Что за мальчик изображен на картине?

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. Мальчик с болонкой. Х.м. 36,1х30.<…>Государственная Третьяковская галерея.
2. Н.Д. Быков. Автопортрет с рейсфедером в руке. Х.м. 53х45,5. До 1835. Государственный Русский музей. (Приведена официальная датировка, указанная в Каталоге ГРМ.  Представляется, что она завышена года на три, т.к. молодому человеку не дать 22-х лет.)

Одним из популярных произведений художника А.Г. Варнека является картина «Мальчик с болонкой», находящаяся издавна в собрании ГТГ. Это можно увидеть, посетив интернет-сайт «Мешок», на котором число открыток прошлых лет с  изображениями «Мальчика и болонки» значительно превышает число открыток с другими названиями произведений художника.
В настоящей миниатюре рассматривается версия, согласно которой художник запечатлел на картине одного из своих воспитанников в Академии художеств – Быкова Николая Дмитриевича (28.11.1812 – 06.03.1884), прибывшего в июле 1825 года в Санкт-Петербург и ставшего в последующие годы знаменитым коллекционером.  С доказательства  в пользу этой версии и начну миниатюру, после чего представлю краткую  биографию Н.Д. Быкова.

Прежде всего, обращу внимание на датировку картины – 1810-е, указанную в каталоге ГТГ [1] и в монографии В.С. Турчина [2]. В обоих случаях аргументы в пользу такой датировки не приводятся, а отсутствие сведений о данной картине в академических отчетах периода 1810-х [3] и в Собственном списке  художника [4], дают основание усомниться в ней  и пересмотреть ее. 

Главным же обоснованием версии в пользу того, что запечатлен на картине «Мальчик с болонкой» ученик А.Г. Варнека  Николай Быков в возрасте 12-ти лет,  является увиденное мною сходство лиц мальчика на картине Варнека и Н.Д. Быкова на его автопортрете, выполненном, как указано в Каталоге ГРМ, до 1835 года.

Одинаковыми, прежде всего, являются форма глаз, бровей, губ и слегка короткого  носа, а также все пропорции лиц. Одинакова и сама овальная форма лиц с открытыми лбами, заостренных в области подбородков. Одинаковы и зачесы волос на головах направо, а также и средних размеров уши, прикрытые слегка волосами. 

Написал, кажется, обо всем, но буду самокритичным, и назову то, в чем я не до конца уверен. Это возраст мальчика на картине. Хотел бы снизить его года на два, но никаких возможностей для этого нет, т.к. познакомились мальчик и его педагог именно в  июле 1825 года (см. краткую биографию Н.Д. Быкова, приложенную к миниатюре следом за написанным текстом).

К БИОГРАФИИ Николая Дмитриевича Быкова (28.11.1812 – 06.03.1884). Его причисляют к категории состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком (единый художественный рейтинг 4В). Однако рейтинг этот характеризует скорее потенциальные возможности выпускника Академии художеств, окончившего данное учебное заведение в 1835 году, и не является оценкой ранее выполненных им работ. Действительно, художником-практиком Быков, по существу, не стал, а всю свою любовь к искусству, которой он был одарен от природы, направил в иное направление – коллекционирование художественных произведений.
Годы учебы в Академии художеств и непосредственные контакты со своим учителем, профессором Александром Григорьевичем Варнеком (1782–1843), обладавшим большим опытом знатока произведений русской и европейской живописи, позволили Быкову стать высококлассным экспертом в данной области. Благодаря этому, авторитет его среди профессиональных художников и у руководства Академии был исключительно высоким.

Создание Быковым в 1850-е годы в Санкт-Петербурге галереи художественных произведений (в основном произведений живописи) стало важным событием в жизни северной столицы и способствовало повышению уровня художественной культуры у петербургских жителей.

Автор прилагаемого текста хотел бы рассказать в нем о некоторых эпизодах жизни знаменитого коллекционера, в частности, о том, как он, малоимущий художник, через несколько лет после окончания Академии художеств смог стать обладателем солидной художественной галереи, меценатом и человеком, оставившим яркий след в истории русской живописи.

