Слушать голос времени Эссе

Сергей Носов 8
СЛУШАТЬ ГОЛОС ВРЕМЕНИ
ЭССЕ

       Должен ли Поэт слушать Голос Времени и отразить его в своем творчестве?
          Со времен Блока мы в нашей России убеждены почти поголовно, что - должен. Большой Поэт вслушивается в свою Эпоху.
                Большой Поэт слышит биение  пульса своего времени, отображает в творчестве его потаенные «ритмы»  и воспринимает свое историческое время как властную стихию жизни, которую остановить или повернуть вспять невозможно.
               Таким был Блок - крупнейший русский поэт ХХ столетия. И как нам кажется таким должен быть каждый настоящий и большой Поэт вообще. В любой стране. И в любую эпоху.
                Но так ли это на самом деле?
                Вопрос по меньшей мере спорный. И ответ на него может быть двойственным. Потому что историческое время нередко безжалостно. И имеет способность губить таланты, губить творчество… И губить людей.
                Свое историческое время порой благотворно для творчества забывать. А умение лично отстраниться от этого времени - спасает и талант и саму жизнь художника-творца.   
                Я недавно заново просматривал Материалы для Биографии Блока и два тома воспоминаний о нем -  интересное и поучительное во многом чтение.
                И  я почти сразу обратил внимание на то, что даже в 1916-м году (и даже раньше!) Блок уже ничего не создавал в поэзии - его поэтическая активность угасла. И Муза как будто оставила Блока.
                На это сетовала в частности в одном из писем тех первых лет Первой Мировой войны жена Блока Любовь Менделеева - Саша, мол, ничего не пишет, занят только общественной работой.
                И жена поэта сообщала об этом с прискорбием - ей явно больно было это видеть и об этом писать.
                Поэт по призванию должен творить чтобы жить. Иной жизни и нет для него.
                Если Муза большого поэта замолчала - это признак трагического неблагополучия в его жизни, в его судьбе, в его душевной организации.
                С Блоком так и было. Он фантастически быстро стал стареть
 И душу его заволакивал тяжелый безысходный сумрак.
                Можно творить и находясь на «дне жизни» - так Бодлер писал свои «Цветы зла». Так творил Франсуа  Вийон когда-то. И так жил и творил любимый Блоком Аполлон Григорьев - вечно пьяный, спившийся фактически, вечно несчастный.  Мучившийся от гнетущей бытовой неустроенности и от фатального безденежья, но до последних дней своей сумбурной и стихийной жизни полный удивительной и светлой в своих истоках творческой энергии.
                Так бывало в истории поэзии и культуры. Но не с Блоком.
                Александр Блок всегда был моим любимым русским поэтом - с самого детства.
                Тогда в мои детские годы я не все в поэзии  Блока мог понять конечно. Но его поэзия все равно «несказанно» пленяла меня необъяснимым образом.
                И сам образ Блока был окружен для меня с детства и отрочества романтически возвышенным и гордым ореолом настоящего творца, которому доступны заоблачные высоты поэзии и культуры.
                И только теперь когда лет мне уже немало по общим меркам я увидел и открыл для себя, что Блок был может быть и ярчайшей творческой  личностью (это неоспоримо), но слабым вместе с тем человеком - «ветер времени» уносил его так же легко как листья осенью  срывает ветер  с деревьев и уносит кружась куда-то…  к их неминуемой гибели суровой зимой под толщей равнодушного снега.
                У Блока было подлинное и глубокое чувство жизни как единого целого.
                Он унаследовал это чувство от Вл. Соловьева, но довел его при своей восприимчивости к окружающему миру до поразительной «нервической» обостренности, которая изначально граничила с болезненной экзальтацией.
                В состоянии этой едва ли здоровой в своих истоках экзальтации и были написаны молодым Блоком, ставшие знаменитыми впоследствии «Стихи о Прекрасной даме».
                Вл. Соловьев, которому на вид подражал молодой Блок, увлеченно и безоглядно витал в сферах трансцедентного.
                А Блок представил реальную знакомую девушку (Любу Менделеву)  в чарующем и заколдованном образе Вечной Женственности. И поклонялся ей.
                Так бы мы стали поклоняться любимому нами священнику - вместо Бога. Так бы молитвенно поклонялись своей собственной матери – вместо священной  Матери-Земли. И так далее.
                Блок не был способен мыслить и представлять что-то на уровне отвлеченных трансцедентных сущностей - для него фактически эти сущности просто не существовали.
                В отличие от Вл. Соловьева.
                В этом и достоинство и беда Блока как творческой личности. Он не умел жить ничем отвлеченным.
