Елена Петрова Время, человек и или его симптом?

Елена Юрьевна Петрова
Елена Петрова Время, человек и (или) его симптом? Время линейное и время души в переживании жизненного опыта. (История про покупку зеленого дивана)

О чем я буду разговаривать с человеком на терапии? О нем самом? Или о его симптомах? Вопрос не банальный: и симптом это часть жизненного опыта человека, и побуждения, и моменты выбора действия, и чувства… все это естественная часть опыта души человека. Однако для меня как для практика часто встает вопрос: на какие аспекты опыта стоит больше обращать внимание? Обращать большее внимание на побуждения человека или на результат его действия в отношениях с миром? Обращать внимание на содержание противоборствующих душевных сил в моменте выбора или на итоговый выбор? Является ли симптом наиболее важным событием жизни человека, и как мне относиться к этому событию? Симптом с точки зрения гештальт терапии это всегда итог некоторого срыва («ретрофлексия») движения к  контакту, упрощение или редукция контактного процесса. В некотором смысле симптом это феномен остановки, «неудача» в движении к контакту. Однако симптом с точки зрения линейного развертывания времени это то, что наступило ПОСЛЕ начала движения… он принадлежит натуральному МОМЕНТУ НАСТОЯЩЕГО, в этом смысле есть ли резон давать внимание тому, что ПРЕДШЕСТВОВАЛО симптому, что осталось в прошлом…Разве нам интересна судьба ПРОШЛОГОДНЕГО СНЕГА?

Часто в разговоре люди рассказывают своему собеседнику о событиях, которые уже завершены. Это происходит не только в бытовых ситуациях, но и в терапевтической беседе. И вот что привлекает мое внимание: часто люди говорят о душевной боли, о телесном симптоме или о неприятных чувствах, которые стали итогом некоторой цепочки событий в линейном развитии времени. Логично, что они говорят о завершающем эпизоде как о наиболее важном… но всегда ли это логично для душевной жизни? Приведу пример из жизни садовода: «Посадил я весной огурцы, был большой урожай, потом наступила осень и листья огурцов завяли и засохли». Такой рассказ кажется немного комичным! Потому что наиболее интересным, предположительно, для опыта души является или забота о рассаде, или урожай огурцов, но вряд ли засохшие осенью листья станут основным предметом внимания. Однако в области своей душевной жизни люди часто действуют совершенно иначе, особенно если речь идет о симптоме. Многие мои собеседники «забывают» о себе самих и о своих побуждениях, если в их жизни имела место некоторая остановка, и дают свое внимание только симптому как тому, что захватывает все их внимание. Захватывает до такой степени, что отделяет человека от самой жизни!

Что и как я делаю как собеседник, когда разговариваю собеседником о его ситуации?  Я размышляю о том, как мой разговор и моя позиция в отношении того сюжета, который рассказывает собеседник, как мои слова и действия повлияют на развитие опыта собеседника? Что произойдет для собеседника в эпизоде нашего взаимодействия?

Кажется, что тезис о влиянии каждого из собеседников на разговор это самое обыкновенное дело. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» это сказал поэт. Но как психолог я думаю совсем наоборот! Я очень даже задумываюсь о том, что именно я говорю собеседнику во время терапевтической сессии и какое влияние может оказать мой способ действия. За годы практики я привыкла к удивительной мысли, что сам факт разговора с психологом кое что может менять в жизни клиента…

Для примера я предлагаю рассмотреть некоторый специальный тип рассказов о ситуации. Каждый  из эпизодов мы, в зависимости от своего предпочтения,  некоторым смыслом рассматривать или как единый гештальт ситуации, или как цепочку последовательных эпизодов, каждый из которых мы можем рассматривать как особый фрагмент человеческого опыта, отдельную микро-ситуацию.

Вот несколько примеров:  «Шел по темному лесу, по дороге, было опасно, но все обошлось»,  «Было трудно, я старался,  вот теперь удача!», «Было трудно, я стремился,  но  вот  случился «облом» и чувства мои ужасны, жизнь разрушена и (симптом) сейчас»… и множество других вариантов. Так как предметная жизнь развивается в линейном времени, последовательность в рассказе естественна. Даже если мы не буде обсуждать «каузальности», сам факт последовательного движения предлагается нам опытом линейного переживания времени как последовательности.
Эти примеры объединяет то, что человек сообщает о последовательности «шагов по своему жизненному пути». Жизненный путь это метафора движения во времени от прошлого к будущему. Все эти высказывания обрисовывают некоторый фрагмент жизненного пути, так как этот фрагмент в момент рассказа хочет передать своему собеседнику говорящий. Это линейная последовательность событийного ряда. Так, «как происходит в обыденной жизни». Например, «я был голоден, подошел в кафе, заказал ужин, съел его и теперь я сыт». Линейная последовательность кажется нам естественной и логичной

