Хочу в СССР!

Александр Джуга
    В последнее десятилетие я все чаще слышу сожаления о развале СССР, несмотря на то, что с каждым годом все меньше остается людей которые помнят те времена. И я это не совсем понимаю, поскольку у большинства (уже большинства, увы) это тоска умозрительная, как у иных тоска по временам средневековых рыцарей. Только вдуматься – тем кто знает что-то о Советском Союзе исключительно из книг, фильмов и рассказов уже минимум сорок лет! Иное дело поколение 50+. Тем есть что помнить и по чему скучать. Что-то типа такой же ностальгии до недавних пор периодически всплывало и у меня. Я точно знаю, что это не умиление по уравниловке и по очередям, по выездным визам и тотальному дефициту, по коммуналкам и общагам. Я догадываюсь, что моя ностальгия могла быть связана с детством, юностью и молодостью, когда и море теплее, и небо голубее и поэтому вычеркивал и их, понимая, что главная причина тоже не в этом. И даже утраченная возможность без виз и таможен поездить по, без малого, трети мира, тоже не являлась основной, хотя и играла важную роль. Но совсем недавно - неожиданно, вдруг - я нашел корень этой своей непонятной тоски-не тоски, но сожаления. Моя тоска по СССР – это тоска по грандиозности! И ведь действительно, события, в которых на первых ролях была "та моя страна", имели поистине планетарный масштаб. Полезность и целесообразность некоторых из них весьма сомнительна, но чего у них не отнять, так это величия и масштабности.
    В ХХ веке было четыре эпохальных события, изменивших, перевернувших-перетряхнувших весь мир кардинально и бесповоротно. Это Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война и полет Гагарина в космос. Знак плюс или минус здесь не важен, важно, что во всех этих глобальных событиях Россия и СССР не просто принимали участие, но были главными действующими лицами! И это осознание что мы – главный актор на планете Земля, наполняло меня какой-то неосознанной гордостью, хотя лично я к этому не имел никакого отношения. После 1945 года событий такого размаха на мировой арене уже не было, да и не ожидались. Но зато им на смену пришли грандиозные события внутри страны и в моей жизни, к которым я уже был причастен: самая длинная железная дорога, самое красивое метро, освоение целины, самые высокие в мире плотина и телевышка, самый сильный человек на планете и лучшая Олимпиада-80, самая крупная АЭС и, наконец, без сомнения, самое выдающееся событие мирного времени в ХХ веке – полет Ю. Гагарина в космос!
    Необходимо учитывать и то, что действительно очень и очень многие делали все это своими руками и по праву могли гордиться результатами своего труда. И совершенно верно, что не все в мире заточено на деньги. Такая причастность к великому – это чрезвычайно мощный эмоциональный энергетик. Ну и вдобавок понимание того, что любое, даже самое легкое движение «плечами» Советским Союзом вызывало «там у них» испуг, трепет и дребезжание столовых сервизов в буфетах, а легкое покашливание (лишь для привлечения внимания слушателей) хорошо слышали даже в самых глубоких бомбоубежищах. Все это приводило в восторг советских граждан и вызывало гордость – мол, знай наших! Это ведь тоже признаки масштабности к которой я привык и на которой был взращен и воспитан.
    Такие признаки могущества власть и пропаганда умело выдавала за процветание, поскольку грандиозность свершений и замыслов – реальные и мнимые – идеологически с лихвой перекрывали и убогость провинций, и страшный дефицит, и ужасающую бытовую неустроенность подавляющего большинства граждан страны. Очень точно это подметил Юрий Визбор:

    Зато мы делаем ракеты
    И перекрыли Енисей…

    На этой сопричастности каждого советского человека к масштабности событий и проектов очень умело играли власти. Много-много лет. Да и сейчас продолжается эта игра в величие. Увы, без особых успехов. Хотя я уверен, что желания вернуться в те времена у меня не было бы, имей нынешняя Россия если не экономическое благополучие и современный бытовой комфорт граждан, то хотя бы замену, соразмерную тем масштабам: например, освоение Марса, перекрытие Гольфстрима, полную и окончательную победу над раком, глубокое и всестороннее освоение Арктики или океанического дна... К сожалению, сегодня хвастать особо нечем. Разве что количеством супермиллиардеров на тысячу обычных граждан. В общем, надеяться и рассчитывать на что-то выдающееся уже давно не приходится. И как я понимаю теперь, во мне, вдруг и внезапно обездоленном, лишенном этой причастности к грандиозному, постепенно накапливалось недопонимание, переросшее, по-видимому, сначала в разочарование, потом в раздражение и, в конце концов, в неясную, бессознательную, но глубокую обиду. Можно сказать в родовую травму.
    И думается мне, что эта неудовлетворенность присуща не только мне. Эти тоска и обида – у кого-то глухие и глубоко спрятанные, у кого-то открытые и неуемные – изводят многих, и все эти неудовлетворенные граждане ждут, требуют огромных, масштабных событий, соразмерных державе! Это своего рода искривленная, извращенная, вывернутая наизнанку сублимация – когда неприемлемость существования не является мотивом для созидания и не служит культурной или общественно полезной цели, например, созданию предметов культуры и искусства или изобретению прорывных технологий, меняющих мир, а работает исключительно на получение признаков грандиозности. Это трансформация, перерождение копившейся десятилетиями тоски в эмоциональный выплеск и перенаправление ее на любые масштабные события в которых мы опять станем главными, пусть даже все будет вдребезги и пополам! Как там говорится – украсть так миллион, любить – так королеву! Ну или если спасать, то весь мир, не меньше! И чтобы бабахнуло погромче, чтобы все вспомнили, что мы еще о-го-го!.. В общем, грандиозность и адреналин – это наше все.
    Разумеется, в этой трансформации человеческого состояния лучше разбираются психологи и биоэтики, но ведь и я не лыком шит! Разобравшись и поняв, откуда во мне росли эти тоска и обида, я выдохнул и, кажется, успокоился. Умерла, так умерла! В конце концов, большинство людей на планете живут счастливо и благополучно без страданий по величию. Маловероятно, что итальянцы до сих пор бредят восстановлением Римской империи, англичане тоскуют по бывшей половине мира, испанцы планируют вернуть себе Южную Америку, а в Монголии задумываются над восстановлением величайшей Золотой Орды. Почему-то мне кажется, что у них сейчас несколько иные цели и приоритеты. Более рациональные и безопасные и для них, и для всей планеты. Правда, я уже 20 лет слышу, что мы как бы другие, особенные, мы же русские, а не какие-то там греки или чухонцы, да простят меня уважаемые финны. Нам же кровь из носу нужны грандиозность и масштаб, а там хоть трава не расти! Но я надеюсь, что людей, сумевших справиться с этой тоской и забывших про обиды на непонятно кого, с каждым годом будет все больше.
И все же, хочу ли я в СССР или в его нынешний аналог? Пожалуй, уже нет.