Родился Н.Д. Быков во время Отечественной войны 1812 года (10 декабря по новому стилю) в Вышнем Волочке Тверской губернии в семье чиновника; происходил из обедневшего старинного дворянского рода. Еще в детские годы он полюбил рисование и однажды узнал, что на художника учат в Петербурге – в Академии художеств. От Вышнего Волочка до Петербурга по прямой линии свыше трехсот километров, а если плыть по разным рекам, которые текут в этой местности, и каналам, прорытым еще во времена Петра I, то будет и за четыреста. Однако это не испугало двенадцатилетнего мальчика, который очень хотел выучиться на художника. Летом 1825 года, без разрешения родителей и без денег, он убежал из дома и водным путем на барках, зарабатывая себе на пропитание, направился в сторону Петербурга.

О том, как закончилось это путешествие, написал мне из Санкт-Петербурга в начале 2010 года профессор В.В. Мелентьев, один из потомков Н.Д. Быкова и хранитель семейных преданий. Процитирую фрагмент из его письма: «Передвигаясь по Мариинской системе, Н.Д. приплыл рано утром на плотах прямо к парадному входу Академии (сфинксов на спуске к Неве тогда еще не было). Внутрь здания его, конечно, не пустили, и тут (о, воля случая!) из «розового» академического дома на 3-ей линии идет к парадному входу Ваш пра-пра-пра-дед Александр Григорьевич Варнек. Он расспросил и пожалел мальчишку, забрал его к себе домой, воспитывал среди своих детей; сделал из него в дальнейшем художника и человека. Помнил об этом Николай Дмитриевич всю свою жизнь и многое сделал впоследствии, чтобы не только картины, но и имя художника Варнека осталось в истории искусства. Своего учителя он считал не только удивительным художником, но и человеком большого сердца и доброй души».

Окончил Н.Д. Быков Академию художеств со званием неклассного художника портретной живописи в 1835 году, однако еще в 1830 году стал преподавать рисование и черчение в Андреевском четырехклассном училище в Петербурге (дом №20 на 7-ой линии Васильевского острова), занимая временами должности канцелярского служащего, гувернера и архивариуса при Академии художеств. Возможно, по этим причинам молодому художнику не хватало времени для творческой работы, из-за чего в его скупой официальной биографии практически и нет сведений о написанных им собственных картинах.

Известны лишь автопортрет художника начала 1830-х годов, хранящийся в Русском музее, да еще один портрет, который Быков написал в 1838 году. И хотя портрет этот с изображением известного русского поэта В.А. Жуковского был только копией с оригинала Брюллова, оценен он был как в художественном, так и материальном отношении весьма высоко. Действительно, данный портрет вместе с оригиналом были разыграны в лотерею, а вырученные деньги пошли на благотворительные цели – выкуп из крепостной зависимости молодого и талантливого украинского поэта Тараса Шевченко. Примечательно, что выбор Быкова в качестве копииста названного выше портрета был сделан «самим Карлом». Впоследствии этот портрет поступил в Третьяковскую галерею и находился в ней первоначально под именем Брюллова.

После окончания Академии Быков остался в ней архивариусом, однако средств «для жизни» это не давало и вынуждало к поиску дополнительных заработков. Поэтому, узнав о заказе на роспись церкви в Сибири, куда не было желающих ехать, художник решил взяться за эту работу. Была ли в итоге церковь расписана, неизвестно, но хорошо известно, что в Сибири Быков в конце 1830-х попал на золотые прииски. Атмосфера золотой лихорадки охватила в те годы как Западную, так и Восточную Сибирь. Золотоносные месторождения были открыты в десятках сибирских округов, что привело, по существу, к массовой добыче золота в тех краях.

Поддавшись ажиотажу, Быков все свои деньги вложил в покупку золотоносного участка, но начав разработку, увидел, что его обманули: участок был уже кем-то использован. Однако денег больше не было, он упорно продолжал рыть на старом месте, напал на новую золотую жилу и быстро разбогател.

Сделавшись обладателем большого состояния, Быков вернулся в 1840 году из Сибири в Петербург и приступил к осуществлению своих новых планов. Однако, прежде всего, он обзавелся семьей, женившись на дочери видного государственного служащего Министерства государственных имуществ, Штукенберга Ивана Федоровича (1788–1856), который являлся действительным членом Русского географического общества и автором ряда работ в области географии, топографии, этнографии и статистики. Жена Н.Д. Быкова, Клара Ивановна (1819–1882), родом была, как и он сам, из Вышнего Волочка, а семьи их родителей были давно и хорошо знакомы. У супругов родилось восемь детей – три дочери и пять сыновей.