Однако время психическое отличается от времени линейного! Какое действие в отношении разных фраз мы предложим? Во первых, мы выдвинем некоторый парадоксальный тезис о времени: время прошлого и время будущего всегда в некотором смысле условность. «Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время — не время, Если оно миновало.» (Самуил Маршак)  какой вывод мы можем седлать: «прошлое позади, бдящее впереди. Существует только момент настоящего. В тот момент, когда мы даем внимание эпизоду из прошлого, мы некоторым образом делаем его частью «момента настоящего». Итак, ЧТО мы выберем для своего внимания из прошлого, КАК этот эпизод станет нашим «собеседником» из прошлого опыта? Иногда даже прекрасные побуждения завершаются не слишком удачно… А тем более (если вспомнить цикл контакта, из гештальт методологии) в завершении любой активности будет фаза интеграции. Которая часто сопровождается легким оттенком печали.

Тема выбора точки внимания требует подробного обсуждения, так как к ней имеет отношение эффект полярности.  Например, некоторые люди говорят «я не буду давать внимания своим потребностям, не буду желать того, чего точно не смогу получить в данный момент от окружения». Этот тезис может быть очень продуктивным и в то же время может стать очень ограничивающим. Например, в ситуации туристического похода может быть не уместна мечта туриста о диване и телевизоре. И в то же время не так уж перспективно для жизненной ситуации, если моя собеседница 40 лет говорит « я не могу чувствовать, что я существую, до тех пор, пока моя мама не признает того, что я сущесвую…»

Алгоритм «покупка зеленого дивана». Для учебных семинаров мы предлагаем тренировочный алгоритм, который помогает терапевту заметить свой способ выделения фигур из рассказа клиента о завершенных событиях его жизни. « Я был дома и испытал желание расслабиться, я оглянулся и понял, что мне для отдыха не хватает мягкого дивна. Я взял каталог мебельного магазина и увидел прекрасный диван зеленого цвета, цвет весенней травы восхитил меня! Я поехал в магазин… и когда подходил, увидел как грузчики выносят зеленый диван. Подумал: какой прекрасный выбор сделал, не я один выбрал этот цвет! Я вошел в зал, огляделся, не увидел того, что хотел. Спросил продавца…И продавец ответил, что это был последний экземпляр, и больше поступлений не будет! С досадой и вернулся домой, настроение стало ужасным…И всю неделю у меня болит голова с этого момента…» . Все события были неделю до разговора. То есть «расстояние в часах» до эпизодов, если отсчитывать от настоящего момента, различается незначительно.  Вопрос, который я предлагаю слушателям: к какой части рассказа вы дадите свое внимание? Что станет темой для вашего диалога? Что изменится в опыте вашем и в опыте вашего собеседника в зависимости от того, что именно ЗДЕСЬ -И-СЕЙЧАС вы сделаете предметом вашего внимания? Как этот ваш выбор повлияет на будущее?

Мы помним тезис из теории поля: «интенция принадлежит ситуации, чувства принадлежат ситуации». Из этого примера понятно, почему не всегда достаточно того, чтобы терапевт спросил клиента: «какие у тебя чувства? Или что ты чувствуешь в связи с этим эпизодом?», и даже, возможно, не всегда стоит спрашивать о чувствах. Перспектива для внимания к человеческому (не к симптому!) в человеке открывается, если давать фокус на интенциональностях. Они сменяются одновременно с тем, как меняется ситуация человека. Нам кажется, что для восстановления ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  в душе человека в отношениях с прошлым иногда бывает важен итог события, а иногда  отдельные эпизоды. В таком случае важно уточнение: какие побуждения и чувства были на разных этапах этого отрезка жизненного пути. И, как всегда, когда речь идет о человеке, важно отличать эти ситуации друг от друга. Но как нам кажется, если в итоге некоторая цепочка событий завершена симптомом, в отношениях с человеком мне кажется полезным давать внимание тому периоду, когда человек был еще вполне живым и был в контакте с миром… И не так перспективно давать много внимания его симптому, который уже ПРЕРВАЛ отношения (точнее, преобразовал эти исходно свободные отношения обмена в отношения застывшего симптома) человека с миром

В завершении напомним сюжет народной сказки из собрания Братьев Гримм «Умная Марта». Девушка думает: вот выйду я замуж, рожу ребенка, будет дома праздник, пойду в погреб за пивом, оступлюсь, кувшин с пивом разобьется…досада такая…жалко кувшина…слезы». И жених застает ее всю в слезах, и отказывается от невесты… То есть мысли о будущем тоже могут стать поводом для отказа от переживания себя самого как живого и чувствующего себя в контакте человека.
(май 2022)