Мой друг Аквик. Глава 9. Село Преображенское

Сергей Диковинный
          Когда утром я прибежал к морю, Аквик уже сидел на берегу, а ближе к буйкам плавали Мишка и Мари.
- Учит её кролем плавать. Способная оказалась.
- Как всё прошло? – я волновался за девушку: как её примет семья Аквика.
- Ты про Мари? Всё отлично, маме понравилась. Говорит, что теперь за меня меньше волноваться будет, потому что за мужчиной должен быть «женский пригляд». 
- Значит, она теперь с нами будет путешествовать?
- Как видишь, уже путешествует. Дома ни в какую не захотела остаться.
          Что это за «пригляд» такой я не понял, но если маме Аквика так спокойнее, то пусть путешествует. Мари - девчонка хорошая. Заметив меня рядом с Аквиком, Мишка помахал мне рукой, и они с Мари наперегонки поплыли к нам.
- Никасу привет!
- Здравствуй, Никита! – на Мари был голубой купальник, который очень шел к её рыжим волосам и веснушкам. Она улыбалась. Даже не верилось, что вчера её собирались казнить за то, что она умеет плавать.
- Все в сборе. Куда нырять будем?
- Есть предложение! Давайте посмотрим, как развивалось плавание в русском Средневековье.
- Ой! А там не казнят за плавание?! – Мари испуганно смотрела на Аквика.
- Средневековье без казней нигде не обходилось, но за плавание на Руси точно не казнили!
- Тогда ныряем!
          Мы вынырнули у берега неширокой реки. Перед нами прямо из воды рос тростник, а крутой спуск к реке был весь в лопухах. Издалека доносились звуки барабана и флейты. Немного проплыв вдоль берега, мы выбрали удобный участок для нашей «высадки» и, пробираясь через лопухи, вскарабкались по косогору. Нашему взору открылся большой луг, а за ним среди высоких берёз деревенские дома, за которыми виднелись дворцовые строения.
          Картина совсем не походила на ту, что мы видели в средневековой Германии. Здесь всё было яркое, удалое и молодецкое, этому настроению особенно способствовала большая группа мальчишек в зеленых кафтанах с деревянными фузеями. Им всем было лет по десять – двенадцать, и они выглядели, как «игрушечное войско», но улыбок и шуток не наблюдалось, наоборот, все очень серьезно и старательно относились к тому, что делали. Пять барабанов и одна флейта в умелых руках задавали маршевый ритм, под который мальчишки двумя колоннами усердно шагали по лугу. Трое взрослых офицеров отдавали команды и руководили этой строевой подготовкой. У двух настоящих пушек, стоящих в стороне и сверкающих на солнце начищенной медью, расположились «игрушечные орудийные расчеты»: по пятеро мальчишек на одну пушку и один взрослый офицер. Пушкари выстроились рядом со своими пушками и чего-то ждали. Но вот смолкли барабаны и колонны остановились, деревянные фузеи с плеча опустились к ноге. Офицер громко отдавал команды.
- На ле-ВО! Как солдату ружьё надлежит держать? Что об этом нам говорит «Строевой устав»? Надлежит солдату фузею держать на левом плече круто, плотно к себе, дабы скоба против левой груди, а левая рука посереди самого приклада была, но левый локоть от себя держать надлежит.
          Мальчишки стояли по команде смирно и внимательно слушали своего командира.
- А теперь всем плавать на Яузу! М-а-р-ш!
          В этот момент орудийные расчеты забегали, как муравьи, и две пушки громко и дымно выстрелили. Мальчишки бросали свои деревянные ружья, музыканты - барабаны и флейту, и толпой наперегонки, на ходу сбрасывая с себя кафтаны, с радостными криками понеслись к реке. Орудийные расчеты проделали то же самое, видимо, команда «плавать» была общая. Офицеры глядели им вслед и недовольно качали головами, но остановить их даже не пытались.
- Как тут интересно и весело! – Мари с восхищением наблюдала за «игрушечным войском».
- Куда мы попали?
- Год 1684 - будущему российскому императору Петру I двенадцать лет. Здесь, в подмосковном селе Преображенское, из детей бояр и детей крестьян из окрестных сел собрали два «потешных полка» для развлечения царевича. Они сейчас и понеслись купаться на Яузу. Смотрите, как вытоптали лопухи.
          Многие мальчишки брызгались у берега, но некоторые уверенно поплыли по реке к противоположному берегу. Мишка уставился на пловцов, стараясь понять способ, которым они плыли.
- Не понимаю, каким способом они плывут.
- На Руси существовал один вид плавания и назывался он – саженки.
- Какое странное название.
- Ничего странного. Посмотри на движения плывущего. Поочередно вперед выбрасывается сначала одна, потом другая рука. Соответственно голова поворачивается влево-вправо, оставаясь всегда над водой. Руки при плавании изображают диагональ. А на Руси есть мера длины, которая называется «сажень», она примерно и равняется диагонали рук. От слова «сажень» и произошло название этого способа плавания – саженки.
- Интересно. Похоже на кроль.
          Один мальчик из «потешного полка» постоял на берегу, посмотрел на товарищей и не решился к ним присоединиться. Вместо этого он наклонился над водой, умылся и, забравшись по косогору, уселся на траву недалеко от нас.
- А как здесь относятся к чудовищам, которые живут в воде? – спросила Мари.
