", продемонстрировав подписчикам интерьеры с узнаваемыми логотипами. - Где вы думаете? Да! Оно. Приехал по специальному приглашению за заслуги перед "Евровидением". Я не мог себе отказать в удовольствии принять это приглашение и приехать сюда абсолютно независимым гостем организаторов.

Так что, гей, ребята, веселись! Сцена, красочные декорации, разноцветные софиты, бегающие лучи прожекторов, восторженная до экзальтации публика, бурлеск нарядов, флаги и аплодисменты! Красота! Аж дух захватывает! Вот она, жизнь настоящая! Вот они, эмоции счастья и радости! И российский "король" на европейском музыкально-политическом "форуме"!

Ну, не по госпиталям же ему, "божественному и лучезарному", мотаться и распылять по палатам свой гений перед ранеными российскими мужиками... И делать селфи в ярком и красочном концертном зале куда приятнее, чем с перебинтованными людьми в больничных пижамах на фоне капельниц и больничных кроватей! Это же так грубо и низменно! А уж на боевые позиции выехать! Боже упаси! "Короля" должны окружать красивые и респектабельные люди, да и сам мир должен быть непременно "королевским"!

Но далеко не все представители из категории поп-звезд ведут себя, как Пугачева, Галкин или Киркоров.

Певица Лариса Долина прибыла в Донецк, чтобы поддержать народ Донбасса своим творчеством. "Мы знаем, что сейчас творится в мире, как люди хотят переписать историю. Мы не дадим это сделать", - заявила она.

В беседе с корреспондентом канала RT артистка Лариса Долина сказала, что гордится тем, какой народ живёт в Донбассе. По словам певицы, эти люди вызывают у неё гордость и трепет одновременно. Гордость за народ, который выстаивает и верит в то, что победа будет за ними, за нами. За то, что столько лет стоит на своём - стоит за свою страну и за свободу без фашизма, без нацизма, без геноцида, - поделилась она.

В эти дни Донецкая Народная Республика отметила свой восьмой день рождения. Как заметила Долина, здесь, на этой земле, живёт свободолюбивый народ. Такой же, как и в России, подчеркнула певица. Мы не приемлем ни в каком виде диктат, нацизм, фашизм. Мы знаем, что сейчас творится в мире, как люди хотят… не люди, я даже не знаю, как их назвать, переписать историю. Мы не дадим этого сделать, и с нами вместе - Донбасс! - сказала Долина.

Вместе с ней поддержать дончан приехал актёр Дмитрий Дюжев, с которым они сегодня почтили память жертв фашизма, а также другие артисты - Григорий Лепс, Зара, Денис Майданов, Родион Газманов, Ольга Кормухина, Анастасия Макеева и другие.