В начале 1840-х Быков начал деятельно приобретать произведения искусства, проявляя в выборе их большой художественный вкус и знания. Постепенно он создал целую картинную галерею, в которой были произведения самого разнообразного характера – портреты и пейзажи, жанровые и исторические картины. Коллекционер приобрел немало прекрасных произведений Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шебуева, Егорова, Венецианова, Кипренского, Брюллова, Басина, Сильвестра Щедрина, Шишкина, Лебедева, Штернберга и других русских художников. Но особенно много работ в его коллекции (не один десяток) принадлежало кисти художника А.Г. Варнека. Кроме того, Быковым было собрано большое количество рисунков различных художников, гравюр, а также много рукописных и иных материалов (письма художников, карикатуры на них и даже скульптуры).

Создавая свою коллекцию, Быков не оставил работы педагога и гражданского служащего как в Андреевском училище, так и Академии художеств, и дослужился до чина действительного статского советника. А еще много внимания он уделял молодым начинающим художникам, открывая среди них таланты и материально поддерживая их своими заказами. Так, из переписки Быкова с Шишкиным, находившемся в 1860-е годы в Германии, следует, что выполненную пейзажистом в 1865 году по его заказу картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», коллекционер по своей личной инициативе представил на рассмотрение Совета Академии художеств и убедил всех членов Совета, что художник за эту работу заслуживает звания академика. Чисто формальное утверждение этого звания произошло, как только художник вернулся из Германии в Петербург. Большую поддержку Быков оказывал молодому талантливому пейзажисту Ф.А. Васильеву, а также уехавшим в Италию М.И. Лебедеву и В.И. Штернбергу.

В 1850-х семья Быковых стала проживать в каменном двухэтажном особняке №48/27 на Среднем проспекте Васильевского острова, который в 1849 году возвел известный петербургский архитектор К.А. Тон. Дом был убран с большим вкусом. Старинная мебель, хрустальные люстры, роскошная отделка – на это не скупились. Но главным украшением и сокровищем дома была большая коллекция картин, которую Быков собрал за эти годы. Хозяин дома очень любил гостей, для приема которых служил двухсветный зал, где бывал «весь художественный Петербург».

Семья Быковых по тем временам была весьма развита. Быковы подписывались на все лучшие журналы, у них собиралась петербургская интеллигенция, обсуждались волнующие проблемы. Николай Дмитриевич был весьма колоритной фигурой и слыл оригиналом. В обществе много говорили о его чудачествах. Например, в «царские дни» требовалось вывешивать флаги, а он и не думал выполнять распоряжения полиции. Однажды околоточный предупредил, что возьмет за это штраф. Быков тут же вынул деньги: «Вот тебе штраф, а чтоб мне указывали, как и что праздновать, – не позволю!».

С годами общественный статус Николая Дмитриевича только упрочнялся. Он состоял действительным членом Общества поощрения художников, а в 1870 году стал Почетным вольным общником Академии художеств. Являлся гласным петербургской городской думы и пользовался среди товарищей уважением и влиянием.

В 1881 году Быков предпринял попытку организовать персональную выставку работ художника Варнека в связи с приближавшимся столетием со дня его рождения. Однако попытка эта не увенчалась успехом, так как большая часть работ художника находилась в это время в различных частных собраниях. Тем не менее, эта акция привлекла внимание к имени портретиста, которое к концу ХIХ века стало забываться, многих ценителей русской живописи.

К концу жизни Н. Д. Быкова его картинная галерея насчитывала 250 произведений и была одним из самых замечательных по своим художественным достоинствам собраний. Умер знаменитый коллекционер и человек необычной судьбы в Санкт-Петербурге 6-го марта 1884 года, пережив свою супругу на два года. Похоронили его на Смоленском православном кладбище рядом с женой и дочерью Бендер Ольгой Николаевной (1841–1875). Имя Н.Д. Быкова отсутствует в справочнике «Исторические кладбища Петербурга», поэтому не исключено, что могила его в настоящее время является, скорее всего, утерянной. В заключение следует сказать несколько слов о судьбе коллекции Н.Д. Быкова. В 1884 году наследники коллекционера выставили ее на аукцион, и она разошлась по разным местам. Основная ее часть попала, к счастью, в Третьяковскую галерею.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (A-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: «Palaca Editiois», 2002, С.111.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– 168 с.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
4. В.А. Варнек. О собственном списке художника А.Г. Варнека, Невский библиофил. 2014. С. 191.

11.05.2022.