- А ты сама-то веришь в этих чудовищ?
- Не знаю.
- Жившие на Руси славяне, всегда поклонялись различным духам. Одним из таких духов был – Водяной. Он управлял всем водным царством. Ему подчинялись не только рыбы и русалки, но и те, кто имел отношение к воде. Славяне с любовью относились к Водяному, они верили, что он им помогал. Следил, чтобы пловцы не утонули, а рыбакам загонял в сети рыбу.
- А в Средневековой Европе все наоборот: страх перед водой и чудовищами, которые в ней живут, инквизиция, грязные тела и казни за плавание.
- Мари, хорошо, что мы тебя оттуда забрали!
- Вы - все мои спасители!
- Аквик, расскажи ещё что-нибудь о плавании.
- Рассказать вам, какие были первые соревнования по плаванию среди славян?
- Да! Да! Расскажи!
- Первые соревнованию по плаванию среди славян были необычными. Собиралась группа лучших пловцов. Все одновременно заходили в воду. Задача состояла в том, чтобы за определенное время голыми руками поймать рыбу. За соревнованиями было интересно наблюдать. Мужчины ныряли надолго под воду, проплывая не один десяток метров, пока у них в руках не оказывалась рыба. Выигрывал самый ловкий, кто вылавливал самую большую рыбу. Ему дарили, в качестве приза новую рыбацкую сеть.
- Нужно будет попробовать! – любое новое соревнование Мишка воспринимал, как вызов.
          Зная Мишкино отношение ко всем соревнованиям – «победа или смерть!», я уже пожалел, что Аквик рассказал нам про эти соревнования. Несложно было представить, как Мишка будет плавать под водой до тех пор, пока голыми руками не поймает рыбу или пока не утонет. Поэтому я решил переключить разговор на что-нибудь более безопасное.
- А другие соревнования у славян были? Попроще …
- Были и попроще. На Крещение, в полынью бросали крест. Его надо было достать. Мужчины ныряли в холодную воду и старались найти крест. Кто первым находил его, тот и побеждал. Это было народной забавой и соревнованием. Мужчины демонстрировали свою закалку, умение плавать и ловкость, а также любовь к воде и умению хорошо плавать даже в ледяной воде.
          Я вздохнул с облегчением. Это соревнование попроще, чем рыбу ловить голыми руками. Мальчишка из «потешных полков» придвинулся к нам поближе, и я заметил, с каким интересом он слушает Аквика. Вдруг со стороны реки послышались крики.
- Караул! Утоп!!! Мишка Голицын утоп!!!
          Слушавшая Аквика и смотревшая на плавающих Мари, сорвалась с места, с разбега нырнула в воду и поплыла в сторону кричащих. Пока мы соображали, что к чему, она уже оказалась на середине реки и нырнула под воду. Плавающие рядом мальчишки нырять не решались. Скоро Мари вынырнула, вытягивая кого-то за волосы на поверхность. Доплыть до берега им помогли.
          Мальчишка из «потешных», который сидел рядом с нами, сбежал по косогору к берегу, на котором все столпились около чуть не утопшего товарища. Был слышен его повелительный голос.
- Меньшиков где?! Где Алексашка?!
- Я здесь, Петр Ляксеич!
- Недоглядел, пес?! Какой ты бомбардир?! Без барабанщика меня чуть не оставил?! – и как даст этому Меньшикову затрещину, потом ещё, и ещё пока Алексашка в речку не сиганул и не поплыл к другому берегу. Петр Алексеевич бегал около воды и горячился, потрясая кулаками и ругая Меньшикова. Чуть не утонувший Мишка Голицын уже стоял на ногах.
          Когда все успокоились, царевич Петр поднялся к нам, и мы познакомились. Мари на него произвела сильнейшее впечатление: он не спускал с неё глаз.
- Никогда не видел, чтобы девчонки так плавали! Спасибо тебе за моего барабанщика, что не дала ему утонуть! Откуда вы?
- Мы путешествуем и изучаем историю плавания.
- То-то я смотрю вы о нём всё знаете! Расскажите ещё!
          Пришлось нам рассказывать про свои последние путешествия, Петр слушал с раскрытым ртом. Я рассказал, как древние люди научились плавать по-собачьи, и что это помогало им ловить рыбу, как мы наблюдали за ними из пещеры, а потом они нас чуть не схватили. Мишка рассказал про термы в Древнем Риме, а Аквик про запрет на плавание в Средневековой Европе. Когда Петр услышал, как мы спасали Мари от казни за то, что она умеет плавать, глаза его налились кровью, он вскочил на ноги и приготовился куда-то идти.
- Пошли!!!
- Куда?!
- Разберемся с ними! Два полка возьмём и артиллерию!
          Мы с большим трудом успокоили вспыльчивого царевича. Мари стояла рядом с нами, и ей ничего не угрожало. Раздался звук пушечного выстрела.
- Пора на построение.
- Идите, Петр Алексеевич, впереди у вас много славных дел!
          Молодой Петр подхватил свой кафтан и побежал догонять своих. Недалеко отбежав, он повернулся к нам и крикнул.
- А плавать я обязательно научусь!
- А куда ты денешься? Конечно, научишься, тебе флот российский строить! – эти слова Аквика Петр не слышал, он был уже далеко со своим полком.