Б. Васильев. А зори здесь тихие. 09. 05. 2022

Ольга Немежикова
А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ

Красноярский ТЮЗ. Спектакль «А зори здесь тихие» (09.05.2022) по одноимённой повести Бориса Васильева. Героическая поэма в одном действии.
Алла Васильева — режиссер-постановщик, художник-постановщик.
Евгения Терёхина — композитор.

Душевный спектакль, волнующий… Просто удивительно, сколько лирики и тепла в героической поэме режиссёра Аллы Васильевой. Старшина Васков, девчонки-зенитчицы — наши, родные, советские. Девушки, до боли узнаваемые по фотографиям тех лет, — такими и были наши далёкие бабушки-прабабушки и старше. Светлые хлопчатобумажные платьица, приталенные, чуть ниже колена; туфельки с х/б носочками, обязательно белыми; скромные ленточки в подобранных волосах. Улыбки на открытых лицах, приветливые глаза без тени косметики, в которых — душа, желание жить и любить, жизнь отдать за любовь, а когда наступила война — за победу, за Родину. Воспитанный государством патриотический долг был для того поколения основополагающей нормой и смыслом, большинством населения искренне воспринимался как высшая реализация жизни.
Старшина Федот Евграфыч Васков (заслуженный артист России Анатолий Кобельков) — русский солдат, мудрый, душевный, надёжный — на таких держится Русь. Он первым выходит на сцену, привычно вскидывает на плечо баян и раздумчиво запевает «Спят курганы тёмные»… Не единожды будет звучать куплет, всякий раз по-особенному, отзываясь событиям.
Девушки тоже хорошо и много поют, украшая и проясняя свою короткую жизнь песней. Какие разные девушки… У каждой свой мир, своё счастье, своя беда, своя смерть и только Родина — одна на всех, важнее всего, вместе взятого.
Посредине маленькой сцены — пять пар хоженых солдатских сапог, пять пар светлых туфелек, пять простых табуретов. Сцена усыпана резными листьями из белой бумаги. Их можно набирать в ладони, разбрасывать, а можно читать на них письма… Если будут они написаны… Белые листья — быть может, это те, кто никогда не родится, потому что ниточки, о которых скорбит старшина, оборвались?
Повествования героев как исповеди. Кратко, по сути, от начала, от самого-самого потаённого до трагического конца. Взвешено каждое слово. Мы знаем повесть Бориса Васильева, но вместе с девушками до последнего не верим в проклятую смерть — так они молоды, так верят в свою удачу в этой мужской мясорубке… Которая именно к ним, так похожим на нас, беспощадна.
Лиза Бричкина (Юлия Троегубова) — толстушка, каких, оглянись, много вокруг, разве только сменились причёски и мода. Но какая она терпеливая, сильная, смелая…
Соня Гурвич (Екатерина Кузюкова) — отличницы тоже не перевелись, и поэзию многие любят, и языки. Она сейчас, мигом сбегает за кисетом, забыв, что здесь из-за каждого камня могут пырнуть…
Галя Четвертак (Светлана Косульникова) — ей так хочется вырасти, перестать бояться необъезженных, диких фантазий — это многим знакомо, но Галя, отчаянная авантюристка, рискнула, пошла на войну — вдруг ей поможет...
Женя Комелькова (Светлана Шикунова): как посмела?! А вот и посмела! Люблю я его! А «их» — ненавижу!
Рита Осянина (Надежда Вонсович) — настоящий боец, командир, молодая красивая женщина незаурядного мужества.
Невозможно узнать себя, не побывав в смертельной переделке. Полтора часа мы будем рядом с ними, простыми русскими людьми, родными, далёкими и такими светлыми, близкими.
Старшина Васков знает, о чём поёт, потому так душевно поёт «Спят курганы тёмные»...