                В жизни Блок чувствовал на самом деле отнюдь не некие мистические веяния, а вполне реальные психоэнергетические волны и потоки.
                Жизнь на закате императорской России была феерически яркой порой, но тревожной. Полной смутного страха за будущее.
                Это трудно было не замечать. А Блок это чувствовал с необычайной ясностью и остротой.
                Тревожные тогдашние  дни и тревожные петербургские    ночи  -  вот чем жила и дышала фантастически яркая и чарующая поэзия Блока в расцвете его несравненного таланта.
                Но тревожность - это еще не неблагополучие.
                Жизнь тогда в России все таки шла своим чередом, согласно многовековым устоям. Были богатые, были бедные и очень бедные. Было вечное воровство чиновников и прилипших к ним предпринимателей.
                Все это было в России всегда. Или почти всегда. Это была та традиционная русская жизнь, к которой все привыкли.
                И Блок этой жизнью - и в своем Шахматове и в Петербурге - жил в общем-то с наслаждением,  отдаваясь «вихрям времени», одиноко бродя по петербургским окраинам, по пригородным ресторанам…
                Блок конечно остро  чувствовал что близится историческая катастрофа, что старая Россия может погибнуть…
                Но что замечательного в том, чтобы быть таким мрачным пророком, подобным Кассандре?
                Как я сейчас думаю - ничего замечательного в этом нет.
                Человек создан для того чтобы жить и жить. А не предрекать гибель кому-то или чему-то.
                Как сейчас историческим ясно - неотвратимости в так называемой Октябрьской Революции не было. 
                Россия конечно была в глубоком кризисе, усугубленном Первой Мировой Войной. Правление Николая 11 было бездарным и пагубным в целом для страны.
                Все это очевидно.
                Но большевистского переворота Россия могла бы и избежать  -  при ином и вполне возможном стечении исторических обстоятельств.
                Россия не была фатально обречена на самоуничтожение и гибель.
                А Блок этого решительно не понимал.
                Его душа откликалась только на драматические и трагические веяния своего времени - и Муза его замолкала и умирала.
                Поэта Блока «Двенадцать» - действительно последний истерический крик погибающего большого Поэта.
                Но не более того.
                Блок сам толком не понимал, что он признает и приветствует. И какой именно «старый мир» он отвергает.
                И вполне закономерно, что после этой выдающейся, но и истерической одновременно поэмы Блок больше ничего в поэзии  так и  не создал.
                Порочна оказалась сама блоковская стезя восприятия мира и жизни в нем - через призму истории и текущих исторических  событий.
                История может менять свой облик. А человек остается таким каким и был.
                И этот человек хочет жить и имеет право выжить, а не умереть. А вот Блок  этого не понимал и не признавал.
                Я помню как некогда любимый народом ведущий телепередач «Клуб кинопутешественников»  Сенкевич, потом и участник нашумевших путешествий знаменитого Тура Хейердала,  писал в своих воспоминаниях, что во время путешествия в Антарктиду (где он потом провел год в экстремальных условиях на одной из самых близких к центру Антарктиды исследовательских станций), что в Австралии в Сиднее они встретили супружескую пару - он был немец. А она русская. Из числа пригнанных на работу в Германию во время Второй Мировой Войны.
                Их обоих в послевоенной  Европе не ждало ничего кроме тюрем. И они уехали в Австралию. Говорили на русском языке между собой. И видимо любили друг друга и были счастливы.
                Разве мы можем осуждать этих людей?
                Правда, Кремлевские журналисты и провокаторы, выпущенные на Запад, часто пытались подступиться с известным эмигрантам и выведать у них какие-то тайны, о чем они потом усердно докладывали в органы КГБ.
                Так было например с престарелым Керенским в последние годы его жизни уже в США… К нему постоянно лезли «журналисты из КГБ», не ведая и  сами толком,  что именно они хотят от старика Керенского услышать и узнать…
                Служба есть служба как  мудро говорится в народе.
                Служи -  может быть и дослужишься до креста на могиле. Или до настоящего памятника. В бронзе. И  на гранитном постаменте.
                Каждому - свое.
                Но поэт должен жить. Если нет Поэта на земле - сама Земля умирает. Ей не о чем петь и плакать тогда в звездные ночи.
                Любите жизнь. И верьте в нее. Не позволяйте погубить себя за чьи-то пустые амбиции, в которых нет правды и настоящей веры в справедливость.         


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -